Что мы знаем о Владимирском тракте, или, как его прозвали в народе, Владимирке? В первую очередь у многих могут возникнуть ассоциации с каторжниками, идущими в кандалах в далекие остроги Сибири.
Да, каторжники стали одним из символов этого пути, но не стоит забывать, что это была в первую очередь дорога. Дорога, соединившая столицу с Владимиром и Нижним Новгородом, уходя дальше в глубь страны. И дорога эта создавалась совсем для других целей.
Сейчас это всем известное Шоссе Энтузиастов, плавно перетекающее в Горьковское шоссе.
История Владимирки начинается давно. Когда именно, историки точно определиться не могут. Существуют разные мнения. Кто-то даже относит начало этой дороги к 12 веку, т.е. к моменту основания Москвы. Тут, в принципе, логично, ведь молодой развивающийся город должен был иметь наземное соединение с Владимиром. Это несомненно так, но никто не говорит, что этого сообщения не было. Конечно было, просто пролегало оно по другому маршруту. Известная ныне Владимирка не была изначальной дорогой на восток. Известны более ранние маршруты - через Переславль-Залесский или по Стромынской дороге. Причем через Переславль был скорее всего той первой дорогой, соединившей Москву с Владимиром. Стромынский тракт (ныне Щелковское шоссе) возник уже много позже, и практически шел параллельно будущей Владимирки.
Известная нам сегодня Владимирская дорога появилась в конце 15 или начале 16 века. Скорее всего она была проложена, как ямская дорога для почтовых сообщений. Но впоследствии, в особенности после присоединения Сибири к Московскому царству, дорога зарекомендовала себя, как наиболее короткий и удобный путь на восток.
Дорога начиналась от Рогожской заставы (ныне метро Площадь Ильича), за которой лежала лесная глушь. Часть этого лесного массива известна нам сегодня, как Измайловский парк. Но это сейчас парк проходит слева от шоссе, а раньше лес поглощал все пространство в округе. Даже сто лет назад Измайловский парк называли рощей.
Дорога проходила через такие деревни и села, как Ивановское (ныне одноименный район Москвы), Горенки, Яковлевское, Пехра, Хупавна (Купавна) и Рогожи (с конца 18 века – город Богородск; ныне Ногинск). За Рогожей Владимирка переходила на левый берег Клязьмы и опять шла среди лесов и болот, проходя через деревню Киржачи, Покровскую слободу (ныне г. Покровск), деревню Петушки и входила в город Владимир. После Владимира дорога уходила дальше в Нижний Новгород и Казань, а оттуда уже шла на Урал и в Сибирь. Поэтому эту дорогу так же именовали, как Казанский или Сибирский тракт.
Появление дороги не обошло стороной и разбойников, которые грабили проезжавших мимо. Ввиду того, что местность была лесистая, это было идеальное место. Но с ростом популярности и статуса дороги государство активно с ними боролось.
С течением времени, появившаяся, как почтовая дорога, Владимирский тракт превратился в одну из главных дорог страны и имел военно-стратегическое значение.
Дорога, соединившая Москву с восточными регионами страны, стала играть роль не только внутрироссийских, но и международных торговых путей. Как ни как, а товар из Китая и Средней Азии, как и из дальних уголков России, мог теперь по суше добраться до центральных регионов государства. Это пошло на пользу городам и селам, через которые она проходила, и которые благодаря этому получили хорошие условия для развития.
Владимирский тракт к началу 19 века уже перерос в нечто большее, чем просто дорога между двумя регионами. Поэтому в 1830-е годы ее начинают реконструировать, в результате чего появляется Московско-Нижегородское шоссе с щебеночным покрытием. Но еще долгие года все продолжат называть ее просто Владимиркой.
Когда в первой половине 19 века все дороги в Российской империи стали делить на классы, Владимирка по праву получает наивысший 1-й класс, как «дорога государственных или главных сообщений».
Некоторую значимость шоссе стало терять в 1860-х годах, когда строится Московско-Нижегородская железная дорога. Теперь намного быстрее и комфортнее было путешествовать на поезде, а товар везти не гужевыми повозками, а грузовыми вагонами.
Конвоирование каторжников в отдаленные районы Сибири была еще одной вехой в истории тракта. Первые ссыльные пошли этим маршрутом еще в 18 веке. Заключенные километр за километром в кандалах в жару и в пыли шли в далекую Сибирь, где в одном из острогов их ждали годы каторжной работы. Но появление железной дороги сказалось так же и на условия конвоирования. Теперь каторжников везли поездом до Нижнего Новгорода, а от него уже водой и сухопутьем через Тюмень и далее по Сибири.
В конце 19 века известный художник Исаак Левитан так был поражен видом Владимирской дороги, что пишет одну из центральных своих работ - "Владимирка" 1892 г. Трудно представить теперь ее такой, как на картине.
А вот так выглядел Владимирский трак на 12 версте, сейчас это место пересечения МКАД и Горьковки. Сейчас здесь большая развязка с эстакадами, а когда-то это была дорога с лужами и грязью.
В советский период дорога претерпит очередные изменения. Самым главным из них – это появление твердого асфальтового покрытия. Как странно не звучало бы, но к середине 20 века между Нижним Новгородом и Казанью еще оставались не асфальтированные участки.
Но время шло, а шоссе продолжало перестраиваться, пытаясь соответствовать новым стандартам и реалиям.
Теперь мы знаем некогда Владимирский тракт под другими именами: Шоссе энтузиастов, Горьковское шоссе, М-7 Волга. И пусть слово «Владимирка» как-то начало давно забываться в народе, она продолжает быть главной сухопутной транспортной артерией на восток страны, пусть и под другим названием.
Спасибо, что дочитали статью до конца.
Буду рад Вашему лайку 👍 или комментарию 💬.
И если статья была полезной, прошу подписаться на мой канал, что бы не пропустить что-то новое из хорошо забытого старого.