Найти в Дзене

Башня Фалхан: Честный шрам времени или фальшивая молодость?

В комплексе Фалхан, среди руин и остатков былой жизни, возвышается боевая башня. Она, как и многие другие памятники архитектуры, не избежала влияния времени. На ее стенах – трещины, вывалы кладки, следы выветривания. Что делать с этой башней? Пытаться вернуть ей первозданный вид, стерев все следы времени, или сохранить ее такой, какая она есть, с ее шрамами и морщинами, как свидетельство истории? Давайте поразмышляем об этом, исследуя “противоречивое искусство” башни Фалхан. Объект исследования - боевая башня, входящая в состав башенного архитектурного комплекса Фалхан. Жилые и боевые башни рассредоточены по территории комплекса. Боевая башня отдельно стоящая, по сторонам света ориентирована фасадами. Со стороны южного фасада, в непосредственной близости, находится полубоевая башня. Западнее на местности идентифицируются руины и хозяйственная постройка. Севернее так же идентифицируется руина. Боевая башня формы близкой к квадрату в плане, размеры по внешним стенам 5,2 Х 5.2. Надземная

В комплексе Фалхан, среди руин и остатков былой жизни, возвышается боевая башня. Она, как и многие другие памятники архитектуры, не избежала влияния времени. На ее стенах – трещины, вывалы кладки, следы выветривания. Что делать с этой башней? Пытаться вернуть ей первозданный вид, стерев все следы времени, или сохранить ее такой, какая она есть, с ее шрамами и морщинами, как свидетельство истории? Давайте поразмышляем об этом, исследуя “противоречивое искусство” башни Фалхан.

Объект исследования - боевая башня, входящая в состав башенного архитектурного комплекса Фалхан. Жилые и боевые башни рассредоточены по территории комплекса.

Боевая башня отдельно стоящая, по сторонам света ориентирована фасадами. Со стороны южного фасада, в непосредственной близости, находится полубоевая башня. Западнее на местности идентифицируются руины и хозяйственная постройка. Севернее так же идентифицируется руина.

Боевая башня формы близкой к квадрату в плане, размеры по внешним стенам 5,2 Х 5.2. Надземная часть башни составляет 14.4 м. Стены имеют уклон кверху с легким энтазисом на уровне второго яруса. Стены сложены из натурального отесанного камня преимущественно, формы, близкой к правильной, на известковом вяжущем растворе. Вид кладки – бутовая. По углам расположены камни большего размера.

Вход в башню организован в стене южного фасада на уровне второго яруса. Проем выполнен в виде ложной арки, выложенной путем горизонтального напуска камней. Подошвой проема сложит плоский вытянутый камень, на 1/6 выходящий за щеки проема, по обе стороны. Чуть ниже проема, по обе стороны, расположены консольные камни балок лестницы. Чуть ниже, слева от консольных камней, со смещением по вертикали, присутствует сквозное отверстие правильной формы. В уровне третьего яруса стены восточного фасада организован сквозной проем – слуховое окно. Проем выполнен в виде ложной арки, выложенной путем горизонтального напуска камней. Подошвой проема сложит плоский вытянутый камень, на 1/3 выходящий за щеки проема, по обе стороны. На всей плоскости фасада присутствуют бойницы щелевидной формы, расположенные преимущественно в шахматном порядке.

В уровне первого, второго и третьего ярусов стены западного фасада присутствуют бойницы щелевидной формы, расположенные в шахматном порядке. В левой части фасада, на всю высоту присутствует трещина в кладке с раскрытием.

В уровне первого, второго и третьего ярусов стены северного фасада присутствуют бойницы щелевидной формы, расположенные в шахматном порядке. В средней части фасада, на всю высоту присутствует трещина в кладке с раскрытием, от которой вниз расходятся волосяные трещины. В нижнем правом углу присутствует значительный вывал кладки.

В уровне третьего яруса стены восточного фасада присутствует сквозной проем – бойница большого размера щелевидной формы. В уровне первого, второго и третьего ярусов присутствуют бойницы щелевидной формы, расположенные в шахматном порядке.

Признаками износа стен башни являются: выветривание поверхности камня, деструкция шовного раствора, фрагментарное расслоение кладки, биопоражения.

Мое мнение по поводу реставрации подобных объектов остается неизменным уже на протяжении многих лет. Я вижу ценность прежде всего в подлинности (и не только я, но и 73-ФЗ). Я всей душей романтизирую патину времени и ненавижу подделки. Я искренне считаю, что эти объекты должны остаться руинами, так как любые попытки их восстановления - искажение действительности. Опорных исторических документов практически нет, типология до сих пор не выделена.

Башня Фалхан – это не просто каменное сооружение, это свидетель истории, свидетель времени, свидетель разрушения. На ее стенах – шрамы, которые рассказывают о прошлом, о войнах, о стихийных бедствиях. И что мы выберем – стереть эти шрамы, сделав башню “молодой” и “красивой”, но фальшивой, или сохранить их, как напоминание о том, что все преходяще, и как доказательство подлинности? Я убеждена, что второй вариант предпочтительнее. И если уж и воссоздавать башню, то только в виде сетчатого призрака, который не будет претендовать на подмену оригинала, а лишь подчеркнет его ценность и историю. Ведь подлинность – это самое главное, что у нас есть, и мы не должны ее терять.