Найти в Дзене
vladimirphizik

Что такое время

Что такое время... Извечный вопрос философии и естествознания. Любой человек легко может представить себе такие картинки: 1. по покоящейся окружности континуально скользит касательная (линия вращается вокруг окружности) 2. по фиксированной касательной катится окружность, формируя момент "сейчас" (точка касания окружности с линией) и разделяя бесконечную линию неподвижной касательной на прошлое и будущее (окружность катится по линии). Казалось бы, это одно и то же, что линия вращается вокруг окружности, что окружность катится по линии. С первого взгляда кажется, что это всего лишь две разные системы наблюдения за одним и тем же процессом: в первом случае система отсчета привязана к окружности, поэтому она неподвижна и движется линия вокруг окружности, а во втором случае система отсчета привязана к линии, поэтому она неподвижна, но окружность катится по линии. Вот только смыслы таких процессов разные. А за смыслами всегда стоит онтология. Откуда появляются такие модели? Во-первых, в ма

Что такое время...

Извечный вопрос философии и естествознания.

Любой человек легко может представить себе такие картинки:

1. по покоящейся окружности континуально скользит касательная (линия вращается вокруг окружности)

2. по фиксированной касательной катится окружность, формируя момент "сейчас" (точка касания окружности с линией) и разделяя бесконечную линию неподвижной касательной на прошлое и будущее (окружность катится по линии).

Казалось бы, это одно и то же, что линия вращается вокруг окружности, что окружность катится по линии. С первого взгляда кажется, что это всего лишь две разные системы наблюдения за одним и тем же процессом: в первом случае система отсчета привязана к окружности, поэтому она неподвижна и движется линия вокруг окружности, а во втором случае система отсчета привязана к линии, поэтому она неподвижна, но окружность катится по линии. Вот только смыслы таких процессов разные. А за смыслами всегда стоит онтология.

Откуда появляются такие модели? Во-первых, в математике существует способ, как циклический процесс, обычно представляемый в виде периодической синусоиды, превратить в окружность и наоборот.

Математический переход от синусоиды к окружности
Математический переход от синусоиды к окружности

Во-вторых, человек, как субъект, различает момент "сейчас". Это значит, что наша Вселенная конечная и у Вселенной есть некий максимальный цикл, который математическим образом можно представить в виде окружности. Момент "сейчас" - это момент касания касательной с окружностью. Варианты касания описаны, как пункты 1 и 2. У Вселенной для каждого ее объекта существует множество циклических процессов, представимых в виде окружностей, и все они обязаны касаться линии в единой точке момента "сейчас" (смотри рисунок, где акцент субъектов Вселенной сосредоточен на едином моменте "сейчас"), тогда как пункт 1 более соответствует центризму Бога, находящемуся в центре всех мировых событий.

Бытие, как совокупность окружностей-циклов Вселенной, катяхихся по фиксированной касательной
Бытие, как совокупность окружностей-циклов Вселенной, катяхихся по фиксированной касательной

Множество циклов-окружностей разных параметров позволяет их разместить вокруг оси времени в трехмерном пространстве. Получается парменидовский шар бытия, сплюснутый двумя пальцами до формы тора в моменте "сейчас":

Парменидовский шар бытия, сплюснутый до формы тора в моменте "сейчас"
Парменидовский шар бытия, сплюснутый до формы тора в моменте "сейчас"

Такая модель времени объясняет, что такое бытие в контексте движущегося момента "сейчас", объясняет суть мнимого пространства, единого для формирования локальных сознаний (индивидуальных зон на едином мнимом пространстве для каждого субъекта), тождества бытия мышлению. Но, самое главное, запрещает рассматривать циклические процессы в природе в виде непрерывных спиралей, а только как квантовые скачки от одной окружности к другой, в своей аппроксимации формирующие видимость спиралей (см. рисунок).

Спираль, как фигура, у которой внутренние нормали не сходятся в едином центре
Спираль, как фигура, у которой внутренние нормали не сходятся в едином центре

То, что наша Вселенная, в которой мы живем, является конечной, не означает, что весь мир тоже конечен. Таких конечных Вселенных в мире может существовать любое количество. Главное, чтобы они были изолированы друг от друга, иначе катаклизмы в одной Вселенной отразятся на остальных. Но, самое главное, в этом случае по-любому придем к выводу о конечности мира, так как у неизолированных Вселенных будет общим момент "сейчас", что значит, что и все множество неизолированных Вселенных имеет общий групповой процесс такого же радиуса окружности, как каждая Вселенная по отдельности, что есть противоречие целого и его частей.

Вселенная состоит из множества объектов, которые можно представить, как множество окружностей разного радиуса, касающихся общей точки "сейчас" (окружности меньших радиусов "опускаются вниз" к единой точке касания, формируя самоподдерживающийся механизм наподобие часового механизма).

Что нам дает модель с окружностями-циклами, имеющими общую точку касания?
1. ось времени является общей для всех окружностей
2. окружности не только имеют общую точку касания, но своим касанием друг с другом создают конструкцию часового механизма, где каждая шестеренка, будь она большая или маленькая, зависят друг от друга и их движения. В схеме с концентрическими окружностями такой тесной зависимости одной окружности от другой не создать (Аристотель пытался, но не смог), поскольку у них нет единой точки касания, а посему нужно кому-то/чему-то крутить ось с насаженными на нее окружностями, поскольку  обмен энергией между окружностями в такой конструкции не возможен из-за их изоляции.

Чтобы появилось время, нужно привести в движение махину из смещенных окружностей, то есть заставить ее покатиться по неподвижной и единой касательной. Время - это форма движения момента "сейчас". Либо, рассматривать момент "сейчас" не в виде точки, а в виде бесконечно малого отрезка на касательной без разбиения его на прошлое и будущее и без фиксации положения касательной, как оси времени. Два подхода - два варианта определения времени. Онтологическое время и гносеологическое время.

В гносеологии момент "сейчас" движется по фиксированной оси времени, создавая бесконечное пространство времени с прошлым и будущим (интеграл), а в онтологии движение существует в бесконечно малом отрезке dt без разбиения на прошлое и будущее и фиксации положения касательной, или оси времени, и этот отрезок dt тоже есть время (дифференциал). Не зря в физике все процессы первично записываются в дифференциальном виде. Взяли интеграл - зафиксировали касательную, или ось времени, и ввели момент "сейчас", разбивающий ось на прошлое и будущее. После этого движение момента "сейчас" начинает подчиняться мышлению субъекта: захотел - вернул процесс в прошлое, захотел - в будущее. Мысленно. И время на такой картинке - любая точка на оси, а отрезок на оси - отрезок времени с длительностью. Вот поэтому время в онтологии - это стоп-кадр Зенона при рассмотрении полета стрелы в бесконечно малом отрезке dt, а в гносеологии - бесконечная ось с прошлым, настоящим и будущим. В связи с этим, можно двояко интерпретировать связь онтологического времени с гносеологическим: либо dt есть щель в оси времени и при переходе от гносеологии к онтологии линия схлопывается в dt, либо dt - это исходный бесконечно малый отрезок для перерастания в бесконечную линию, или переход от онтологии к гносеологии. Плюс еще одно замечание: в гносеологии момент "сейчас" - это точка, а в онтологии - бесконечно малый отрезок dt. И если опять вернуться к Зенону и его "Стреле", то там он сжульничал и рассмотрел отрезок dt как точку. В отличие от точки, в отрезке всегда есть "шевеление".

Таким образом, в гносеологии время - это любая точка на бесконечной оси времени, а в онтологии время - это бесконечно малый отрезок момента "сейчас", или "шевелящийся" стоп-кадр. Точка на линии и бесконечно малый отрезок момента "сейчас" - вот двойственный смысл времени, из-за чего споры о нем не утихают.

Теперь о "шевелении" в бесконечно малом отрезке. Для вращения всей махины из окружностей-циклов нужно, чтобы в бесконечно малом отрезке времени dt центр тяжести сместился в будущее на бесконечно малую величину. Тогда появится момент вращения. Для этого нужно, чтобы появилась мнимость. Простейший способ - окружности превратились в вырожденные эллипсы. Закон сохранения энергии работает по принципу пружины, которая то сжимается, то расширяется (это наглядно проявляется в электромагнетизме). Реализация (или действие) континуально перетекает в потенциальность реализации (действия) и наоборот. Мнимость - это единственная потенциальность, которая ведет к движению группировки из окружностей-циклов. Сама же мнимость является причиной дальнейшего появления субъективности (сознание - это мнимое пространство, являющееся функцией движущегося момента "сейчас"). Получаем неразрывную связку физичности и ментальности мира. В результате, мифологическая космология обретает математическую аргументацию на самых ранних этапах онтологии.

Также из dt появляется дхарма, как "шевелящийся" бесконечно малый отрезок, несущий в себе как идею бесконечной линии, так и идею точки. Поскольку нет идеи полу-линии и полу-точки, то должна быть и третья идея - идея различения точки от линии. Эта идея может содержаться только в чем-то, движущемся вместе с точкой по линии. Так появляется плоскость мнимого пространства, движущегося вместе с точкой по линии. Но пространство не может быть пустым. Появляется акаша, как совокупность наполняемого с наполняющим. Но наполняющее из-за изначальной квантованности дхарм не может быть контунуальным как в пространстве, так и во времени, а только квантованным. Появляются обезличенные личности, как сгущенные области акаши. Самоосознание каждой обезличенной личности происходит в момент эрайгниза по единому механизму с использованием всеобщего "я". "Я" является именно той всеобщей точкой, которая содержит в себе идею различения самой себя в проекции на линию. Появляется эффект проекционного наложения точки "я" на точку "сейчас", или тождество бытия и мышления.

Слово "дхарма" происходит от санскритского "дхр", что означает "крепко держать" или "поддерживать". Во времена Будды все наставления о дхарме давались устно и ученики полагались на свою память. В устной форме наставления передавались несколько поколений и лишь потом были записаны. Сам Будда не объяснял метафизическую основу дхармы, поскольку все наставления Будды были нацелены на преодоление страданий. Метафизические подробности о дхарме появилось потом, в следующих поколениях. Из дхарм состоят атомы, мысли, облака, искусство и т.д. Даже ходьба или бег человека состоит из дхарм. Это значит, что дхарма - первокирпичик не только всего сущего, но и процессов, чувств и т.д., то есть первокирпичик ДВИЖЕНИЯ. Что это может быть за такой универсальный кирпичик, который содержится не только в физическом ТЕЛЕ человека, но и в его мыслях, чувствах и даже в его физических ДВИЖЕНИЯХ? Нужно вычислить, что общего между физическим объектом, мышлением, чувствованием и движением. Физический объект существует благодаря движению своих составных атомов. Атомы существуют благодаря движению своих составных частиц. Частицы существуют.... Мышление и чувствование существуют тоже благодаря движению (мнимое пространство и его наполнение). Общее здесь ДВИЖЕНИЕ. Отсюда следует вывод, что дхарма есть первокирпичик движения, как общего свойства объектов, субъектов и явлений, связанных с ними. А далее следует уже окончательнейший вывод: дхарма, как первокирпичик сущего мира, есть дифференциал dt. Это и не удивительно: время - это основа ВСЕГО.

Если дхарма - это "шевелящийся" бесконечно малый дифференциал dt, то Логос - это содержимое и непосредственно сам трехмерный объем мнимого пространства, сформированного неограниченной, а потому бесконечно большой мнимой поверхностью, перпендикулярной отрезку dt бесконечно малой толщины. Получается бесконечно большой параллелепипед бесконечно малой толщины.

Зеркало мира
Зеркало мира

Содержимым всего этого мнимого пространства являются "шевелящиеся" точки, как абстрактные места рождений или смертей идей движений, то есть мир идей Платона с "шевелящимися" точками-идеями. По сути, точки-идеи - это ничто. Они обезличенные. Здесь нет идей табуретов, идей самобичевания человека, идей творения мира или его содержимого. Этих точек в  бесконечном параллелепипеде бесконечное множество. Это равносильно тому, как в компьютере одновременно параллельно решается множество задач и делается мгновенный снимок. На этом снимке будут только обезличенные точки активности, но не будет ничего из программного кода. Место активности - это, по сути, свечение, вспышки света. В индуизме есть акаша, как некая материя в тандеме с пространством, которая светится и звучит. Такие мгновенные снимки всего мира, в котором что-то постоянно параллельно происходит, выглядят в мнимом пространстве, привязанном к дифференциалу-дхарме, точь-в-точь, как акаша со своим свечением обезличенных мест рождения или смертей точек-идей, которые на длительном промежутке перерастут во что-то действительное, или умрут после некоторого мытарства. При суммировании небольшого количества дхарм точки в мнимом пространстве будут формировать континуальные линии развития идей. Многие эти линии прервутся, но многие на более длительном этапе суммирования дхарм превратятся в табуреты, мысли, чувства и прочее. Это ведь мнимое пространство, или сознание всего мира, на котором локально расположены зоны сознаний всех субъектов мира, и, самое главное, в точке момента "сейчас" точка мнимого пространства переходит в действительное пространство, что означает реализацию мысленной идеи табурета в действительный деревянный табурет. Получается, что, при чередовании какого-то количества дхарм, точки-идеи с периферии мнимых пространств отдельно взятых дхарм становятся континуальной частью объемных линий, как реализуемых программ-идей, и устремляются в сторону наложения с моментом "сейчас". Привязав к такой конструкции систему координат внутри мнимого пространства с толщиной в дифференциал времени, окажется, что нет вообще никакого движения и, соответственно, вообще нет никакого времени, поскольку "шевеление" вспышек в мнимой плоскости толщиной в одну предельную точку движением не является, поскольку изнутри мнимой плоскости не различимо. Это значит, что изнутри дифференциала, или момента "сейчас", в котором и находится весь мир, кроме субъекта, могущего взглянуть на мир со стороны, времени и движения вообще нет. Только субъект, имеющий возможность выходить за пределы момента "сейчас", или дифференциала dt, способен увидеть движение и, соответственно, различить время.

Таким образом, дхарма - это носитель бесконечно большого мнимого пространства, но с бесконечно тонкой толщиной, и с его наполнением, что есть Логос, или мгновенный снимок мирового разума.