Найти в Дзене
Клава Кока

Когда творчество сильнее предрассудков

На пороге 8 марта предлагаю вспомнить о выдающихся женщинах, которые остались в тени своих известных родственников: мужей, отцов  и братьев. Я бы хотела поделиться одной из них: сестра великого Вольфганга Амадея Моцарта — Мария Анна, более известная как Наннерль. Так её называли в семейном кругу и среди друзей. Она была не только выдающейся пианисткой и композитором, но и настоящим гением, опередившим своё время.  Детство Наннерль Мария Анна была старшей из детей Леопольда и Анны Марии Моцарт. Она начала учиться музыке в раннем возрасте, как и её брат Вольфганг. Леопольд Моцарт, отец детей, был известным музыкантом и композитором, который стремился дать своим детям лучшее образование. Наннерль начала изучать игру на клавесине, когда ей было семь лет. С раннего детства она вместе с отцом и младшим братом ездила по Европе и давала концерты. А с одиннадцати лет она уже виртуозно исполняла сложные сонаты и концерты на клавесине. Наннерль была очень талантливой. Она достаточно быстро прогре

На пороге 8 марта предлагаю вспомнить о выдающихся женщинах, которые остались в тени своих известных родственников: мужей, отцов  и братьев. Я бы хотела поделиться одной из них: сестра великого Вольфганга Амадея Моцарта — Мария Анна, более известная как Наннерль. Так её называли в семейном кругу и среди друзей. Она была не только выдающейся пианисткой и композитором, но и настоящим гением, опередившим своё время. 

Детство Наннерль

Мария Анна была старшей из детей Леопольда и Анны Марии Моцарт. Она начала учиться музыке в раннем возрасте, как и её брат Вольфганг. Леопольд Моцарт, отец детей, был известным музыкантом и композитором, который стремился дать своим детям лучшее образование. Наннерль начала изучать игру на клавесине, когда ей было семь лет. С раннего детства она вместе с отцом и младшим братом ездила по Европе и давала концерты. А с одиннадцати лет она уже виртуозно исполняла сложные сонаты и концерты на клавесине. Наннерль была очень талантливой. Она достаточно быстро прогрессировала в игре на клавишных и скрипке. Её брат говорил, что никогда не видел никого, кто играл бы на клавесине также замечательно, как его сестра. 

«Мария Анна, хотя ей всего 12 лет, является одной из самых искусных пианисток в Европе», — писал Леопольд Моцарт.

Талант и достижения

Наннерль была не только виртуозной пианисткой, но и талантливым композитором. Она написала множество произведений в самых разных жанрах — от сонат и концертов до опер и симфоний. Её музыка отличалась глубиной, сложностью и богатством эмоций, что было необычно для того времени. Это признавали все члены семьи Марии Анны. Наннерль выступала с братом перед знатными и коронованными особами, а также давали концерты в разных городах Европы. 

Её успехи вдохновляли Вольфганга, который также обладал выдающимся музыкальным талантом. Младший Моцарт высоко оценивал способности своей сестры, в сентябре 1781 года он писал ей из Вены:

… верь мне, ты можешь делать большие сборы в Вене, например, давая частные концерты и уроки фортепиано. Ты будешь очень востребована — и хорошо оплачена.

В отличие от брата, Наннерль не стала связывать свою жизнь с профессией музыканта. Ей была уготована другая судьба.

-2

Брак, как отказ от музыкальной карьеры

Если сегодня Наннерль могла бы построить успешную музыкальную карьеру, то в XVIII веке жизнь была совсем другой. С 1769 года Леопольд, отец девочки, больше не позволял дочери гастролировать или музицировать с братом, поскольку она достигла брачного возраста. Её музыкальные амбиции не имели никакого значения. Главной причиной этому послужили господствующие в то время общественные взгляды. У приличной женщины того времени могло быть только одно предназначение – выйти замуж и родить детей. В отличие от Вольфганга, который вёл самостоятельный образ жизни, отец полностью управлял судьбой Марии Анны. После того как он отверг её жениха, она, следуя воле отца, вышла замуж за Иоганна Баптиста фон Зонненбург, который был старше её на 15 лет и дважды вдовец. У него уже было пятеро детей от двух предыдущих браков, и Наннерль родила ему ещё троих. 

Постепенно семейная жизнь поглотила ее и она отдалилась от брата Вольфганга, особенно после его женитьбы на Констанции Вебер. После смерти мужа в 1801 году Наннерль, вернувшись в Зальцбург, так и не вышла из тени брата-гения: она продолжила давать уроки игры на фортепиано.

-3

Заключение

Могла бы Наннерль написать много гениальной музыки и оставить свой след в истории? — Возможно. Но у нее был другой путь, она жила в иное время. Ей оставалось только мечтать о славе брата и жить в браке с нелюбимым мужчиной. 

В наше же время, женщины могут совмещать в себе все роли: быть любимой женой и непобедимой карьеристкой. Но главное – следовать своей мечте! Дорогие женщины,  любите себя, выбирайте себя, и помните «каждый день – праздник, если ты женщина!»