Сегодня обратимся ко 2-ому по старшинству областному центру УрФО, отметившемуся бережным отношением к своей истории (да, город признавали лучшим по сохранности исторической застройки в УрФО). И куда надо бы возить пачками экскурсантов из моей московской школы. Плюс тут родина моего отца. Речь пойдёт о Кургане!
Я часто приезжал сюда в гости к родителям моего отца, дедушка по его линии так и вовсе родился и умер как раз в Кургане и работал на железной дороге. Поэтому кое-что могу рассказать и из личного опыта, но всё же сведения буду давать не в таком количестве, как о Екатеринбурге. Начну же со способов въезда в город.
Центральный ж/д вокзал
Адрес: площадь Слосмана, 6.
Начинать, естественно, буду с железнодорожных въездов сюда. Потому что я въезжал НЕ по железной дороге значительно реже — лишь несколько раз въезжал сюда автобусом. А так почти все разы приезжал и уезжал именно поездом. Плюс железная дорога поспособствовала росту города.
Первая вещь, о которой следует говорить в контексте железной дороги в Кургане: город находится на историческом ходу Транссиба. Станцию здесь открыли в 1894 г., и первое здание вокзала было деревянным, плюс открыли паровозное депо (депо для поездов тут есть и поныне). В 1900 г. открыли каменный вокзал, сильно пострадавший в Гражданскую войну и отремонтированный только на излёте 1930-х гг. (!) А вот нынешний вокзал был открыт уже в 1958 г., это двухэтажное здание с билетными кассами, залами ожидания и багажным отделением. Одно время на 1-ом перроне стоял памятник Сталину, которому повезло открыться во время первой волны борьбы с его культом личности, потому его оперативно убрали. Зато на привокзальной площади открыт памятник основателю города Тимофею Невежину. Нынешний, правда, 2-ой, открытый в 2017 г. — первый простоял в 1964-1990 гг., затем был "увезён на реставрацию", а позднее — утилизирован.
Рядом с вокзалом в 1980 г. установлен паровоз ФД20-2967. А привокзальная площадь носит имя Вениамина Слосмана — железнодорожника с многолетним стажем и многолетнего же начальника Курганского отделения Южно-Уральской железной дороги (в 2010 г. оставили только отделение в структуре РЖД — Петропавловское, всё остальное — регионы без юрлица).
Ж/д узел довольно сильный, но мог быть и мощнее. В 1933 г. сюда провели железную дорогу со стороны ст. Синарская (сейчас Каменск-Уральский), но, возможно, это могло произойти ещё при царе: тогда обсуждали идею построить ещё один подход к Транссибу из Екатеринбурга, и была развилка между Курганом и Омском, далее на восток дорога должна получить 2-ой путь. Так как омский вариант разгружал Транссиб раньше, в 1913 г. завершено продление железной дороги, открытой ещё в 1886 г. и соединившей Екатеринбург с Тюменью, в Омск. Остальное про Транссиб выдам, когда речь пойдёт о Челябинске, там роль всё же куда серьёзнее.
В принципе, можно много откуда сюда приехать на поезде, по историческому ходу Транссиба много что ходит. Но, во-первых, уже поезд Москва — Петропавловск, пока он был, ходил не через Челябинск, а через Екатеринбург и по Казанскому ходу Транссиба — так быстрее (поезд из Караганды, правда, едет всё же по историческому ходу). Впрочем, удобнее ехать на наши южные курорты. Во-вторых, продолжая тему поезда в Петропавловск — исторический ход Транссиба проходит сквозь Казахстан, этот участок арендуется РЖД у Казахстана и управляется единственным оставшимся отделением в его структуре, как бы его зарубежным представительством. Да, ЕАЭС, но граница там не такая, как с Белоруссией, со всеми вытекающими…
Этот вокзал обслуживает все дальние поезда. Ещё отсюда долгое время отправляется скоростной электропоезд в Екатеринбург, потому что туда билеты продаются по правилам дальних поездов. Пригородные поезда здесь останавливаются, если соблюдаются одновременно 2 условия: они едут с запада и на пригородный вокзал. На 1-ом этаже всё также работают кассы, причём на одной из них написано: "КАЛИНИНГРАД И НА ВСЕ НАПРАВЛЕНИЯ". Что бы это значило? Учитывая, что поездов в Калининград я отсюда что-то не припомню…
Пригородный ж/д вокзал
Адрес: ул. Станционная, 51.
Этот вокзал был открыт в 1974 г. и по своим размерам даже камернее центрального. Во всяком случае, на меня он произвёл именно такое впечатление.
Этажей также 2, как и у центрального вокзала. Однако этот вокзал работает только в 1-ой половине дня в большей части, до 18:00 (последнее отправление у него в 18:10 на Петухово, находящееся на границе с Казахстаном). Жизни я там не припомню особой, там в основном кассы и билетные автоматы Свердловской пригородной компании (она работает как на Свердловской ж/д, так и на Южно-Уральской). Зато выложу интересный факт: я там видел единственный подземный переход во всём Кургане!… (Может быть и больше, но мне они не попадались — город-то равнинный…)
Платформа там только одна, островная, попадёте туда как раз по тоннелю. И отсюда отправляются и прибывают сюда же все пригородные поезда во все стороны. И в их числе поезда в Челябинск, это самый простой и самый быстрый способ добраться туда! На 2-ом месте, кстати, поезда дальние. А ещё долгое время отсюда отправлялись скоростные электрички в Екатеринбург, пока в середине 2000-х гг. им не поменяли вокзал в Кургане (кстати, на тот момент ж/д станция в Екб называлась ещё Свердловск, переименовали только в 2010 г.)
Аэропорт им. Г. А. Илизарова
Адрес: ул. Гагарина, 41.
Здесь есть и аэропорт на северо-восточной окраине (и сюда, пока в городе был троллейбус, он ходил). Однако аэропорт очень маленький. Да, здесь устраивают споттинги иногда и пытаются расширять географию полётов, но… Скажу сразу: я никогда этим аэропортом не пользовался. Даже папа и тот приезжал сюда через Тюмень и далее на автобусе, а я — через Екатеринбург и далее на поезде.
Рейс в Москву тут один, долгое время выполнялся Ютэйром из соседней Тюмени, причём в режиме код-шеринга с Turkish Airlines (у Ютэйра с Турецкими авиалиниями есть такое соглашение, так что у турок реально было купить билет из Стамбула в Курган с пересадкой во Внукове, доме Ютэйра в Московском авиаузле). Теперь же из Москвы сюда летает НордСтар, и его "Домодедово" для меня будет покруче "Внукова". Ещё отсюда летает "Икар", "собрат" а/к Nordwind — проще говоря, этой а/к владеет "Пегас". Только вот туристических направлений он почти не предлагает, лишь Сочи, ещё Санкт-Петербург. Кстати, тут хотели обустроить пункт пропуска через границу, но международные рейсы пока так и не открыли.
Аэропорт работает только в первую половину дня. В остальное время аэропорт откроют только тогда, когда это нужно, чтобы принять или отправить самолёт и сделать всё, что нужно в таких ситуациях.
Автобусный вокзал
Адрес: площадь Собанина, 1.
Специально выделил букву "а" в основе фамилии Валерия Собанина, чтобы не было путаницы с фамилией нынешнего мэра Москвы. Собанин тут служил в охране общественного порядка и ценой своей жизни смог предотвратить ограбление на ж/д станции — она тут по соседству.
Сам автовокзал был открыт в 1969 г., а в 2014 г. реконструирован. Однако я им пользовался очень редко, потому что по времени следования автобус проиграет поезду и в Екатеринбург (5-6 ч у поезда против 6-7 у автобуса), и в Челябинск (3-4 ч у поезда и 4-5 у автобуса, чей номер маршрута запомнил — №500). Ещё и шоссейные дороги переношу хуже железных — я об этом уже писал и не раз.
Автовокзал помню слабо — только то, что на 1-ом этаже есть кассы, и что платформы, естественно, здесь же. Всё. Залами ожидания никогда не пользовался, а после реконструкции я к нему практически не обращался, пользуясь далее строго поездами.
А в следующий раз поговорим о ключевых достопримечательностях, куда в том числе надо возить людей из столиц!…