Найти в Дзене
Царское Село

Коллекция китайского искусства в Царском Селе. Коробка с крышкой в форме персика

Друзья, продолжаем знакомить вас с коллекцией искусства Китая, которая исторически находилась в Зубовском флигеле Большого Царскосельского (Екатерининского) дворца. Эти предметы сейчас представлены на выставке в Китайском зале. Коробка с крышкой в форме плода персика выполнена в технике резного красного (пекинского) лака, уникального вида старинного декоративно-прикладного искусства Поднебесной. Предмет упоминается в числе вещей, которые привезли из Китая в 1842 году для императора Николая I. Невероятная сложность техники красных лаков заключается в том, что изображения и орнаменты режутся по толстому слою лака и не затрагивают основу из дерева или папье-маше. Изделие многократно покрывается лаком, каждый слой тщательно высушивается и шлифуется. Для лаковой резьбы требуется до 200 слоев. Все элементы искусной резьбы являются благопожелательными символами, традиционными для культуры Китая: чем внимательнее и дольше мы всматриваемся в декор, тем больше их видим. Крышка украшена большим и

Друзья, продолжаем знакомить вас с коллекцией искусства Китая, которая исторически находилась в Зубовском флигеле Большого Царскосельского (Екатерининского) дворца. Эти предметы сейчас представлены на выставке в Китайском зале.

Коробка с крышкой в форме плода персика выполнена в технике резного красного (пекинского) лака, уникального вида старинного декоративно-прикладного искусства Поднебесной. Предмет упоминается в числе вещей, которые привезли из Китая в 1842 году для императора Николая I.

Коробка с крышкой. Из коллекции ГМЗ «Царское Село». Фото: Из коллекции ГМЗ «Царское Село», Екатерина Новак
Коробка с крышкой. Из коллекции ГМЗ «Царское Село». Фото: Из коллекции ГМЗ «Царское Село», Екатерина Новак

Невероятная сложность техники красных лаков заключается в том, что изображения и орнаменты режутся по толстому слою лака и не затрагивают основу из дерева или папье-маше. Изделие многократно покрывается лаком, каждый слой тщательно высушивается и шлифуется. Для лаковой резьбы требуется до 200 слоев.

Все элементы искусной резьбы являются благопожелательными символами, традиционными для культуры Китая: чем внимательнее и дольше мы всматриваемся в декор, тем больше их видим. Крышка украшена большим иероглифом «чун» («весна»). На фоне облачного орнамента и стилизованных грибов линчжи (здоровье и долголетие) изображены два пятикоготных дракона, символизирующих власть императора и доброе начало. По борту в фигурных медальонах расположены благопожелательные композиции: ветви с плодами и цветами персика (бессмертие), хризантемы (благородство и долговечность), летучие мыши (счастье).

В декор коробки «вплетены» и изображения из набора «восьми драгоценностей» — священных предметов с «благоприятными» значениями, такие как две золотые рыбки (знак духовного освобождения) и цветок лотоса (символ чистоты), «бесконечный узел» (воплощение бесконечности), круглые и квадратные амулеты — знаки богатства и высокого положения, жезл жуи, исполняющий любые желания.

Коробка находилась в Китайском зале до 1941 года. Во время Великой Отечественной предмет в числе других был эвакуирован, в послевоенные годы — вернулся в фонды музея. С декабря прошлого года он снова в этом интерьере Зубовского флигеля.

🔸 Коробка с крышкой. Китай. Правление Цяньлун (1736–1795). Дерево (?), папье-маше, красный и чёрный лак; резьба. Из коллекции ГМЗ «Царское Село»

Читайте также: Шоусин, сидящий на олене