История третья.
Завтра - 31 декабря, и календарь сбросит с себя последний листок.
Новый год.
Ну и что?
Кажется, люди слишком переоценивают эту дату. Всего лишь планета Земля сделала оборот вокруг солнца, по-другому это называется - полный цикл, только и всего. Обычный рядовой день, просто очередная дата.
На улице, за окном начиналась метель, и Он задумчиво наблюдал, как в свете уличных фонарей всё сильнее и яростнее начинают метаться снежные порывы. Небо было черно, ни единой звёздочки не видно, словно на город накинули непроницаемый покров. Случайные прохожие, спрятав лица от ветра в капюшоны и шарфы, согнувшись, торопились укрыться от непогоды и ускоряли свой шаг. Ветер подвывал и всё чаще бросал горсти колючей снежной крупы в окно Его квартиры.
Так Он стоял некоторое время, вслушиваясь в завораживающую музыку вьюги за окном, потом вздохнул и покачав головой отошёл от окна. Стрелки часов показывали полвосьмого – время принять «сердечные» таблетки. Он краем губ слегка усмехнулся, с грустью вспомнив свой «почтенный» пенсионный возраст. Ну, а что, собственно, скрывать - Мне 76, и Я прекрасно осознаю, что стал старой больной развалиной покрытой паутиной. Невольно взгляд упал на небольшой столик, на котором в компании с таблетками и пузырьками от лекарств скромно стояла маленькая, аккуратная новогодняя ёлочка. Да, Он, следуя традиции, нарядил ёлочку, хотя Ему она была совершенно без надобности. Просто необходимо было себя чем-то занять. Вот раньше Они с супругой всегда наряжали ёлку к Новому году, развешивали гирлянды, на стол готовилось что-то не повседневное, особенно вкусное, и тем самым Они вместе создавали праздничное настроение. Так было всегда. Но вот уже два года, как супруги нет, и с Ней ушло безвозвратно то, что никогда уже не вернётся. Вместо этого пришло одиночество. Это отвратительное, мерзкое чувство, оно живо обретало осязаемую природу в Его сне, который в последнее время снился Ему часто. Там Он идёт по тёмному коридору и пытается найти, где включается свет, шарит руками по стенам, а они в чём-то липком; босые ноги Его тоже скользят по полу, по чему-то неприятному; дышать трудно, и вдруг – вот выключатель. Он нажимает на кнопку – и в один миг летит в темноту, в пропасть, уже без всяких границ. Со стоном Он просыпается, сердце буквально выпрыгивает из груди, и сна уже ни в одном глазу. Выпив лекарство и немного успокоившись, Он уже не ложится, новый день для Него порой начинается часа в три ночи.
Одиночество! Оно своими холодными щупальцами безнадёжности проникает в самое сердце и сжимает его, когда отворяешь дверь пустой квартиры и проживаешь день за днём в немой тишине. Избавиться от него, вытравить – невозможно. Но Он привык. Постепенно привык. Гнал от себя уныние и продолжал жить – ведь других вариантов просто не было. Раньше, чтобы Его немного подбодрить, супруга всегда говорила: даже в самом бедственном положении, в, казалось бы, безвыходной ситуации, нужно пробовать искать положительные стороны. Безрезультатно, но Он старался следовать этому правилу. Какие плюсы, если это так можно назвать, можно найти в одиночестве? Ну, например, ты сам себе хозяин, никто тебе не трепет нервы по пустякам, не капает каждый день на мозги. Зная свой характер и учитывая возраст, Он сразу записал этот факт в плюс, но... Но как же Он хотел сейчас, чтобы Ему трепал нервы и капал каждый день на мозги дорогой Его сердцу человек.
Память человеческая хранит многое, но даже от хороших воспоминаний порой бывает очень больно. Будто бы сам себе причиняешь эту боль, и от этого, увы, невозможно убежать, как невозможно убежать от самого себя. Воспоминания настигают тебя, накрывают и цепко держат, словно в когтях. Память твоя – это и друг и враг.
Он бросил грустный взгляд на фотографию в рамке, висевшую на стене. На ней были запечатлены улыбающиеся Он и Она - молодожёны, в соломенных сомбреро, где-то на Черноморском побережье – само олицетворение беспечной молодости. Он смотрел и думал, что даже сейчас в душе Он был не больной старик, а всё тот же двадцатитрёхлетний юноша, который когда-то взял Её в жёны, и пошли Они тогда по жизни вместе рука об руку. Это было такое крепкое Мы – Он и Она, а чуть позже стало другое Мы – Он, Она и ещё одна маленькая Она. Снова и снова Он, с замиранием, всматривался куда-то вдаль сквозь фотографию на стене и возвращался в далёкое прошлое, где Им было хорошо. И снова, и снова Он задавал вопрос в никуда: Ну почему? Почему?..
Но ответа так и не поступало.
Внутренний диалог у Него в голове прерывался редко, только во время сна. Мыслям было тесно, расталкивая и стараясь опередить друг друга, они рвались наружу – каждая с чем-то своим особенным.
- Было ли счастье?
- Скорее да, чем нет…
Он прервал свои размышления и подошёл к шкафу, взял в руки шкатулку. Внутри лежали Их с супругой обручальные кольца, Её перстенёк, Его золотые подарочные часы, цепочки, брошь в виде бабочки, которую Он когда-то подарил Ей, и много других вещей, но всё это было Ему сейчас не интересно. Откуда-то, почти с самого дна Он осторожно достал маленькие детские носочки. Именно в них дочка Варя сделала первые в своей жизни шажки, и Они решили оставить их в память об этом. Он положил их на ладонь, разгладил и прикоснулся губами. Как же давно всё это было… и как будто вчера. Неужели такое возможно? Он помнил тот день в мельчайших подробностях, словно кадры на плёнке прокручивались у Него перед глазами: вот Он поддерживает маленькую Варю и осторожно отпускает её, она стоит, а потом делает несколько нетвёрдых шагов, останавливается и, удивлённая тем, что произошло, звонко смеясь, дальше топает по комнате, и в конце концов плюхается в разложенные вокруг подушки.
Но в одно мгновение Мы закончилось – Он остался один. Не совсем, конечно. У Варюхи давно своя семья, они с Сергеем живут в другом городе и воспитывают Настюшку. Звонят постоянно. У них всё в порядке. Он вдруг вспомнил, как в прошлом году сильно их напугал, когда попал в больницу с инфарктом. Он никогда в жизни не болел ни чем серьёзнее простуды, а тут вдруг на тебе. Произошло всё очень быстро и неожиданно, и вот тогда Он понял одну простую вещь: у нас у всех под ногами всё довольно зыбко. К счастью, тогда всё обошлось, спасибо соседям, но всё же Варя была очень обеспокоена, когда уезжала назад к себе домой, ведь приходилось снова оставлять Его одного.
Он поставил шкатулку на место, выпил свои таблетки и потёр ладонью левую часть груди, сердце немного покалывало. Он знал, это из-за метели, погода меняется.
Завтра Новый год.
Опять и опять, зачем Его преследует эта мысль?
Нет, Он не станет завтра дожидаться боя курантов, и открывать шампанское. К чему всё это?
- Если представилась бы возможность, хотел бы что-то изменить в прожитой жизни?..
Этот вопрос в последнее время возникал перед Ним неожиданно, из ниоткуда. Он раздумывал, анализировал, что-то вспоминал, но дать ясного ответа всё равно не мог.
Его вернул в реальность какой-то шум в подъезде, там затопали, видимо, стряхивая снег с обуви, послышались голоса. Он прислушался и уверенно кивнул самому себе – это к соседям этажом выше, на Нашей площадке не к Кому в такое время.
Но когда Его дверной звонок неожиданно ожил, громко затрезвонив, будто бы пробудился от спячки, Он даже вздрогнул.
Ко Мне???
И кто… кто это может быть?
Раскрыв дверь, Он не сразу поверил своим глазам – на пороге стояли запорошенные снегом, румяные с мороза и улыбающиеся дочка Варя, Сергей и внучка Настюшка.
- Пап, привет! Встречай нас! Мы без предупреждения к тебе, хотели сюрприз сделать. Завтра будем вместе Новый год встречать!
На Него смотрели три пары живых лучистых глаз, на ресницах которых искрились тающие снежинки, а Он смотрел на них. Очнувшись, Он засуетился, приглашая гостей в дом.
- Входите, входите, мои хорошие. Замёрзли поди? Что мы на пороге-то! Давайте, давайте. Раздевайтесь!
Настюшка крепко обняла Его за шею, и Он почувствовал щекой её холодный носик, а в ухо Ему она уже таинственно и с жаром шептала:
- Деда! Я тебе сейчас что покажуууууууу!!!
В одно мгновение всё преобразилось, сразу стало как-то светлее, всё закружилось, и Его жилище наполнилось движением, голосами, детским смехом. Всё равно что в пустой сосуд, который долгое время стоял на полке, налили воды, и он теперь стал необходим, он стал нужен хотя бы для того, чтобы содержать в себе эту воду. Он физически почувствовал, что Его как будто бы рвануло вперёд.
На следующий день Варя с Сергеем быстро съездили по магазинам, накупили продуктов и занялись на кухне готовкой разных закусок и салатов к праздничному столу. В свою очередь Настюшка, этот яркий солнечный лучик, по секрету увлекла Его сходить купить всем подарки под ёлку. Когда свою миссию Они успешно выполнили, возвращаясь домой, по пути решили не надолго заглянуть в городской парк, где под снежными шапками спали деревья, качели и карусели в ожидании тёплых дней. Настюшка в новом году должна была пойти в первый класс и была полностью увлечена рассказами, как в детском садике их готовят к школе. Она, не переставая, щебетала и щебетала. А Он, улыбаясь, держал её за руку, шёл и думал, что Он всё-таки самый счастливый человек на свете, потому что сегодня Они Все вместе будут встречать Новый год.