Найти в Дзене

Синдром самозванца

Сегодня я открою серию статей о психологических феноменах и эффектах, которые могут встречаться у людей, находящихся с нами в довольно близком круге общения, да и у нас самих. Знакомство начну с синдрома самозванца. Синдром самозванца не имеет отношения к медицинскому диагнозу и характеризуется набором ощущений. Это могут быть сомнения в собственной компетентности, ощущение неуверенности в знаниях, навыках, чувство незаслуженности признания. Страдающие таким синдромом приписывают свои успехи случайным совпадениям, удаче, помощи других людей и испытывают чувство вины за то, что окружающие видят в них ум, компетенции, профессионализм. Этому состоянию подвержены люди с высокими достижениями, которые не могут принять свой успех. На проявление синдрома не влияет возраст и пол, по данным психологических исследований около 70% людей хотя бы раз испытывали его. Синдром самозванца мешает человеку адекватно оценивать свои успехи и неудачи, не дает нормально выстраивать отношения и нарушает псих
Оглавление

Сегодня я открою серию статей о психологических феноменах и эффектах, которые могут встречаться у людей, находящихся с нами в довольно близком круге общения, да и у нас самих. Знакомство начну с синдрома самозванца.

Понятие «синдром самозванца»

Синдром самозванца не имеет отношения к медицинскому диагнозу и характеризуется набором ощущений. Это могут быть сомнения в собственной компетентности, ощущение неуверенности в знаниях, навыках, чувство незаслуженности признания.

Страдающие таким синдромом приписывают свои успехи случайным совпадениям, удаче, помощи других людей и испытывают чувство вины за то, что окружающие видят в них ум, компетенции, профессионализм. Этому состоянию подвержены люди с высокими достижениями, которые не могут принять свой успех. На проявление синдрома не влияет возраст и пол, по данным психологических исследований около 70% людей хотя бы раз испытывали его.

Как проявляется синдром самозванца?

  1. Возрастание тревоги перед выполнением задачи, которая будет оценена коллегами и руководством. Чрезмерная подготовка для наращивания компетенций или, наоборот, чрезмерное откладывание (прокрастинация) выполнения и далее – решение задачи в максимально короткий срок
  2. Прогноз собственной неудачи перед выполнением задания
  3. Стремление к идеальному результату без учета наличия ресурсов, возможных ограничений, включая временные. Сотрудник, сталкиваясь с реальностью и допуская ошибки (даже не по своей вине), испытывает чувство вины и высокое психическое напряжение
  4. Потребность постоянно быть лучшим, постоянно получать награды и признание. Сотрудник, не получающий этого, становится крайне демотивированным, теряет смысл работы, разрушает профессиональные и межличностные связи, «уходит в себя»

Синдром самозванца мешает человеку адекватно оценивать свои успехи и неудачи, не дает нормально выстраивать отношения и нарушает психологический комфорт. При бездействии он может вызывать стойкие психологические нарушения, депрессию. Особенно ему подвержены люди при смене работы, повышении в должности, а также работающие в продажах, маркетинге, образовании, медицине, то есть в тех сферах и при таких ситуациях, где человеку нужно доказывать свою экспертность, профессионализм, достигать высоких результатов, конкурировать с коллегами.

Виды синдрома (классификация Валери Янг)

  1. Перфекционист. Человек стремится выполнить задачу безупречно. Любой мелкий недочет воспринимается как полный провал
  2. Сверхчеловек. Считает, что в любой роли и в работе над любой задачей должен быть успешным. Неуспех вызывает разочарование, недовольство собой
  3. Солист. Считает, что со всеми задачами может справиться в одиночку, не делегирует. Помощь со стороны вызывает чувство собственной некомпетентности
  4. Эксперт. Постоянно повышает свою квалификацию, чтобы быть экспертом. Нехватка знаний воспринимается как неудача
  5. Гений. Посчитает провалом ситуацию, которая потребует больше времени и усилий для достижения результата, чем предполагалось

Причины синдрома

Причины синдрома, как у многих психологических проблем, кроются в детстве. Это может быть:

  • Сравнение, когда родители приводят в пример успехи брата/сестры, формируя тем самым низкую самооценку
  • Чрезмерная похвала, восхищение успехами ребенка и отсутствие критики. Таким образом, наоборот, формируется завышенная самооценка
  • Навязывание ребенку своих нереализованных достижений, например, получить определенную профессию, добиться высоких результатов в творчестве, спорте, получить ученую степень и так далее
  • Пренебрежение успехами ребенка со стороны родителей, восприятие достижений как должного и отсутствие похвалы

Чем опасен синдром самозванца?

  1. Эмоциональное выгорание. Легко возникает при постоянной чрезмерной подготовке перед выполнением задачи
  2. Высокое психическое напряжение из-за регулярного страха неудач
  3. Такие люди могут уклоняться от повышения в должности, отказываться от участия в новых проектах
  4. Самозванцам сложно работать в команде. Не готовы разделять обязанности, считают, что справятся со всеми ролями сами. Это может тормозить и демотивировать других членов команды

Действия руководителя

  1. Дайте понять сотрудникам, что ошибки свойственны всем. Это причина повысить квалификацию, разобраться в бизнес-процессе
  2. Наладьте регулярную обратную связь. Она должна быть не только при промахах и ошибках, но и при успехах сотрудников. Не жалейте похвалы
  3. Поддерживайте развитие сотрудников на рабочем месте. Организуйте повышение квалификации, работу тренеров
  4. Внедряйте культуру взаимной похвалы сотрудниками

Синдром самозванца имеет разнообразные грани и проявляется у тех, кто таковыми (самозванцами) как раз и не является. Сомневаться в своих силах и способностях, делать ошибки – это нормально. Нужно признать, что из этого явления возможно извлечь выгоду. Сотрудник считает, что справится с проектом самостоятельно, – поручите такой проект, в реализации которого вы уверены. Сотрудник считает, что недостаточно компетентен в вопросе – дайте возможность повысить квалификацию, таким образом вы получите еще большего профессионала. Регулируя процесс обратной связи как между руководителями и сотрудниками, так и между сотрудниками, улучшается взаимодействие и ускоряются рабочие процессы.