Найти в Дзене

Героини филармонической афиши

Свою биографическую книгу певица Ширли Веррет назвала строкой из мюзикла «Карусель» – «I Never Walked Alone». Когда-то она блистала на главных оперных сценах мира, а на Бродвее появилась, уже завершив академическую карьеру. Чтобы попасть на ведущие оперные сцены мира, Ширли Веррет пришлось преодолеть немало препятствий. Первыми на этом пути стали религиозные воззрения ее семьи: адвентисты Верреты никак не готовы были смириться с «неприличной» профессией дочери-певицы. Гораздо позднее, попав на ее спектакль, родители прямо в зале кинутся на колени просить прощения у Бога за то, что едва не лишили Ширли карьеры, а мир – ее удивительного голоса. Препятствием был и цвет кожи Веррет: в пору, когда она начинала выступать, США вовсе не были мировой столицей толерантности. В биографической книге певица вспоминала, как Леопольд Стоковский пригласил ее исполнить «Песни Гурре» Арнольда Шенберга с Хьюстонским оркестром, но оркестранты категорически отказались выйти на одну сцену с темнокожей арт
Оглавление

В преддверии Международного Женского дня рассказываем о судьбах героинь исторической филармонической афиши из разных концов света.

1. Ширли Веррет / Shirley Verrett – американская певица

Свою биографическую книгу певица Ширли Веррет назвала строкой из мюзикла «Карусель» – «I Never Walked Alone». Когда-то она блистала на главных оперных сценах мира, а на Бродвее появилась, уже завершив академическую карьеру.

Чтобы попасть на ведущие оперные сцены мира, Ширли Веррет пришлось преодолеть немало препятствий. Первыми на этом пути стали религиозные воззрения ее семьи: адвентисты Верреты никак не готовы были смириться с «неприличной» профессией дочери-певицы. Гораздо позднее, попав на ее спектакль, родители прямо в зале кинутся на колени просить прощения у Бога за то, что едва не лишили Ширли карьеры, а мир – ее удивительного голоса.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Препятствием был и цвет кожи Веррет: в пору, когда она начинала выступать, США вовсе не были мировой столицей толерантности. В биографической книге певица вспоминала, как Леопольд Стоковский пригласил ее исполнить «Песни Гурре» Арнольда Шенберга с Хьюстонским оркестром, но оркестранты категорически отказались выйти на одну сцену с темнокожей артисткой.

И все-таки Ширли Веррет завоюет мир, чего бы ей это не стоило. Вопреки воле родителей окончит знаменитую Джульярдскую школу, в 1957-м дебютирует в Нью-Йорке в опере Бриттена «Похищение Лукреции», с конца 1950-х начнет выступать на оперных сценах Европы. Веррет называют «черной Каллас», приглашают в постановки Россини, Доницетти, Верди, Пуччини, Берлиоза… Ей аплодирует публика Венской оперы, парижской Гранд-опера, нью-йоркской Метрополитен, лондонского Ковент-Гардена, миланского Ла Скала. Перечислить репертуар Веррет практически невозможно – она поет в операх от Глюка до Курта Вайля, причем попеременно выходит на ведущие оперные сцены то в партиях меццо, то сопрано. Певица могла исполнить в один вечер вердиевских Аиду или Дездемону, а через пару дней блистать в образе роковой Кармен!

Именно ее Кармен имела шанс оценить советская публика в 1960-е годы: Ширли Веррет приняла участие в спектакле Большого театра в Москве. В этот же визит певица дала несколько камерных концертов. Два из них пройдут в Большом зале Ленинградской филармонии. Здесь 26 и 28 сентября 1963 года под аккомпанемент латвийской пианистки Вилмы Цируле Ширли Веррет исполняла песни Брамса и Малера, Дебюсси, Шоссона, Гранадоса и Мийо, разбавив изысканные программы европейской музыки негритянскими спиричуэлс.

Больше на этой сцене Ширли Веррет петь не будет, хотя в начале 1990-х годов приедет с концертом в Москву. Это было время, когда певица уже оканчивала свою карьеру. Завершив все контракты с оперными театрами, Веррет успела еще раз удивить публику, появившись на Бродвее. В 1994-м она приняла участие в постановке мюзикла «Карусель». Фразой своей героини из этого мюзикла – ‘’I Never Walked Alone’’ Ширли Веррет назовет свою автобиографическую книгу.

2. Йоко Сато / Sato Yoko – японская скрипачка

Игре на скрипке Йоко Сато начали учить с трех лет. Неизвестно, как бы сложилась ее судьба, если бы в 1958 году на гастроли в Японию не приехал Леонид Коган. Услышав маленькую скрипачку, Коган пообещал добиться для нее места в своем классе, и уже на следующий год Йоко Сато становится ученицей ЦМШ при Московской консерватории.

Сохранились кадры кинохроники, на которых девочка довольно чисто произносит по-русски, как она рада учиться и жить в Москве. Но еще больше поражает не владение чужим языком, а невероятная виртуозность и «взрослый» напор, с которым девятилетняя Сато играет концерт Венявского! Казалось, нет сомнений в том, что ей предстоит блестящее будущее. В 1962 году она дебютирует с оркестром под управлением Кирилла Кондрашина в Москве, в 1963-м, в четырнадцать лет, впервые выходит на сцену Большого зала Ленинградской филармонии, исполняя Скрипичный концерт Тихона Хренникова: наличию советской музыки в репертуаре иностранных студентов придавалось особое идеологическое значение, не случайно и на записях, сохранившихся с того времени, Йоко Сато играет не Моцарта или Бетховена, а концерт Хачатуряна.

Концерт 7 июня 1963 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Концерт 7 июня 1963 года. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В 1966 году японская скрипачка получает III премию на Международном конкурсе имени Чайковского. От недавнего вундеркинда ждут лучших результатов, но и на Парижском конкурсе Жака Тибо и Маргариты Лонг (1969) Йоко Сато тоже получает III премию. На этом ее конкурсная судьба закончится. В статусе лауреата скрипачка еще несколько раз появится в Большом зале: в 1967–1969 исполнит три сольных программы, преимущественно с виртуозным репертуаром, еще дважды сыграет концерт Хренникова, а во время своего последнего выступления на этой сцене, в ноябре 1970 года, солирует в Концерте № 4 Моцарта, Симфоническим оркестром (АСО) дирижирует Юрий Темирканов.

Концерт 16 ноября 1967 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Концерт 16 ноября 1967 года. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В 1971 году Йоко Сато переезжает в Европу, где продолжает образование, причем не только как скрипачка: она берет уроки вокала у Марии Каллас, начинает петь, на сцене Румынской национальной оперы в Бухаресте появляется в опере «Мадам Баттерфляй».

В середине 1970-х Сато возвращается в Японию, выступает с сольными программами, играет с Токийским симфоническим оркестром, руководит вокальным ансамблем. Пробует себя и в новом качестве – публикует эссе на темы домашнего хозяйства, делится рецептами создания гармонии в доме и в мире. На практике идеи, изложенные в своих книгах, она воплощает в собственном доме, где живет с художником, скульптором и писателем Икэда Масуо. После его смерти (1997) Йоко Сато передаст дом с художественными коллекциями живописи, керамики и акварелей мужа, а также своими концертными нарядами и музыкальными призами в собственность города Атами, и здесь устроят мемориальный музей. Сама Йоко Сато продолжит преподавать и ездить по Японии с мастер-классами.

3. Нибия Мариньо / Nibya Mariño – уругвайская пианистка

В 1930 году великий Артур Рубинштейн, услышав игру уругвайской девочки Нибии Мариньо, устроил ей гастроли в Буэнос-Айресе: в Театре Колон юная пианистка исполнила Концерт Шумана, оркестром дирижировал Эрнест Ансерме… Нибии было одиннадцать лет, и это было первое ее выступление с оркестром. В 2014 году, за пару месяцев до смерти, Мариньо исполнит в Монтевидео Концерт Моцарта ля мажор. Ей было девяносто четыре года, и это был последний ее выход на публику. Между двумя датами – длинная жизнь, учеба в Европе, гастроли по всему миру и статус «национальной героини» Уругвая.

В 15 лет, после первых успехов в Латинской Америке, Мариньо получает государственную стипендию на обучение в Париже, учится у Альфреда Корто, позднее стажируется у знаменитого латиноамериканца, покорившего мир, – Клаудио Аррау. В 1938-м она принимает участие в брюссельском Конкурсе Изаи (так поначалу назывался конкурс Королевы Елизаветы). Получает пятую премию. И, если вспомнить, что победителями тогда стали Эмиль Гилельс, Мура Лимпани и Яков Флиер, а Артуро Микеланджели остался лишь с седьмой премией, это не кажется скромным результатом для уругвайской пианистки восемнадцати лет!

Пик ее карьеры придется на 1950-е годы. Именно тогда Нибия Мариньо дает сольные концерты в Карнеги-холле в Нью-Йорке, играет в Париже, Берлине, Вене, сотрудничает с ведущими дирижерами. В середине 1950-х она приезжает и в Ленинград. В Советский Союз пианистку приглашают в составе целой делегации уругвайских музыкантов, кроме Мариньо в нее входят певица Вирхиния Кастро и дирижер Карло Эстрада – под его управлением Нибия Мариньо исполнит в Москве Концерт Грига, а также даст сольный концерт в зале Московской консерватории.

Программа ленинградских гастролей куда скромнее: 1 и 3 мая 1956 года в Малом и Большом залах филармонии Кастро и Мариньо делят концерты по отделению. Пианистка играет здесь Баха, Шумана и Шопена, Листа, Мендельсона и Франка, испанских авторов… Из русской музыки прозвучит лишь один этюд Скрябина, хотя в Уругвае Мариньо играла немало Чайковского, Прокофьева, в том числе фортепианные концерты, любила представить «на бис» виртуозного «Исламея» Балакирева.

Нибия Мариньо в концерте 3 мая 1956 года. Большой зал филармонии.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Нибия Мариньо в концерте 3 мая 1956 года. Большой зал филармонии. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Впрочем, репертуар пианистки был очень широк. С оркестрами и в сольных программах она играла много немецкой романтической музыки, особенно часто Шумана, которого считала любимым композитором, но исполняла также концерты Моцарта, Бетховена, концерт и Рапсодию в стиле блюз Гершвина, представляла премьеры уругвайских композиторов. Сохранилась и запись Третьего концерта Рахманинова, который Нибия Мариньо играет в Монтевидео с оркестром под управлением Кирилла Кондрашина… Всего это ленинградская публика уже не услышит.

С середины 1960-х годов карьера пианистки всё больше замыкается пределами Южной Америки, имя ее всё реже появляется в европейских афишах. В 1971 году Мариньо еще раз выступит в Москве, а в Ленинградской филармонии больше играть не будет.

4. Левко Валентина – певица, меццо-сопрано, контральто

О карьере артистки Большого театра мечтают практически все выпускницы вокального факультета Московской консерватории. В жизни Валентины Левко всё получилось наоборот: диплом певицы она получила уже будучи солисткой Большого.

Источник изображения: centerlevko.ru
Источник изображения: centerlevko.ru

С детства Валентина занималась на скрипке, в 1943 году окончила музыкальное училище, в послевоенные годы – класс альта в Гнесинском институте (ныне Академии). И хотя параллельно она брала уроки вокала, но на работу в Музыкальный театр Станиславского поступила как альтистка. Именно здесь Валентина Левко дебютирует в первой оперной партии – в 1957 году она споет Элен Безухову в опере «Война и мир» Прокофьева. Вскоре Левко вводят в оперу «Дуэнья», в оперетту «Цыганский барон» (Чипра). Молодую певицу замечает Сергей Лемешев и приглашает ее в труппу главного театра страны. В Большом театре Валентина Левко проработает более двух десятилетий, вместе с труппой выезжает на гастроли в Европу, будет гастролировать по миру и сама.

В театре у Левко не так много партий – около двадцати. Почти все – в русских операх: Левко поет Марфу в «Хованщине», Любашу в «Царской невесте», Кончаковну в «Князе Игоре», Ваню и Ратмира в операх Глинки, Княгиню в «Русалке» Даргомыжского. Русские романсы составляют и основу ее концертных программ, однако камерный репертуар певицы гораздо шире.

В сольных вечерах, которые часто, порой по нескольку раз в сезон, проходят на сценах Ленинградской филармонии с 1962 года, Левко исполняет песни Шуберта, Брамса, Сен-Санса, Брамса, Массне, де Фальи, Гранадоса и Вила-Лобоса. Нередко она поет арии из кантат и ораторий Баха, Генделя, Пёрселла, Перголези, участвует в программах старинной музыки ансамбля солистов Московской филармонии и Ленинградского Камерного оркестра. В афишах ее концертов появляются и арии из зарубежных опер, в частности, знаменитая Хабанера, хотя Кармен на театральной сцене Валентина Левко никогда не пела. Из современников Левко исполняет Кабалевского, Свиридова, сотрудничает с Михаилом Чулаки (в то время директором ГАБТа): его сочинения поет в Большом зале с оркестром и «под рояль» в ансамбле с автором.

С филармоническими оркестрами певица солирует в Третьей симфонии Малера ( АСО, дирижировал Юрий Темирканов), Реквиеме Моцарта ( ЗКР, с Марисом Янсонсом), кантате «Александр Невский» Прокофьева (АСО и Виталий Катаев), Девятой симфонии Бетховена (ЗКР, с Юрием Симоновым).

Последний сольный концерт Валентины Левко в Большом зале Ленинградской филармонии прошел в 1980 году. В театре она служила еще два сезона, оставив в репертуаре возрастные партии Бабуленьки из «Игрока» Прокофьева и Графини из «Пиковой дамы», которую, впрочем, пела с юности, еще в 1964-м пленив именно этой партией публику миланского Ла Скала.

Источник изображения: centerlevko.ru
Источник изображения: centerlevko.ru

Уйдя со сцены, Валентина Павловна продолжила работать в Институте им. Гнесиных, где когда-то училась на струнном отделении, а с 1974 года вела класс сольного пения. Об оперных ролях и гастрольных поездках, о партнерах по труппе и других музыкантах, с которыми доводилось встречаться, Валентина Левко написала книгу «Моя судьба в Большом театре», изданную в 2000 году (Владимир: «Фолиант»).