Найти в Дзене
Алиса в Петербурге

Выставка "Свадебные церемонии в Российской Империи" в Эрмитаже

До конца марта при посещении Эрмитажа можно посетить небольшую, но очень красивую выставку "Свадебные церемонии в России XIX – начала XX века. В Свете и при Дворе". Эта выставка проходит в помещении Малой церкви в Главном музейном комплексе. Свадьба издавна считалась не только семейным, но и общественным праздником и потому требовала подчинения определённым правилам, свод которых сложился к началу XIX века и далее оставался практически неизменным. Внешними атрибутами свадебных церемоний были наряды невесты и жениха, подарки, разнообразные предметы приданого, иконы. Такого рода экспонаты из фондов Государственного Эрмитажа дают возможность увидеть вещи, которые много лет назад сопровождали молодых людей в самый счастливый период их жизни. Выставка как бы разделена на три "этапа" свадьбы - помолвка, сама свадьба и приданое. На выставке можно увидеть платье, которое во время обручения надевала Зинаида Ивановна Нарышкина, будущая княгиня Юсупова, а также икону, которой благословляли жениха

До конца марта при посещении Эрмитажа можно посетить небольшую, но очень красивую выставку "Свадебные церемонии в России XIX – начала XX века. В Свете и при Дворе". Эта выставка проходит в помещении Малой церкви в Главном музейном комплексе.

Плафон Малой церкви. Фото: Алиса в Петербурге
Плафон Малой церкви. Фото: Алиса в Петербурге
Так Малая Церковь выглядела до Великой Отечественной войны. Картинка найдена в Интернете
Так Малая Церковь выглядела до Великой Отечественной войны. Картинка найдена в Интернете
Свадьба издавна считалась не только семейным, но и общественным праздником и потому требовала подчинения определённым правилам, свод которых сложился к началу XIX века и далее оставался практически неизменным. Внешними атрибутами свадебных церемоний были наряды невесты и жениха, подарки, разнообразные предметы приданого, иконы. Такого рода экспонаты из фондов Государственного Эрмитажа дают возможность увидеть вещи, которые много лет назад сопровождали молодых людей в самый счастливый период их жизни.
Детали выставки. Фото: Алиса в Петербурге
Детали выставки. Фото: Алиса в Петербурге

Выставка как бы разделена на три "этапа" свадьбы - помолвка, сама свадьба и приданое.

На выставке можно увидеть платье, которое во время обручения надевала Зинаида Ивановна Нарышкина, будущая княгиня Юсупова, а также икону, которой благословляли жениха и невесту.

Зинаида Ивановна Нарышкина (Юсупова). Картинка найжена в Интернете
Зинаида Ивановна Нарышкина (Юсупова). Картинка найжена в Интернете

Платье для церемонии обручения в ХІХ веке принято было делать розовое, короткое (то есть без шлейфа) и непременно из легкой материи. Согласно старой описи, к платью Зинаиды Ивановны была приколота утерянная ныне записка, в которой говорилось, что именно в этом платье «ее сиятельство была в день помолвки» с князем Борисом Николаевичем Юсуповым. Помолвка состоялась 1 октября 1826 года в Санкт-Петербурге, и уже вечером того же дня Зинаида Ивановна слушала оперу «Отелло», сидя в ложе Юсуповых «вся в бриллиантах, вероятно женихом подаренных».

Платье Зинаиды Ивановны. Фото: Алиса в Петербурге
Платье Зинаиды Ивановны. Фото: Алиса в Петербурге

В день свадьбы невесте полагалось быть одетой в белое платье, также был допустимым цвет слоновой кости или золотистый. Если свадебный обряд совершался утром, то платье должно было быть высоким, с длинными рукавами. Вечернее венчание позволяло небольшое декольте и короткие рукава. К волосам невесты прикалывали фату, причёску и платье украшали померанцевыми цветами, чаще всего искусственными. Жених был обыкновенно одет во фрак и белый жилет. Военные венчались в парадной форме своего полка.

Фото: Алиса в Петербурге
Фото: Алиса в Петербурге
Фото: Алиса в Петербурге
Фото: Алиса в Петербурге

Перед тем, как невесту везли к венцу, родители благословляли её семейными иконами. В церковь девушка отправлялась в сопровождении родного или посажёного отца, который вёл её к алтарю. При венчании представителей знатных родов им мог быть сам император, оказывая этим большую честь новобрачным.

Фото: Алиса в Петербурге
Фото: Алиса в Петербурге

После свадебной церемонии устраивали парадный обед или ужин, во время которого раздавали конфеты, разложенные в бонбоньерки или мешочки с инициалами новобрачных.

Фото: Алиса в Петербурге
Фото: Алиса в Петербурге

На выставке представлен наряд, в котором великая княжна Ксения Александровна (дочь Александра III) выходила замуж за великого князя Александра Михайловича (известного, как Сандро).

Свадьба Ксении Александровны и Александра Михайловича
Свадьба Ксении Александровны и Александра Михайловича
Платье Ксении Александровны. Фото: Алиса в Петербурге
Платье Ксении Александровны. Фото: Алиса в Петербурге
Платье Ксении Александровны. Фото: Алиса в Петербурге
Платье Ксении Александровны. Фото: Алиса в Петербурге

Платье невесты было из серебряного глазета, расшитого серебряными нитями. А на свадьбе оно было еще расшито и бриллиантами. Невеста жаловалась, что платье было очень тяжелым. Но только посмотрите на эту красоту!

Платье Ксении Александровны. Фото: Алиса в Петербурге
Платье Ксении Александровны. Фото: Алиса в Петербурге

Удивительным для меня фактом оказалось то, что в приданое высокородной невесты обязательно входил ночной халат жениха и туфли из серебряной парчи, которые новобрачный надевал в первую брачную ночь, их тоже можно увидеть на выставке.

Халат жениха. Фото: Алиса в Петербурге
Халат жениха. Фото: Алиса в Петербурге

Халат надевался только раз - в таком облачении новобрачный должен был войти в спальню к жене. Великий князь Александр Михайлович (Сандро), обреченный на такую же брачную церемонию, писал, что, глядя в зеркало на себя, одетого в чудной халат, он подумал о сходстве с оперным султаном в последнем акте.

Кроме церемонии бракосочетания, в светском обществе существовал обычай праздновать свадебные юбилеи. В России было принято отмечать серебряную и золотую свадьбы. Считалось хорошим тоном дарить предметы из драгоценного металла, соответствующего годовщине, – серебра или золота. Ярким образцом подобного подарка являются серебряные часы, поднесённые к 25-летию свадьбы императора Александра III.

Фото: Алиса в Петербурге
Фото: Алиса в Петербурге

Так же на выставке экспонируются предметы прикладного искусства и фотокопии из модных журналов XIX века с изображениями свадебных нарядов.

Фото: Алиса в Петербурге
Фото: Алиса в Петербурге
Фото: Алиса в Петербурге
Фото: Алиса в Петербурге

Еще одним удивительным фактом для меня было то, что по традиции все невесты дома Романовых жертвовали свои свадебные наряды церкви. На выставке мы можем увидеть облачение священника, сшитое из подвенечного платья великой княгини Александры Федоровны (жены Николая I). А вот последняя русская императрица, тоже Александра Федоровна, решила отказаться от этого благотворительного жеста, так как очень хотела сохранить своё платье.

Облачение священника, сшитое из подвенечного платья великой княгини Александры Федоровны. Фото: Алиса в Петербурге
Облачение священника, сшитое из подвенечного платья великой княгини Александры Федоровны. Фото: Алиса в Петербурге

Как Вам выставка? Были ли на ней?

Про выставку В.М. Васнецова в Русском музее можно почитать тут

Подписывайтесь на мой канал "Алиса в Петербурге", тут еще много интересного:)