Вот уже несколько дней США приковывают внимание публики со всего мира событиями грандиозного масштаба. Хотелось бы сказать словами великого: «Шум и гам в этом логове жутком», но даже сам Есенин когда-то проявил не меньше интереса и симпатии к Америке, чем я сейчас, поэтому не стану.
В головах многих людей нашей страны еще с прошлого года назревает вопрос, как фильм «Анора» вообще способен добиться такого признания? Как он смог стать обладателем главной кинопремии? Это же довольно простая, местами нелепая история, фабула которой уже была известна и заезжена до дыр. Но на мой взгляд, все не так просто. И я попробую это доказать.
ВНИМАНИЕ! ДАННАЯ СТАТЬЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЗГЛЯДОМ КИНОКРИТИКА, А ЛИШЬ ВЫРАЖАЕТ АВТОРСКОЕ, БОЛЕЕ ГЛУБОКОЕ ВИДЕНИЕ ФИЛЬМА.
Начнем с того, что творец любого произведения искусства часто не осознает смысла, который он вкладывает. Вернее, если он старается сделать коммерчески успешный проект, такой как фильм, то, конечно, осознает, но он может разниться с тем смыслом, который упорно ищут критики и публика. О последнем как раз говорят, как о том, что даруется Богом для того, чтобы автор принес миру какую-то важную информацию. И я считаю, что в «Аноре» есть такая информация, иначе мы бы просто сейчас о ней не говорили.
Итак, на какие моменты в этом фильме стоит обратить внимание?
1. «Анора» – это метафора взаимоотношений России, Украины и США.
Главные герои фильма – русскоязычная эмигрантка с узбекскими корнями Анора (Эни) Михеева (Майки Мэдисон), сын русского олигарха Ваня Захаров (Марк Эйдельштейн) и русский парень Игорь (Юра Борисов). Много русских? Вроде да, а вроде и нет. В фильме по-настоящему русский, хотя и слегка карикатурный, только Юра Борисов, который постарался отразить широту, долготу и глубину русского человека, одновременно сдерживающего эмоциональные порывы узбекской, а на самом деле «украинской» эмигрантки. И я ни в коем случае не сравниваю Украину с работницей секс-индустрии, нет. Профессия Аноры тоже метафора поиска себя. Через деньги Анора получает любовь и защиту, и идет от одного человека к другому, пытаясь найти свою идентичность, которую, как вы знаете, не находит в лице Вани Захарова. Ваня Захаров олицетворяет Америку глазами русского человека, такая давняя наша фокализация. Он изображается как поверхностный материалист и не смыслящий ничего в жизни гедонист, который дает Аноре временный приют и защиту. И пока его родители, этой же «национальной идентичности» не вмешиваются, все идет хорошо. А вмешиваются они через армян Тороса (Карен Карагулян) и Гарника (Ваче Товмасян) и Игоря. «Взрослая» Америка, как мы видим, более серьезно настроена и не намерена иметь при себе неприкаянного члена семьи, без твердой опоры под ногами. Николай Захаров (Алексей Серебряков) даже смеется над абсурдностью этой ситуации. И тут вступает Игорь.
2. Предпоследний диалог Аноры и Игоря в гостиной, или как Игорь перестает быть врагом и «насильником».
В ходе фильме можно проследить, какой контраст характеров представлен между Игорем и Анорой. Анора чрезмерно эмоциональна, нестабильна и несдержана, и Игорь – ее полная противоположность. Он умеет владеть собой, не теряется в сложных ситуациях и «успокаивает» ее душевные волнения.
- Я просто поддержать тебя хотел.
- Что, поддержать? Ты же утром напал на меня. Поддержать он хотел. Я офигеваю.
- Нет, я не нападал на тебя.
- Это было не нападение, нет?
- Нет.
- Да, ты прав. Это было избиение. А также похищение. И еще миллион других статей. Да пошел ты.
- Но я не нападал на тебя. Я пытался тебя успокоить, чтобы ты не убилась.
- Ты повалил меня на пол, потом ты связал мне руки проводом, заткнул мне рот. Ты блин видел, какие у меня синяки на ногах, и еще на руках. Нет, ты напал на меня, психопат.
- Во-первых, это потому что у тебя чувствительная кожа.
- Нет, это просто ты совсем отъехавший.
- И это во-вторых, потому что ты сама такая. В смысле самая отъехавшая. В смысле сама самая отъехавшая. Не смешно, да?
3. «В Америке это никому не интересно».
- Мне нравится «Анора». Я имею в виду «Анора» лучше, чем «Эни».
- Ладно, это говорит чувак по имени Игорь. Гребанный Игорь. Тупое имя.
- Нет, четкое имя. Это значит «защитник, воин».
- Да? Игорь – это горбатый урод, деревня ты неотесанная. Можешь помолчать, пожалуйста?
***
- А твое имя лучше?
- Нет.
- Ну что оно значит?
- В Америке это никому не интересно. Здесь у имен нет значений. Это просто имя.
-Так, это значит «плод граната», «светлая»…
- Чувак, мне не хочется сейчас об этом говорить.
- И яркая.
- Это хорошо, что ты не стала частью этой семьи.
Имя человека обладает уникальной силой. Оно неосознанно может закладывать основы характера и культуры общества, в которой родился человек.
Именно Игорь, как никто другой, понимает истинную идентичность Аноры. Сама она прячется за нарочито американским «Эни», боясь, что будет уязвима в неродном для нее обществе, так как она настоящая «в Америке никому не интересна». Становится понятно, что она все время была не на своем месте, не там, где ее могли бы полюбить такой, какая она есть.
4. «Это моей бабушки».
Упоминание бабушки в фильме проскальзывает два раза. В первый раз Анора говорит Ване, что ее бабушка никогда не говорила по-английски, и из-за этого она немного знает и понимает русский язык. Бабушка здесь является индикатором чего-то родного, того, что позволяет говорить о своей собственной культуре и истории, о своих корнях. Именно поэтому Анору трогает то, что Игорь упоминает бабушку.
- Эта тачка прямо как ты.
- Нравится?
- Нет.
- Это моей бабушки.
Когда Игорь в конце проявляет свои чувства, пытаясь поцеловать Анору, она начинает рыдать и отталкивать его. Она наконец-то, прожив в искусственно созданной реальности, осознает, что впервые оказалась там, где ее понимают и принимают, где способны дать ей то, что необходимо, и успокоить. И Игорь, как вы уже поняли, это сама Россия.
В заключение хочу сказать, что скорее всего Шон Бейкер ничего из этого не обдумывал, но мне хотелось удовлетворить нашу русскую потребность в глубоких, осознанных фильмах, к каким мы привыкли. Тем более радость от того, что наши актеры, особенно Юра Борисов, смогли своей игрой снизить уровень западной русофобии, вынуждает на поиски дополнительных смыслов в уже оскароносном фильме. Надеюсь, что «Анора» далеко не предел для наших актеров.
Всем хорошего дня!
P.S. надеялась, что лучшую женскую роль все-таки заберет Деми Мур, очень жаль(