В последние годы туризм в России отчаянно развивается. Турпотоки направляют не только на традиционные и потому всем приевшиеся юг и запад. Теперь в моде посещать восток и север страны. Там тоже есть, что посмотреть. Местные власти из кожи вон лезут в поисках объектов, которые можно выдать за достопримечательности. И у них неплохо получается. В прошлом году одна из самых ярких туристических поездок была у меня в Тюмень и Тобольск. Организованный тур по системе «все включено»: проезд, проживание, питание, экскурсии.
В этих городах экскурсоводы высшей пробы. Вышколены, эрудированны, всесторонне подкованы. Ни один вопрос не ставит в тупик. На любой исторический факт они имеют свое мнение.
Прибыли в Тобольск с группой и прямиком отправились на кладбище. В программе тура оно не значилось. Но экскурсовод внесла коррективы. На кладбище находятся могилы декабристов. Как не посетить? Это теперь в Сибирь возят на экскурсии, а раньше отправляли в ссылку с последующим захоронением.
Кладбище оказалось закрыто и огорожено сигнальной лентой. Велись какие-то реставрационные работы. Но это не повод развернуться и уехать. Экскурсионную группу подвели к стенду с планом захоронений и подробно объяснили, где какой декабрист лежит. Часть экскурсионной группы не заинтересовалась этой информацией и к стендам не подошла. Туристы стояли возле автобуса, переминались с ноги на ногу и нервно курили, вспоминая, кто такие декабристы?
Другая часть туристов отличалась повышенной любознательностью. Карту кладбища фотографировали, за сигнальную ленту старательно заглядывали. Сразу на картинках стенда разглядели, что не всех декабристов похоронили одинаково. У кого-то шикарные надгробия, у кого-то простые. Экскурсовод тут же объяснила, что местных жителей не проведешь, так было во все времена. Тем декабристам, кто много работал на благо города, почет, уважение и дорогие надгробия. А тем, кто не работал, надгробия попроще. В назидание потомкам, так сказать.
После кладбища поехали во Дворец Наместника, расположенный на территории Тобольского кремля. Во Дворце сотни интересных экспонатов. Неумолкающий экскурсовод не оставляет туристам шанса постоять в сторонке и не вникнуть в суть разборок царских времен.
Самый интересный экспонат, к которому очередь для фотографирования – дневник Дмитрия Менделеева. Того самого, который открыл периодический закон химических элементов. Его судьба тесно связана с Тобольском. Он тут родился, учился в местной школе. И, судя по записям в дневнике, учился из ряда вон плохо. Школьники и студенты фотографируют его дневник, чтобы доказать родителям: не оценки определяют гения!
Осмотрев достопримечательности Тобольска, поехали в Тюмень. Городская архитектура, местная кухня, музей камней и минералов, храмы и памятники – два дня экскурсионная группа носилась по городу без продыху. Экскурсовод в автобусе, в переездах между объектами, взахлеб рассказывала, как в Тюменской области нашли нефть. Казалось бы, тут ее море. Но вот нашли не сразу. Далеко не сразу.
Под тяжестью всей выданной информации туристическая группа уснула в автобусе, поэтому экскурсоводу никто не мешал. Но ей спящие слушатели были неинтересны. Экскурсовод включила на полную громкость песню В. Высоцкого про тюменское черное золото. Сон как рукой сняло. И все поняли, что экскурсовод не из таких людей, которые позволят себя не слушать. У нее все по высшему разряду, все по минутам выверено и рассчитано. Будьте добры усваивать информацию! По-хорошему!
Во время фотографирования с памятниками эта экскурсовод требовала от всех туристов сделать «голливудскую улыбку», а кто не умел – учила улыбаться тут же, показывая, как правильно растянуть губы, чтобы на фото выглядеть безмерно довольным экскурсией. Как вариант – выглядеть слегка пришибленным под впечатлениями. Но улыбаться нужно и в этом случае. Пришибленный ты или нет – неважно.
А потом нашу экскурсионную группу перехватила местная телекомпания. Аккурат возле памятника Юрию Эрвье — первооткрывателю тюменской нефти. Люди с микрофоном и камерой требовали туристов дать интервью. Не терпелось им узнать: как сильно нам понравились Тюмень и Тобольск.
Туристы в страхе разбежались и спрятались: кто в кустах, кто за памятником. Почему-то просьба дать интервью всех пугает. Как будто это означает на всю жизнь вписаться во что-то страшное, что уже потом не исправить. Отдуваться за всех пришлось мне. Пять лет учебы на факультете журналистики не прошли даром: камеры не боюсь, каверзных вопросов тоже. Тему разговора меняю легко.
Журналист задавал странные вопросы. Поинтересовался: знаю ли я, что все тюменские экскурсоводы прошли курсы повышения квалификации? Бодро ответила, что не знаю, но догадывалась. Почувствовала сердцем. Потому что от всех экскурсоводов у них тут прям разит профессиональным подходом и, главное, любовью к своему делу.
Отбились от журналистов, поехали на учебный полигон с действующей буровой вышкой. На полигоне туристическую группу тут же взял в оборот какой-то мужик. Кто такой – спросить все забыли, но было понятно, что он тут главный. Завел на буровую, все рассказал, показал. Даже технически неграмотные женщины поняли, как работает бур и были готовы в тестовом режиме добыть партию нефти прямо сейчас.
Я устала от потока напичканной специфическими терминами информации, слезла с буровой по ступенькам. Хотела сбежать в автобус, но меня окликнула экскурсовод. С видом учительницы, принимающей экзамен у двоечницы, строго спросила меня:
– Узнаете эти ступеньки? – она указала на лестницу, ведущую на буровую.
– Нет! – ответила я.
– Как нет? Не разочаровывайте меня! Ну, ладно, вы историю Тюмени не знаете, потому что приезжая. Но с классикой отечественного кинематографа вы же должны быть знакомы!
– Вы о чем? – недоумеваю я.
– Ну, как? Это же те самые ступеньки, на которых стояла Людмила Гурченко, когда пришла к Никите Михалкову на буровую в фильме «Сибириада».
Стою, растерянно хлопаю глазами. Что сказать – не знаю. Не смотрела этот фильм, не знаю, кто снимал, какой сюжет и какие там актеры задействованы.
– Эх, вы!
Экскурсовод была явно разочарована моим багажом знаний. Да я и сама в себе разочарована. Такое, знаете, ощущение морального падения. Ну, как я могла не посмотреть этот фильм и не запомнить все имеющиеся там ступеньки???
Экскурсионная группа тем временем спешно покидала буровую вышку. Смотритель полигона всех поторапливал, потому что у него по плану в программе – посвящение в нефтяники. Хочешь не хочешь, будь добр измазать лицо нефтью, прочитать клятву, получить грамоту с печатью в виде отпечатка пальца, который окунали в нефть.
Туристы веселятся, нефтью мажутся охотно, фотографируются. Я стою в сторонке. И так уже достаточно прониклась местным культурным кодом. В душЕ прям чувствую себя нефтяником. Но пачкать лицо нефтью не хочется.
Экскурсовод на меня опять наезжает: как же так? Это же святое! Такой обряд нельзя игнорировать!
– У меня косметика дорогая, – я на ходу придумываю отмазки. – А ее потом смывать придется вместе с вашей нефтью.
– Посмотрите на нее! – возмущается экскурсовод. – Косметика у нее дорогая! Да вся хорошая косметика, к вашему сведению, из нашей нефти и делается!
– Да? – удивляюсь я, и в глубине души уже настраиваюсь окунуться в нефть по пояс.
– А вы как думали? – парирует экскурсовод. – И краска для волос ваших крашеных тоже из нефти.
– Ну, почему же крашеных, это мой натуральный цвет! – пользуясь случаем, я пытаюсь реабилитироваться и тоже демонстрирую знание классики отечественного кинематографа.
– Да ну? – по-женски язвительно усомнилась экскурсовод, не поняв, что я цитирую Гурченко.
Пришлось поддаться на уговоры мужика-смотрителя и измазаться нефтью. А то вдруг диплом нефтяника будет недействительным. Спросила, котируюсь ли я теперь на рынке труда нефтяной промышленности? Возьмут меня работать на буровую? Ответом мне было недоуменное молчание с подтекстом: ишь, чего захотела, у нас тут кастинг и конкурсный отбор лучших из лучших!
По приезде домой посмотрела фильм «Сибириада». Все глаза проглядела в поисках этих самых ступеней. Они там в конце истории действительно мелькают. И буровая вышка тоже. Но в фильме она сгорела подчистую. С облегчением вздохнула, когда вспомнила, что вышка в реальности цела и работоспособна.
Пока смотрела, поняла, что Андрей Кончаловский – не мой режиссер. Я ему и созданной им истории не верила. Но зато мои представления об отечественном кинематографе значительно расширились. И об освоении Сибири я узнала интересную информацию. Чего, собственно экскурсоводы и добивались. Будете в Тюмени или Тобольске, не пожалейте денег, возьмите платный тур по городу у местных экскурсоводов. Я в прошлом году много где побывала, но таких классных экскурсоводов, как в этих городах, не видела нигде!
На моем втором канале есть подробный рассказ об этой поездке, о достопримечательностях, которые мы посмотрели, о гостинице, в которой жили, о пище, которой нас кормили. И, самое главное, я рассказала, как получила этот тур бесплатно:
*****
Для тех читателей, которые пропустили хорошую новость, повторяю: я записала своим голосом аудиокнигу «100 килограммов чистого золота» – первая книга про Офелию. Аудиокнигу можно получить от меня В ПОДАРОК!
Как получить книгу? Я вышлю на электронную почту архив с главами. СОВЕРШЕННО БЕСПЛАТНО! Единственное условие – быть подписчиком моего телеграмм-канала. Подписаться можно здесь Почему именно телеграмм-канала, а не канала на Дзен? Потому что там я могу проверить подписку, а на Дзен, к сожалению, не вижу, кто на меня подписан.
Под этим постом (щелкните синюю ссылку и перейдете на пост) в ТГ канале пишите в комментариях фразу «Хочу аудиокнигу» + добавляете свой электронный адрес. После отправки книги я поставлю смайлик на ваш комментарий. Это значит, что письмо с аудиокнигой ушло. Проверяйте почту и загляните в папку «Спам». Иногда письма с вложениями уходят туда.