"Я готова к проверке!", - склонила голову невеста. Хан прищурился: хороша была Хулан, ох и хороша! Да вот только из родительской юрты ее вывез отец, а к повелителю в шатер доставил молодой красавец Наяа...
Мрачно задумался Чингисхан, подперев тяжелой дланью подбородок. Сурово смотрел повелитель на невесту. Судьба бедной Хулан решалась в 1204 году.
Племя меркитов Тэмуджин считал костью в горле, и было за что. Вражда между меркитами и монголами началась еще до рождения будущего великого завоевателя.
Меркиты помнили, как монгольский военачальник Есугей силой оружия отнял у меркитского вождя Эке-Чиледа красавицу-невесту Оэлун, представительницу племени олхонут.
Есугей женился на Оэлун и та родила ему четырех сыновей и дочь. Старшим отпрыском супружеской пары был умный, отважный и дерзкий Тэмуджин.
Месть меркитов его уже покойному отцу настигла Тэмуджина через восемнадцать лет. Триста лучших меркитских воинов напали на становище молодого монгольского военачальника. Нападение было внезапным, а силы не равны, и Тэмуджин был вынужден спасаться бегством, бросив на произвол судьбы жену Бортэ.
Меркиты похитили Бортэ, что для этого племени стало роковым поступком.
Тэмуджин, горюя по Бортэ, уехал в степь, где сумел привлечь на свою сторону Тогрул-Хана, вождя сильного племени монголов-кереитов. Торгул-Хан выделил Темуджину достаточно людей, чтобы атаковать меркитов.
Удар был жестоким и внезапным. Тэмуджин нанес меркитам сокрушительное поражение. Большая часть кочевников была перебита, но нескольким тысячам воинов под предводительском Даир-Усуна и Тохтоа-беки удалось уйти в Забайкалье.
Тэмуджин вернул себе Бортэ и обнаружил, что жена в плену родила мальчика, которого назвала Джучи. Отцом ребенка был меркитский военачальник Чильгир-Бока.
Чильгир пал на поле брани, и Тэмуджин назвал мальчика своим законным сыном.
Тэмуджин не удовлетворился возвращением жены:
"Тэмуджин постановил, чтобы никого из меркитов не оставляли в живых, а всех убивали, так как племя меркит было мятежное и воинственное и множество раз воевало с ним... Немногие оставшиеся в живых или пребывали тогда в утробах матери, или были скрыты у родственников".
Осенью 1204 года Тэмуджин снова встретился с Тохтоа-беки на поле брани. Битва в Горбатой степи была невероятно кровавой, и снова победа была за монголами. Тохтоа с десятком воинов бежал с поля боя и укрылся в племени найманов.
Даир-Усун, оставшийся последним значимым вождем меркитов, понял, что дальнейшая вражда с монголами будет означать для его народа полное истребление.
Вождь отправил к Тэмуджину послов с богатыми дарами. Помимо прочего, Даир-Усун предложил заклятому врагу руку своей дочери Хулан. Тэмуджин был наслышан о красоте Хулан и, подумав, согласился принять этот примирительный дар.
Даир-Усун сам повез дочь к Тэмуджину. В пути меркита с дочерью встретил монгольский военачальник Наяа, предложивший помощь в сопровождении красавицы Хулан к Чингисхану:
"Едем вместе, покажем твою дочь Чингисхану… Если поедешь один, то в такое смутное время не только тебя самого в живых не останется, но и с дочерью твоею может случиться недоброе".
Отец Хулан согласился на это предложение. Удивительно, но с Наяа путники двигались значительно медленнее. Монгольский воин постоянно устраивал привалы, убеждая Даир-Усуна в необходимости предварительной разведки пути.
Лишь на исходе третьего дня Наяа доставил красавицу Хулан и ее отца к Тэмуджину. Повелитель, ждавший так долго, был в ярости: Тэмуджин решил, что в дороге Наяа пользовался неопытностью Хулан.
Военачальник был взят под стражу для допроса и последующего суда.
Наяа категорически отверг обвинение. Воин заявил, что он преданно служил хану и все его действия были направлены на то, чтобы доставить Хулан в сохранности. Потому он был так осторожен, потому так долго продолжался путь.
Хулан полностью подтвердила слова своего спутника. Если Тэмуджин сомневается, невеста выразила готовность пройти проверку на чистоту, благо, опытные шаманы у повелителя имелись. Вот что сказала Хулан:
"Наяа сказал нам, что состоит у Чингисхана в больших нойонах. А задерживал нас потому, что на дороге, говорил, неспокойно… Кто знает? Может, встреча с ним нас спасла. Если бы теперь государь, пока спрашивают Наяа-нойона, соизволил вопросить ту часть тела, что по небесному изволению от родителей прирождена".
Тэмуджин, несмотря на все уверения, решил устроить проверку.
В стойбище повелителя съехались шаманы и знахари. Для проверки была выделена отдельная юрта. Медицинские светила проверяли невесту долго и тщательно, наконец, вынесли вердикт: чиста!
Чингисхан был вне себя от счастья и посулил Наяа большие почести в скором будущем.
Хулан же отправилась в юрту Тэмуджина, откуда не выходила больше недели.
Хулан, хоть и была меркиткой, стала любимой женой Чингисхана. Тэмуджин присвоил супруге титул "хатун", что означает "ханша".
Меркитка родила хану двух сыновей - Харачара и Кюльхана, будущих известных монгольских военачальников.
Помимо прочего, Тэмуджин выделил Хулан-хатун собственную ставку - огромную территорию у Хэнтейских гор. В своей ставке Хулан правила как королева.
Во время длительных походов Чингисхан брал с собой именно Хулан-хатун: ни первая жена Бортэ, ни молоденькие татарки Есугэн и Есуй такой чести не были удостоены. Хан хотел, чтобы рядом была Хулан, чтобы в любой момент он мог позвать ее в свой шатер.
Зависимость от нее хана сыграла с Хулан злую шутку. В 1215 году, сопровождая повелителя в индийском походе монголов, молодая женщина захворала и скоропостижно скончалась. Войско Чингисхана находилось в тот момент в заснеженных горах.
Тэмуджин горько оплакал смерть любимой жены и приказал похоронить ее в толще льда.
--------------
Если вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться - это важно для развития канала. Также заходите на мой канал через вкладку "Подписки" - это очень важно.
В связи с нестабильностью Дзена прошу подписаться на мой Телеграм "Женщины в истории" - там уже более 4000 тыс. подписчиков!
Всем добра! Моя книга: