Приветствую всех читателей!
Сегодня хочу рассказать вам одну поучительную историю о том, как один мой знакомый решил, что можно самостоятельно купить автомобиль с японского аукциона, не прибегая к услугам различных там посредников, брокеров и прочих прилипал.
Результат оказался неожиданным — он попал на кругленькую сумму. Давайте разберемся, что пошло не так.
История началась с уверенности в своих силах
Знакомый, назовём его условно Игорь, всегда считал себя грамотным и прошаренным по жизни человеком. Он был уверен, что услуги компаний-посредников при покупке авто с аукциона — это просто способ потратить лишние деньги, а сам процесс покупки автомобиля на японском аукционе не такой уж сложный. "Что там сложного? Нашел машину, перевел деньги, получил авто!" — Думал он.
Игорь выбрал для себя модель Honda Fit 2020 года выпуска в комплектации HOME. Почему именно её? Она идеально подходит для города: компактная, экономичная, надежная. Да и просто нравиться ему. После недолгих поисков в интернете, он нашел известную японскую компанию, которая занимается продажей автомобилей через аукционы в Японии. «Раз они там, значит переплат посредникам не будет», — решил для себя Игорь.
Первая трудность: общение через Гугл Переводчик
Связаться с компанией было совсем не сложно, их майл был указан на официальном сайте. Язык общения — английский, но Игорь знал его на базовом уровне со словарём. Чтобы не запутаться, он воспользовался Гугл Переводчиком. После нескольких часов переписки ему удалось объяснить, что он хочет:
- Модель: Honda Fit.
- Год: 2020.
- Комплектация: HOME.
- Пробег: до 30 000 км.
- Оценка состояния: не ниже 4 баллов.
К удивлению Игоря, японцы быстро откликнулись и предложили сразу несколько очень интересных вариантов. Он выбрал одну из них: машина 2020 года выпуска, пробег всего 28 000 км, оценка 4,5 балла. "Вот она, моя мечта!" — обрадовался Игорь.
Инвойсы и первые затраты
Через несколько дней японская компания прислала инвойс с указанием стоимости машины и услуг. Вот что было указано:
- Стоимость автомобиля: 950 000 иен (примерно 630 000 рублей по курсу).
- Услуги компании: 150 000 иен (около 100 000 рублей).
- Транспортировка и отправки в Россию: 80 000 иен (около 53 000 рублей).
- Фрахт машино-места на судне: 50 000 иен (примерно 33 000 рублей).
Итого: 1 230 000 иен или около 816 000 рублей .
Игорь был доволен. "Неплохо! В России таких машин стоит минимум миллион!" — подумал он. Однако радость была преждевременной...
Проблема с оплатой
Здесь возникают первые сложности. Японская компания выставила счет почему-то в долларах и банковский перевод пришлось платить в долларах США. Пришлось перевести рубли в доллары, а затем уже доллары в йены. Это привело к первым расходам на конвертацию валют. В итоге перерасход увеличился примерно на 20 000 рублей .
После оплаты Игорь получил подтверждение от компании о поступлении денег. Машина была успешно снята с аукциона и куплена им. "Я сделал это, сам без всяких там помогаторов!" — гордо заявил он друзьям.
Прикинув по срокам, Игорь, сразу купил билеты на самолет наконец следующей недели - так было дешевле, чем брать "на завтра".
Начинаются проблемы: таможня и непредвиденные расходы
Игорь решил сэкономить так-же и на услугах брокера и взять оформление документов в свои руки. «Это же просто! Подготовил пакет документов, отправил во Владивосток, оплатил все заранее — и готово!» — Думал, он изучая советы в интернете.
Шаг 1: Срочная подготовка документов
Времени было мало — машина уже была в порту отправки и очень скоро на пути в РФ.
Игорь быстро принял решение что нужно по пакету документов согласно списку из того же интернета:
- Договор купли-продажи: Из переписки с японской компанией.
- Технический паспорт: Присланный продавцом.
- Паспорт покупателя: Заверенный у нотариуса.
- СНИЛС: Тоже приложил для полного комплекта.
- ИНН: На официальном бланке с печатью МФЦ.
- Оплата депозита: Он заранее перевел деньги на таможенный депозит, чтобы избежать задержек.
"Все предусмотрел!" — гордо подумал Игорь. Но реальность оказалась сложнее, чем он тогда думал.
Шаг 2: Разгрузка машины в порту
Как только судно с его новой Honda Fit прибыло во Владивосток, возникли первые проблемы. Выяснилось, что кто-то должен оплатить разгрузку автомобиля с судна. Японская компания не предупредила об этом моменте, а Игорь даже не знал, куда обратиться за счетом на оплату.
После нескольких часов поиска в интернете и бесконечных звонков в разные порты и портовые службы, Игорь таки нашел нужный ему порт, отдел и получил счет на оплату. К счастью, последняя оказалась сравнительно небольшой — около 5000 рублей . Однако этот инцидент стал вторым сигналом о том, что процесс может быть не таким уж и гладким, как ему казалось вначале.
Шаг 3: Неприятный сюрприз с пошлиной
Когда документы попали в руки таможенников, они "обрадовали" Игоря новой информацией, что машина, которую Игорь заказал, оказалась другого года выпуска. Вместо Honda Fit 2020 года по аукционнику, как оказалось, это был автомобиль 2018 года .
Возраст машины не проходил в выгодные 3-5 лет.
И пошлина будет значительно больше
Пошлина для двигателя машины 1,3 литра НЕпроходного года оказалось выше, чем ожидалось изначально. Вместо запланированных 207 483 рублей , платеж вырос до 387 822 рублей . Причина проста: Год выпуска машины и год первой регистрации - это разные года как понял Игорь тихо матерясь.
Игорь срочно начал искать способы доплатить недостающую сумму. Ему приходится снова обращаться в банк, переводить дополнительные средства на таможенный депозит и надеяться, что процесс не затянется на долго. Каждый день Игорь звонил в таможню города Владивосток и спрашивал о поступлении средств, деньги были зачислены только на 4й день, хотя пришли раньше, почему так произошло ему объяснить не смогли.
Шаг 4: Личное присутствие на таможне
Затем пришло следующее сообщение от таможни: «Для подписания документов требуется ваше личное присутствие». Выяснилось, что Игорь не мог воспользоваться льготным утильсбором (5200 рублей), так как не являлся жителем Дальневосточного федерального округа (ДФО) и не имел временной регистрации в регионе.
Эта новость стала для него настоящим шоком. "Ещё этого мне не хватало только!" — злился Игорь. Но правила есть правила. Выход один — лично прилететь во Владивосток, сделать временную прописку и потом уже подписать документы на таможне.
Шаг 5: Перелет во Владивостоке
Игорь срочно начал искать билеты на самолет. Увы, его первоначально купленные билеты (за 15 800 рублей ) были только на следующей неделе, и авиакомпания не могла поменять его на ближайший рейс, т.к стоимость билетов была другая. Единственный вариант — купить новый билет на ближайший рейс.
Цены на ближайшие прямые рейсы были просто астрономических — 58 000 рублей за прямой рейс через день. Игорь понимал, что выбора нет, и пришлось заплатить за дорогой билет. Теперь его расходы увеличились еще на 58 000 рублей .
Шаг 6: Личное посещение таможни
Прибыв во Владивосток, Игорь начал искать варианты с пропиской, решить который удалось за день и 5.000 рублей. После этого он отправился на таможню. Здесь его встретили новые трудности:
- Дополнительные формы: Пришлось заполнить несколько бумажных форм, которые он не учел заранее.
- Очереди: Ожидание заняло почти целый день, так как таких «самостоятельных» клиентов было много помимо его.
- Объяснение: Таможенники поинтересовались , почему он не воспользовался услугами профессионального брокера?. Приняв в итоге все документы, его попросили подождать. Хотя в итоге все прошло успешно, это добавило Игорю стресса.
Подводим промежуточные итоги
На этом этапе Игорь уже потерял:
- Двойная конвертация: 20.000 рублей..
- Разгрузка машины: 5000 рублей.
- Дополнительная пошлина: 387 822 − 207 483 = 180 339 рублей .
- Перелет во Владивосток: 58 000 рублей.
- Гостиница на 3 дня: 15.000 рублей.
- Пропавшие билеты на самолет: 15 000 руб.
- Прописка: 5000 рублей.
Итого: 318 339 рублей лишних затрат только на этом этапе.
Новые неприятные сюрпризы: перестой на СВХ и проблемы с запуском машины
Шаг 7: Перестой на складе временного хранения (СВХ)
После того как Игорь оплатил таможню и все необходимые сборы, он ожидал, что сможет забрать машину уже завтра. Но реальность оказалась гораздо сложнее.
Из-за большого потока автомобилей на таможне просто не могут оформить быстро документы. С момента прибытия, машина Игоря простояла на складе временного хранения 14 суток , а это значительно увеличивает сумму за хранение.
Тарифы на перестой действовали следующим образом:
- 3 дня после окончания бесплатного хранения: 700–1500 рублей за сутки.
- Следующие 2 дня: 1500–2000 рублей за сутки.
- Остальные дни: 3000–5000 рублей за сутки.
Посчитаем затраты Игорь:
- Первые 3 дня послеоперационного периода: 1500 рублей × 3 = 4500 рублей .
- Следующие 2 дня: 2000 рублей × 2 = 4000 рублей .
- Оставшиеся 9 дней (с 6-го по 14-й день): 5000 рублей × 9 = 45 000 рублей .
Итого за 14 суток перестоя Игорь заплатил 53 500 рублей . Это очень сильно ударило по его бюджету, особенно после того, как он уже думал что всё плохое осталось позади.
Шаг 8: Проблема с запуском машины
Когда Игорь, наконец, получил документы с таможни (правда, только в понедельник, так как в субботу они не успели их оформить), он сразу отправился на склад временного хранения за своей Honda Fit. Однако его ждал новый сюрприз: машина не заводилась.
«Как такое могло произойти..... перефразируем мы негодования Игоря?» Выяснилось, что аккумулятор разрядился из-за длительного простоя. В этот момент он понял, что без посторонней помощи не обойтись. Ближайший магазин электроники находился неподалеку, и Игорь на такси отправился за бустером, чтобы запустить машину. Устройство обошлось ему в 4 000 рублей .
Шаг 9: Эвакуатор до СБКТС
После того как машина завелась, возникла новая проблема: без ЭПТС (электронного паспорта транспортного средства) ездить на ней было ещё нельзя, если остановят ГАИ могут просто отобрать машину на спец.стоянку. Выход один — вызвать эвакуатор для доставки автомобиля на пункт прохождения СБКТС .
Эвакуатор стоил ещё 6 500 рублей . Игорь был вынужден добавить эту сумму к своим расходам. Лишь позже он узнал от других владельцев японских авто, что можно было проехать до СБКТС и без ЭПТС, но на свой страх и риск. "Если бы заранее знали!" — подумал он.
Шаг 10: Посещение СБКТС
На СБКТС все прошло относительно быстро. После полуторачасового ожидания в очереди Игорь постепенно прошел процедуру сертификации. Здесь он встретил других автовладельцев, которые делились своими историями покупки автомобилей из Японии. Некоторые рассказы, как экономили на различных этапах, а кто-то, напротив, попал на еще большую сумму.
Но для Игоря эти советы пришли слишком поздно. Его непредвиденные расходы продолжали расти.
Подводим промежуточные итоги
На этом этапе Игорь потерял ещё:
- Перестой на СВХ (14 суток): 53 500 рублей.
- Бустер для запуска машины: 4000 рублей.
- Эвакуатор до СБКТС: 6500 рублей.
- Гостиница: 15 000 рублей.
Итого: 79 000 рублей дополнительных затрат за день.
Добавим это к прошлым расходам в 319 тыс.:
Общие затраты на данный момент составили: 398 тыс. рублей лишних расходов.
Шаг 11: Ожидание ЭПТС
Игорь оставил машину на ближайшей стоянке, так как ездить без ЭПТС (электронного паспорта транспортного средства) он не решился. На такси он вернулся в гостиницу, которую продлил еще пару дней, потратив ещё 10 000 рублей . Плюс к этому добавились расходы на такси ( 800 рублей ) и питание ( около 3000 рублей ).
"Ничего, потерплю пару дней!" — Игорь думал. Но ожидание затянулось. ЭПТС появился в личном кабинете только через 4 дня , а не через день, как он рассчитал. Гостиницу пришлось продлевать еще на два дня, что обошлось ему в дополнительные 10 000 рублей .
Шаг 12: Техническое обслуживание и зимняя резина
Как только ЭПТС появился в личном кабинете, Игорь сразу же поехал за машиной на такси - 750 рублей на этот раз. На всякий случай он взял с собой заряженный бустер, чтобы избежать повторных проблем с запуском двигателя. Забрав автомобиль, он решил провести техническое обслуживание и купить резину. Расходы составили:
- ТО: 6700 рублей.
- Зимняя резина: 17 500 рублей.
- Шиномонтаж: 2000 рублей.
Это заняло целый день, и Игорь снова вернулся в гостиницу, потратив еще 5000 рублей на проживание.
- Это в последний раз, говорил себе Игорь запаривая Доширак в номере, завтра еду домой... Начался режим экономии денег...
Шаг 13: Дорога домой
Игорь принял решение ехать завтра с самого утра, по возможности экономить в дороге "Хотя какая-то экономия будет!" — подумал он. Однако деньги уже не просто закончились, ему пришлось использовать кредитные карты, а также увеличивать свои лимиты через горячую линию банка.
Дорога заняла 4 дня , а на пятый день он уже въезжал в свой город. За эти дни он потратил:
- Бензин: около 40 000 рублей.
- Питание: 5 000 рублей.
- Отели или место для ночлега: 1 000 рублей.
- Дальше всю дорогу Игорь ночевал уже в машине.
- Прочие расходы (душ, мойка машины): 5000 рублей.
Итого на дорогу ушло более 50 000 рублей .
Подводим окончательные итоги
Давайте посчитаем все расходы Игорь:
- Перестой на СВХ (14 суток): 53 500 рублей.
- Бустер для запуска машины: 4000 рублей.
- Эвакуатор до СБКТС: 6500 рублей.
- Гостиница (8 дней): 40 000 рублей.
- Такси и еда во Владивостоке: 10 600 рублей.
- ТО и зимняя резина: 26 200 рублей.
- Дорога до Новосибирска: 50 000 рублей.
Общий расход: 500 250 рублей сверх предполагаемых затрат.
На дорогу обратно Игорь закладывал около 35-40 тыс. Но даже с учетом минуса этой суммы, его экономия и самостоятельность стоила слишком дорого.
читайте дальше:
Урок из этой истории
История Игоря очевидна, почему важно правильно подойти к покупке автомобиля из Японии. Если вы решите сэкономить на услугах профессионалов, это может привести к финансовым потерям и стрессу.
Вместо того, чтобы поручить процесс специалистам, Игорь попытался сделать всё сам. В результате он потерял больше времени и денег, чем если бы воспользовался услугами компании-посредника. Например, услуги посредников обошлись бы ему примерно в 50 000–80 000 рублей , что значительно меньше его реальных затрат по итогу.
Что вы думаете?
А какие мысли у вас? Думаете ли вы, что Игорь действительно сэкономил, или его самостоятельный подход стоил слишком дорого?
Как бы вы поступили на его месте?