Найти в Дзене

Александринский театр о Мейерхольде: жизнь в стиле Кабаре

Но в начале- небольшая прелюдия. «Мейерхольд не просто гениальный режиссёр, это режиссёр, который с Петербургом был связан очень плотно, — рассказывает худрук Александринского театра Валерий Фокин. — Движение Мейерхольда в сторону реформации театрального искусства началось именно здесь. Здесь были его первые студии, первые открытия, спектакли, вошедшие в историю мирового театра. Мейерхольд неоднократно возвращался в наш город. И уже после того, как ГосТиМ, его театр в Москве, закрыли, Вивьен, руководитель Пушкинского театра, пригласил его на постановку в 1938 году, но, к сожалению, этим планам не суждено было сбыться...Имя Мейерхольда, на наш взгляд, абсолютно подходит для Новой сцены, места и площадки, которая открыта для всего нового» И это не удивительно! Ведь творческая биография Мейерхольда в период с 1907 по 1917 годы была тесно связана с Александринским театром, где в статусе главного режиссёра , он поставил около 20 спектаклей, в том числе свой самый знаменитый «Маскара
Оглавление

Сцена из спектакля фото из открытых источников
Сцена из спектакля фото из открытых источников

Добрый день, дорогие друзья! 😊Приветствую вас на своём зрительском канале 🎭

Сегодня я хочу рассказать, в каком необычном театральном пространстве я побывала, и какой прелюбопытнейший спектакль увидала!

Но в начале- небольшая прелюдия.

Недавно , знаменитому режиссёру Всеволоду Мейерхольду исполнилось 150 лет , и этот юбилей у нас особым образом отметили в Александринском театре. Во дворе Новой сцены установили памятник Всеволоду Эмильевичу, а самой ей дали название «имени Мейерхольда».

Памятник Мейерхольду фото из открытых источников
Памятник Мейерхольду фото из открытых источников
«Мейерхольд не просто гениальный режиссёр, это режиссёр, который с Петербургом был связан очень плотно, — рассказывает худрук Александринского театра Валерий Фокин. — Движение Мейерхольда в сторону реформации театрального искусства началось именно здесь. Здесь были его первые студии, первые открытия, спектакли, вошедшие в историю мирового театра. Мейерхольд неоднократно возвращался в наш город. И уже после того, как ГосТиМ, его театр в Москве, закрыли, Вивьен, руководитель Пушкинского театра, пригласил его на постановку в 1938 году, но, к сожалению, этим планам не суждено было сбыться...Имя Мейерхольда, на наш взгляд, абсолютно подходит для Новой сцены, места и площадки, которая открыта для всего нового»
Памятник Мейерхольду во дворе Новой сцены Александринского фото из открытых источников
Памятник Мейерхольду во дворе Новой сцены Александринского фото из открытых источников

А ещё, в разных пространствах Александринского театра состоялось целых три премьеры, посвящённых Мейерхольду, причём во всех постановках он сам, в том или ином виде , присутствует.

И это не удивительно! Ведь творческая биография Мейерхольда в период с 1907 по 1917 годы была тесно связана с Александринским театром, где в статусе главного режиссёра , он поставил около 20 спектаклей, в том числе свой самый знаменитый «Маскарад», ставший последним символом гибнущего мира.

Сейчас на сцене Александринки идёт спектакль «Маскарад. Воспоминание будущего », поставленный В. Фокиным как реконструкция того, мейерхольдовского спектакля . В нём воссоздана сценография и костюмы А. Головина, максимально точно выстроены мизансцены на основе режиссёрских партитур Мейерхольда .

Таким образом Александринский театр предлагает зрителям как бы отправиться в прошлое и увидеть главный спектакль театра .

Я уже его посмотрела , впечатления были неоднозначные и я поняла, что по сути, Мейерхольд - не «мой» режиссёр.

Маскарад сцена из спектакля фото из открытых источников
Маскарад сцена из спектакля фото из открытых источников

Но сегодня я поведу речь не о «Маскараде», а хочу рассказать про довольно необычную постановку режиссёра К. Люкевича

«Кабаре имени Мейерхольда»

Сцена из спектакля фото из открытых источников
Сцена из спектакля фото из открытых источников

Меня заинтересовал этот спектакль после аннотации на сайте Александринки:

При создании спектакля использовались фрагменты: 
романа Сергея Кемпо «Мейер», книги Константина Станиславского «Моя жизнь в искусстве» 
сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» 
пьесы Александра Блока «Балаганчик», поэмы Владимира Маяковского «Облако в штанах» 
стихотворений Сергея Есенина «Частушки (о поэтах)» и Даниила Хармса «На этой странице странные птицы» 
фельетона Михаила Булгакова «Столица в темноте»
а также:
Постановление Политбюро ЦК ВКП (б) о закрытии театра им. Вс. Мейерхольда (Гостима)  

Перечень произведений выглядел интригующе! А ещё то, что спектакль играют в основном здании Александринского театра , но на малой сцене . Что это за пространство, я понятия не имела. В Царском фойе была, в зале Александринки была, даже в Актёрском ( закрытом для зрителей) фойе была, а вот на малой сцене- нет!

Теперь знаю, что находится она на самом верху, на 7 ярусе, там где на фронтоне театра красуется квадрига с Аполлоном. Вот прямо за ней есть небольшая каморка , которая и называется малым залом.

Квадрига Аполлона на Александринском театре фото из открытых источников
Квадрига Аполлона на Александринском театре фото из открытых источников

Это небольшая комната, которую разделили на две части- в одной - сделали сценическое пространство, а в другой , в импровизированном амфитеатре поставили три ряда стульев. Причём стульев самых разных. Какие нашлись - высокие и низкие, деревянные и с мягкими сидениями. А за спиной зрителей - высокие полукруглые окна, закрытые ставнями. 🤔

Кстати, как оказалось, раньше зрители не могли сюда попасть, это было рабочее помещение. Но , именно это пространство для спектакля Люкевича выбрано не случайно!

Здесь проходят репетиции и уроки по сценической речи, а если открыть ставни, то взгляд упрется прямо в лошадиные задницы знаменитой квадриги. У актёров выйти туда, покурить, называется «пойти к коням». 😊

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Но интересно то , что и к самому Мейерхольду это помещение имеет непосредственное отношение !

Когда Всеволод Эмильевич был главным режиссёром Императорского Александринского театра и ставил «Маскарад», он , вместе с художником спектакля А. Головиным , явно поднимался сюда, чтобы проверить , как идёт работа над декорациями , ведь тогда здесь располагалась столярная мастерская. А характер Мейерхольда был таким, что он вникал во всё, и не мог оставить такую важную составляющую его постановки, как декорации, без личного внимания и контроля. Так что и они с Головиным, скорее всего «выходили к коням», покурить и обсудить детали будущей постановки.😊

Всё это нам рассказал актёр А. Лушников во вступительном слове. Он исполнял роль Биографа и конферансье в этом необычном действе , которое сам режиссёр К. Люкевич определил как «документальная сказка». В основу драматургии спектакля легли реальные события из жизни Всеволода Мейерхольда , а также многочисленные слухи и легенды о нём. 

А. Лушников в спектакле фото из открытых источников
А. Лушников в спектакле фото из открытых источников

В стиле кабаре, то есть легко, весело и с песенками, нам показали всю жизнь выдающегося экспериментатора: от рождения до закрытия его театра и трагической гибели. А вместе с ней и вехи времени, от романтического Серебряного века до революционных бурь и первых лет советской власти. 

Причём о таких глобальных для нашей истории вещах , зрителям рассказали с помощью тех средств художественной выразительности , которые любил использовать сам Мейерхольд : маски, куклы и буффонада . За два часа, что идёт спектакль , нам играючи представили, как после революции, русскую культуру постепенно загоняли в гроб. И сам гроб, усыпанный цветами не раз появлялся во время действия. Как говорит герой другого спектакля- «Довольно зримый образ».

Сцена из спектакля фото автора
Сцена из спектакля фото автора

Не зная режиссёра Люкевича, я поняла, что это человек молодой. И свой спектакль он поставил в первую очередь для нынешнего поколения с «клиповым»сознанием, тягой к стёбу и приколочкам, и отсутствием малейшего пиетета к истории. 🤔

Получился увлекательный и развлекательный биографический дайджест и это с одной стороны интересно и необычно, а с другой - для меня слишком уж «отвязно» и чересчур выглядели некоторые вещи.

«Балаган» в Кабаре фото из открытых источников
«Балаган» в Кабаре фото из открытых источников

 История русской культуры показана Люкевичем в площадной, балаганной форме. Самые трагичные события разыгрываются перчаточными куклами. Но вместо Петрушек- исторические личности. 

Куклы Царь Николай и Ленин фото из открытых источников
Куклы Царь Николай и Ленин фото из открытых источников

Сначала кукла Ленина бьет куклу царя Николая, а потом появляется Сталин и уже кукла Сталина бьёт куклу Ленина , рассказывающую анекдоты. 😵‍💫

Впечатлило, как представлен сам Сталин во власти . Огромная серая шинель венчается крохотной кукольной головкой с усами… Олицетворение тирана и злодея. 

Сталин фото из открытых источников
Сталин фото из открытых источников

Всех остальных героев спектакля , кроме Биографа, мы видим в масках , имеющих внешнее шаржевое сходство с людьми ,которых они представляют.

По словам самого режиссёра Кирилла Люкевича:

Наше кабаре строится в хронологической последовательности со дня рождения до дня смерти Мейерхольда, мы сюда вплетаем среду, мир, в котором он существовал. Мы ограничиваем этот мир ХХ века двенадцатью персонажами — Мейерхольдом и теми, кто был вокруг: Блок, Маяковский, Есенин, Райх, Шаляпин, Булгаков, Эйзенштейн, Чехов, Хармс, Станиславский, Немирович-Данченко….
При этом мы не ушли от документов: практически всё, что звучит или показано в спектакле, — это “документы”. Мы собрали записи, рецензии, письма — и попробовали представить их здесь и сейчас на сцене. 
Если можно так сказать, наше “Кабаре...” состоит из множества маленьких спектаклей, мини-сюжетов из жизни Мейерхольда. Это же всё номера, 50 номеров — 50 спектаклей. Какие-то в музыкальном жанре, какие-то — клоунада, пантомима, куклы, где-то масочная история... Это разговор про время — про сегодняшнее и про то, — про какую-то их рифму; разговор про искусство; про добро и зло, про честность, правду, смысл жизни»

Без маски в спектакле один актёр. А. Лушников. Он ведёт повествование , легко общается со зрителями , озвучивает пение Шаляпина. Поёт, кстати, очень хорошо. 👍

Шаляпин фото из открытых источников
Шаляпин фото из открытых источников

И вообще- по сути , «живой» актёр - он один.

Сцена из спектакля фото из открытых источников
Сцена из спектакля фото из открытых источников

Оценить, насколько талантлива игра молодых участников сложно, они скрыты за масками. По сути - это набор движений, жестикуляции и пластики. Как в биомеханике. Всё по Мейерхольду. 

Некоторые моменты для меня выглядели пошловато. «Шаляпин» почему-то всё время хватался за «причинное место» , изображая какого-то мачо . А сцены с Есениным , которого хлопала по щекам Зинаида Райх , сопровождались эротичными стонами и криками его пассий. Вроде как юмор. Но меня, лично , такие моменты немного коробили. 😐

А заинтриговало вот что: красной нитью по сюжету проходит «Сказка о Золотом ключике» А. Толстого . Есть версия, что «красный граф» не просто перевел итальянскую сказку про деревянного человечка, создав свой вариант, а написал сатиру, пародию на многих деятелей культуры , тех героев , что участвуют в «Кабаре…» 🤔

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Папа Карло- это К. С. Станиславский, его друг Джузеппе- Немирович- Данченко. Пьеро- Блок, Арлекин-Маяковский , ну и т.д.

И звучит это вполне правдоподобно , тем более что Биограф приводит описания, по которым легко узнать, о ком идёт речь.

Сам Мейерхольд - это Карабас Барабас, доктор кукольных наук. Отсылка к «Доктору Дапертутто». В то время говорили, , что для него , как театрального реформатора , актёры- всего лишь марионетки. Ходили слухи, что Мейерхольд не расставался с маузером, клал его перед собой на репетициях, точно так же, как Карабас — плетку.

Мейерхольд в спектакле фото из открытых источников
Мейерхольд в спектакле фото из открытых источников

У Карабаса такая длинная борода, что он засовывает её в карман. А Мейерхольд носил очень длинный шарф, концы которого убирал в карманы. Мейерхольд открыл свой театр в 1919 году, а закрылся он в 1938-м. В историю создатель биомеханики вошел и как гений-реформатор, и как деспот, от которого сбегали актеры-«живые куклы».

Главная идея - Карабас Барабас потерял золотой ключик, открывающий дверь, ведущую к счастью. А счастье в этой сказке - идеальный театр! 🎭👍

Как мы помним, черепаха Тортилла отдаёт золотой ключик Буратино.

И знаете, кто Буратино в этой истории? Племянник Антона Павловича , Михаил Чехов,, который в юности служил в Художественном театре у Станиславского .

Михаил Чехов фото из открытых источников
Михаил Чехов фото из открытых источников

В своей книге «Путь актёра» , Чехов рассказывает о первой встрече со своим «Папой Карло»- Станиславским 😊

Я прошёл по его приглашению в одно из фойе театра и сел рядом с ним на красном диване. Он задал мне ряд вопросов, на которые я отвечал механически, почти не понимая их смысла.
– Ну теперь прочтите мне что-нибудь из «Царя Фёдора», – сказал, наконец, Станиславский.
Мне вдруг захотелось убежать. Раздался треск, воротничок лопнул и краями впился мне в щёку. Я замер, вернее умер! Ещё минута и мне стало всё – всё равно. Я прочёл Станиславскому отрывок из «Царя Фёдора» и монолог Мармеладова. Станиславский сказал мне несколько ласковых слов и объявил, что я принят в Художественный театр».

Михаил Чехов был изумительным актером. За десять лет, в период с 1918 до 1928 года, он проделал колоссальную работу. От неизвестного никому актёра вырос до руководителя собственной студии, а затем возглавил МХАТ.

Михаил Чехов фото из открытых источников
Михаил Чехов фото из открытых источников

К сожалению, в России у Чехова появились завистники, которые критиковали его методы, его репертуар, организуя травлю, как в самом театре, так и в прессе. Это отнимало много сил и в результате у Чехова наступила тяжелейшая депрессия. В 1928 году вместе с женой он уезжает на лечение и отдых в Европу, в Германию и больше в Россию никогда не возвращается .

Буратино - Чехов открыл дверь золотым ключиком и обрёл счастье, уехав в волшебную страну , создав свою театральную систему и организовав свой театр в Америке. Метод Чехова изучали голливудские актёры Мэрилин Монро, Грегори Пек, Юл Бриннер Клин Иствуд и др. По его системе и сегодня играют в наших театрах.

Светлый и яркий театр Михаила Чехова , где во главу угла ставился актёр - человек — в отличие от мейерхольдовского «кукольного театра», — и стал прообразом нового театра Буратино.

Михаил Чехов фото из открытых источников
Михаил Чехов фото из открытых источников

Что-то я отвлеклась. Пора возвращаться к спектаклю .

Целая связка ключей в руке Мейерхольда фото из группы Александринки
Целая связка ключей в руке Мейерхольда фото из группы Александринки

В сказке Карабас Барабас - Мейерхольд теряет золотой ключик. В реальности Всеволод Эмильевич потерял всё. И театр, и жизнь. Хэппи-энда здесь нет.

Сцена из спектакля фото из открытых источников
Сцена из спектакля фото из открытых источников

В финале «Кабаре» закрыла Смерть. Единственная маска, которую примерил на себя Биограф.

Финал спектакля фото автора
Финал спектакля фото автора

Для меня, зрителя и приверженца другого Театра, Александринка , как другая страна. Интересно, необычно, порой странно. Но я в ней только турист, сторонний наблюдатель . 🤔

И с этой позиции, «Кабаре имени Мейерхольда» мне понравилось.

Сцена из спектакля фото из открытых источников
Сцена из спектакля фото из открытых источников

Но всё же, если выбирать в Александринке один спектакль про Мейерхольда , я бы несомненно отдала предпочтение новой постановке В. Фокина «Мейерхольд . Чужой театр»!

Но об этом, если вам интересно , я расскажу в следующий раз 😊

Мейерхольд. Чужой театр. Сцена из спектакля фото из открытых источников
Мейерхольд. Чужой театр. Сцена из спектакля фото из открытых источников

Спасибо, что дочитали до конца. И под финал, традиционно, вопрос для вас, дорогие читатели:

если бы вам дали возможность увидеть один спектакль Станиславского или Мейерхольда , на выбор, кому бы вы отдали предпочтение?

Пишите в комментариях , мне это очень интересно !😊

А на сегодня у меня всё! Дорогие друзья, благодарю за внимание , надеюсь вам было интересно! 😊Если понравилось отметьте пожалуйста 👍, это помогает продвижению канала. Всегда рада новым подписчикам и надеюсь не разочаровать всех своих читателей !😊

До встречи !

Ваш Зритель с берегов Невы 🎭👏