- Добрый день, дорогие друзья! 😊Приветствую вас на своём зрительском канале 🎭
- Сегодня я хочу рассказать, в каком необычном театральном пространстве я побывала, и какой прелюбопытнейший спектакль увидала!
- Недавно , знаменитому режиссёру Всеволоду Мейерхольду исполнилось 150 лет , и этот юбилей у нас особым образом отметили в Александринском театре. Во дворе Новой сцены установили памятник Всеволоду Эмильевичу, а самой ей дали название «имени Мейерхольда».
Добрый день, дорогие друзья! 😊Приветствую вас на своём зрительском канале 🎭
Сегодня я хочу рассказать, в каком необычном театральном пространстве я побывала, и какой прелюбопытнейший спектакль увидала!
Но в начале- небольшая прелюдия.
Недавно , знаменитому режиссёру Всеволоду Мейерхольду исполнилось 150 лет , и этот юбилей у нас особым образом отметили в Александринском театре. Во дворе Новой сцены установили памятник Всеволоду Эмильевичу, а самой ей дали название «имени Мейерхольда».
«Мейерхольд не просто гениальный режиссёр, это режиссёр, который с Петербургом был связан очень плотно, — рассказывает худрук Александринского театра Валерий Фокин. — Движение Мейерхольда в сторону реформации театрального искусства началось именно здесь. Здесь были его первые студии, первые открытия, спектакли, вошедшие в историю мирового театра. Мейерхольд неоднократно возвращался в наш город. И уже после того, как ГосТиМ, его театр в Москве, закрыли, Вивьен, руководитель Пушкинского театра, пригласил его на постановку в 1938 году, но, к сожалению, этим планам не суждено было сбыться...Имя Мейерхольда, на наш взгляд, абсолютно подходит для Новой сцены, места и площадки, которая открыта для всего нового»
А ещё, в разных пространствах Александринского театра состоялось целых три премьеры, посвящённых Мейерхольду, причём во всех постановках он сам, в том или ином виде , присутствует.
И это не удивительно! Ведь творческая биография Мейерхольда в период с 1907 по 1917 годы была тесно связана с Александринским театром, где в статусе главного режиссёра , он поставил около 20 спектаклей, в том числе свой самый знаменитый «Маскарад», ставший последним символом гибнущего мира.
Сейчас на сцене Александринки идёт спектакль «Маскарад. Воспоминание будущего », поставленный В. Фокиным как реконструкция того, мейерхольдовского спектакля . В нём воссоздана сценография и костюмы А. Головина, максимально точно выстроены мизансцены на основе режиссёрских партитур Мейерхольда .
Таким образом Александринский театр предлагает зрителям как бы отправиться в прошлое и увидеть главный спектакль театра .
Я уже его посмотрела , впечатления были неоднозначные и я поняла, что по сути, Мейерхольд - не «мой» режиссёр.
Но сегодня я поведу речь не о «Маскараде», а хочу рассказать про довольно необычную постановку режиссёра К. Люкевича
«Кабаре имени Мейерхольда»
Меня заинтересовал этот спектакль после аннотации на сайте Александринки:
При создании спектакля использовались фрагменты:
романа Сергея Кемпо «Мейер», книги Константина Станиславского «Моя жизнь в искусстве»
сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
пьесы Александра Блока «Балаганчик», поэмы Владимира Маяковского «Облако в штанах»
стихотворений Сергея Есенина «Частушки (о поэтах)» и Даниила Хармса «На этой странице странные птицы»
фельетона Михаила Булгакова «Столица в темноте»
а также:
Постановление Политбюро ЦК ВКП (б) о закрытии театра им. Вс. Мейерхольда (Гостима)
Перечень произведений выглядел интригующе! А ещё то, что спектакль играют в основном здании Александринского театра , но на малой сцене . Что это за пространство, я понятия не имела. В Царском фойе была, в зале Александринки была, даже в Актёрском ( закрытом для зрителей) фойе была, а вот на малой сцене- нет!
Теперь знаю, что находится она на самом верху, на 7 ярусе, там где на фронтоне театра красуется квадрига с Аполлоном. Вот прямо за ней есть небольшая каморка , которая и называется малым залом.
Это небольшая комната, которую разделили на две части- в одной - сделали сценическое пространство, а в другой , в импровизированном амфитеатре поставили три ряда стульев. Причём стульев самых разных. Какие нашлись - высокие и низкие, деревянные и с мягкими сидениями. А за спиной зрителей - высокие полукруглые окна, закрытые ставнями. 🤔
Кстати, как оказалось, раньше зрители не могли сюда попасть, это было рабочее помещение. Но , именно это пространство для спектакля Люкевича выбрано не случайно!
Здесь проходят репетиции и уроки по сценической речи, а если открыть ставни, то взгляд упрется прямо в лошадиные задницы знаменитой квадриги. У актёров выйти туда, покурить, называется «пойти к коням». 😊
Но интересно то , что и к самому Мейерхольду это помещение имеет непосредственное отношение !
Когда Всеволод Эмильевич был главным режиссёром Императорского Александринского театра и ставил «Маскарад», он , вместе с художником спектакля А. Головиным , явно поднимался сюда, чтобы проверить , как идёт работа над декорациями , ведь тогда здесь располагалась столярная мастерская. А характер Мейерхольда был таким, что он вникал во всё, и не мог оставить такую важную составляющую его постановки, как декорации, без личного внимания и контроля. Так что и они с Головиным, скорее всего «выходили к коням», покурить и обсудить детали будущей постановки.😊
Всё это нам рассказал актёр А. Лушников во вступительном слове. Он исполнял роль Биографа и конферансье в этом необычном действе , которое сам режиссёр К. Люкевич определил как «документальная сказка». В основу драматургии спектакля легли реальные события из жизни Всеволода Мейерхольда , а также многочисленные слухи и легенды о нём.
В стиле кабаре, то есть легко, весело и с песенками, нам показали всю жизнь выдающегося экспериментатора: от рождения до закрытия его театра и трагической гибели. А вместе с ней и вехи времени, от романтического Серебряного века до революционных бурь и первых лет советской власти.
Причём о таких глобальных для нашей истории вещах , зрителям рассказали с помощью тех средств художественной выразительности , которые любил использовать сам Мейерхольд : маски, куклы и буффонада . За два часа, что идёт спектакль , нам играючи представили, как после революции, русскую культуру постепенно загоняли в гроб. И сам гроб, усыпанный цветами не раз появлялся во время действия. Как говорит герой другого спектакля- «Довольно зримый образ».
Не зная режиссёра Люкевича, я поняла, что это человек молодой. И свой спектакль он поставил в первую очередь для нынешнего поколения с «клиповым»сознанием, тягой к стёбу и приколочкам, и отсутствием малейшего пиетета к истории. 🤔
Получился увлекательный и развлекательный биографический дайджест и это с одной стороны интересно и необычно, а с другой - для меня слишком уж «отвязно» и чересчур выглядели некоторые вещи.
История русской культуры показана Люкевичем в площадной, балаганной форме. Самые трагичные события разыгрываются перчаточными куклами. Но вместо Петрушек- исторические личности.
Сначала кукла Ленина бьет куклу царя Николая, а потом появляется Сталин и уже кукла Сталина бьёт куклу Ленина , рассказывающую анекдоты. 😵💫
Впечатлило, как представлен сам Сталин во власти . Огромная серая шинель венчается крохотной кукольной головкой с усами… Олицетворение тирана и злодея.
Всех остальных героев спектакля , кроме Биографа, мы видим в масках , имеющих внешнее шаржевое сходство с людьми ,которых они представляют.
По словам самого режиссёра Кирилла Люкевича:
Наше кабаре строится в хронологической последовательности со дня рождения до дня смерти Мейерхольда, мы сюда вплетаем среду, мир, в котором он существовал. Мы ограничиваем этот мир ХХ века двенадцатью персонажами — Мейерхольдом и теми, кто был вокруг: Блок, Маяковский, Есенин, Райх, Шаляпин, Булгаков, Эйзенштейн, Чехов, Хармс, Станиславский, Немирович-Данченко….
При этом мы не ушли от документов: практически всё, что звучит или показано в спектакле, — это “документы”. Мы собрали записи, рецензии, письма — и попробовали представить их здесь и сейчас на сцене.
Если можно так сказать, наше “Кабаре...” состоит из множества маленьких спектаклей, мини-сюжетов из жизни Мейерхольда. Это же всё номера, 50 номеров — 50 спектаклей. Какие-то в музыкальном жанре, какие-то — клоунада, пантомима, куклы, где-то масочная история... Это разговор про время — про сегодняшнее и про то, — про какую-то их рифму; разговор про искусство; про добро и зло, про честность, правду, смысл жизни»
Без маски в спектакле один актёр. А. Лушников. Он ведёт повествование , легко общается со зрителями , озвучивает пение Шаляпина. Поёт, кстати, очень хорошо. 👍
И вообще- по сути , «живой» актёр - он один.
Оценить, насколько талантлива игра молодых участников сложно, они скрыты за масками. По сути - это набор движений, жестикуляции и пластики. Как в биомеханике. Всё по Мейерхольду.
Некоторые моменты для меня выглядели пошловато. «Шаляпин» почему-то всё время хватался за «причинное место» , изображая какого-то мачо . А сцены с Есениным , которого хлопала по щекам Зинаида Райх , сопровождались эротичными стонами и криками его пассий. Вроде как юмор. Но меня, лично , такие моменты немного коробили. 😐
А заинтриговало вот что: красной нитью по сюжету проходит «Сказка о Золотом ключике» А. Толстого . Есть версия, что «красный граф» не просто перевел итальянскую сказку про деревянного человечка, создав свой вариант, а написал сатиру, пародию на многих деятелей культуры , тех героев , что участвуют в «Кабаре…» 🤔
Папа Карло- это К. С. Станиславский, его друг Джузеппе- Немирович- Данченко. Пьеро- Блок, Арлекин-Маяковский , ну и т.д.
И звучит это вполне правдоподобно , тем более что Биограф приводит описания, по которым легко узнать, о ком идёт речь.
Сам Мейерхольд - это Карабас Барабас, доктор кукольных наук. Отсылка к «Доктору Дапертутто». В то время говорили, , что для него , как театрального реформатора , актёры- всего лишь марионетки. Ходили слухи, что Мейерхольд не расставался с маузером, клал его перед собой на репетициях, точно так же, как Карабас — плетку.
У Карабаса такая длинная борода, что он засовывает её в карман. А Мейерхольд носил очень длинный шарф, концы которого убирал в карманы. Мейерхольд открыл свой театр в 1919 году, а закрылся он в 1938-м. В историю создатель биомеханики вошел и как гений-реформатор, и как деспот, от которого сбегали актеры-«живые куклы».
Главная идея - Карабас Барабас потерял золотой ключик, открывающий дверь, ведущую к счастью. А счастье в этой сказке - идеальный театр! 🎭👍
Как мы помним, черепаха Тортилла отдаёт золотой ключик Буратино.
И знаете, кто Буратино в этой истории? Племянник Антона Павловича , Михаил Чехов,, который в юности служил в Художественном театре у Станиславского .
В своей книге «Путь актёра» , Чехов рассказывает о первой встрече со своим «Папой Карло»- Станиславским 😊
Я прошёл по его приглашению в одно из фойе театра и сел рядом с ним на красном диване. Он задал мне ряд вопросов, на которые я отвечал механически, почти не понимая их смысла.
– Ну теперь прочтите мне что-нибудь из «Царя Фёдора», – сказал, наконец, Станиславский.
Мне вдруг захотелось убежать. Раздался треск, воротничок лопнул и краями впился мне в щёку. Я замер, вернее умер! Ещё минута и мне стало всё – всё равно. Я прочёл Станиславскому отрывок из «Царя Фёдора» и монолог Мармеладова. Станиславский сказал мне несколько ласковых слов и объявил, что я принят в Художественный театр».
Михаил Чехов был изумительным актером. За десять лет, в период с 1918 до 1928 года, он проделал колоссальную работу. От неизвестного никому актёра вырос до руководителя собственной студии, а затем возглавил МХАТ.
К сожалению, в России у Чехова появились завистники, которые критиковали его методы, его репертуар, организуя травлю, как в самом театре, так и в прессе. Это отнимало много сил и в результате у Чехова наступила тяжелейшая депрессия. В 1928 году вместе с женой он уезжает на лечение и отдых в Европу, в Германию и больше в Россию никогда не возвращается .
Буратино - Чехов открыл дверь золотым ключиком и обрёл счастье, уехав в волшебную страну , создав свою театральную систему и организовав свой театр в Америке. Метод Чехова изучали голливудские актёры Мэрилин Монро, Грегори Пек, Юл Бриннер Клин Иствуд и др. По его системе и сегодня играют в наших театрах.
Светлый и яркий театр Михаила Чехова , где во главу угла ставился актёр - человек — в отличие от мейерхольдовского «кукольного театра», — и стал прообразом нового театра Буратино.
Что-то я отвлеклась. Пора возвращаться к спектаклю .
В сказке Карабас Барабас - Мейерхольд теряет золотой ключик. В реальности Всеволод Эмильевич потерял всё. И театр, и жизнь. Хэппи-энда здесь нет.
В финале «Кабаре» закрыла Смерть. Единственная маска, которую примерил на себя Биограф.
Для меня, зрителя и приверженца другого Театра, Александринка , как другая страна. Интересно, необычно, порой странно. Но я в ней только турист, сторонний наблюдатель . 🤔
И с этой позиции, «Кабаре имени Мейерхольда» мне понравилось.
Но всё же, если выбирать в Александринке один спектакль про Мейерхольда , я бы несомненно отдала предпочтение новой постановке В. Фокина «Мейерхольд . Чужой театр»!
Но об этом, если вам интересно , я расскажу в следующий раз 😊
Спасибо, что дочитали до конца. И под финал, традиционно, вопрос для вас, дорогие читатели:
если бы вам дали возможность увидеть один спектакль Станиславского или Мейерхольда , на выбор, кому бы вы отдали предпочтение?
Пишите в комментариях , мне это очень интересно !😊