Найти в Дзене
Евгений Орлов

2 Шлюпочный переход Беломорск — Керчь, 1977 года.

Рассказ участника. Статья 2. Карельский берег Белого моря, начало похода. У писателей Ильфа и Петрова фигурировал Черноморск… У нас Беломорск. Как бы то ни было, “Лёд тронулся!” и произошло это так: мы прибыли на поезде примерно 4 июля и загрузили всё снабжение из контейнера в шлюпки стоящие у причала. Осадка оказалась очень большой по сравнению с привычной нам по тренировкам в Мурманске. На борт теперь легло всё снаряжение необходимое для путешествия. Питание на длительное время: консервы тушёнка и шпроты по несколько коробок, крупы, макаронные изделия, картошка, лук, сахар, хлеб и многое другое. Спирт в канистре 20 литров, медикаменты, рюкзаки с личными вещами… В училище выдали каждому на время похода: новые резиновые сапоги, спортивный шерстяной костюм, водолазные (из верблюжьей шерсти) свитер и рейтузы, прорезиненный костюм рокон-букс и б/у туристические брезентовые штормовку со штанами на лямках. Я хочу сказать, что уровень провианта и гардероба нашей команды был не в пример выше

Рассказ участника.

Статья 2. Карельский берег Белого моря, начало похода.

У писателей Ильфа и Петрова фигурировал Черноморск… У нас Беломорск. Как бы то ни было, “Лёд тронулся!” и произошло это так: мы прибыли на поезде примерно 4 июля и загрузили всё снабжение из контейнера в шлюпки стоящие у причала. Осадка оказалась очень большой по сравнению с привычной нам по тренировкам в Мурманске. На борт теперь легло всё снаряжение необходимое для путешествия. Питание на длительное время: консервы тушёнка и шпроты по несколько коробок, крупы, макаронные изделия, картошка, лук, сахар, хлеб и многое другое. Спирт в канистре 20 литров, медикаменты, рюкзаки с личными вещами… В училище выдали каждому на время похода: новые резиновые сапоги, спортивный шерстяной костюм, водолазные (из верблюжьей шерсти) свитер и рейтузы, прорезиненный костюм рокон-букс и б/у туристические брезентовые штормовку со штанами на лямках. Я хочу сказать, что уровень провианта и гардероба нашей команды был не в пример выше, чем у тех же компаньонов оседлавших “Антилопу Гну”.

Мы сразу прошли на вёслах 5 км по Белому морю в видимости берега до 1-го шлюза в Беломоро-Балтийский канал. Лодки глубоко сидели в воде, поэтому вёсла при заносе для гребка приходилось поднимать над водой выше обычного, это требовало дополнительных усилий. Такими гружёными мы потом больше никогда не были!

Сразу установили норму хода на вёслах: 10-12 часов в день с перекурами по 5-7 минут каждый час гребли. И Савченко, довершая осознание диспозиции, объявил, что отчисление из похода, даже по собственному желанию, равносильно отчислению из училища! “Во попали на галеры”, — подумал каждый из нас. Да, весь поход ветер был чаще южный, встречный или его не было вообще! Поэтому гребли, гребли и гребли…

У нас было разрешение уполномоченного Министерства о праве даже индивидуальных шлюзований, которое использовали, если долго было ждать проходящее судно. Был журнал-атлас карт всего нашего водного маршрута форматом с судовой журнал. Очень правильно, что были взяты 2 литровых флакона йода, которым мы смачивали ладони с первого дня похода по несколько раз в день. Кожа сразу подсыхала и почти ни у кого не было водяных мозолей от вёсел. В Карелии из-за комаров спали всегда в палатках, южнее — в спальниках на расстеленных шлюпочных тентах из толстого брезента, если не было дождя. Пищу варили на костре в вёдрах, в населённых пунктах обедать старались в столовых. Шеф-поваром «заделался» А. П. Зайцев. Он лично взял на весь переход много самодельных приправ и аджик. Молодец, всегда было очень вкусно! Алексей Павлович был убеждённым сторонником здорового образа жизни, не пил и не курил. В начале похода каждый день подменял загребных на корме (№ 1 и № 2), но через 2-3 недели всё же «смирился с ролью пассажира». Савченко, в противоположность Зайцеву, воплощал в себе другой тип руководителя. Я про себя прозвал его барином: уж слишком он вольготно восседал, развалившись, на корме за румпелем в тёмных очках лицом к солнцу.

В начале Беломорско-Балтийского канала мы получили хороший урок. Канал нигде не был забетонирован, стенки шлюзов тоже. Канал в поперечном сечении имеет форму перевёрнутой трапеции с крутыми склонами, уложенными и засыпанными камнями так, что земли не видно, глубиной 4 м и шириной до 36 м. При общей длине искусственных каналов 37 км подъём уровня воды осуществляют 19 шлюзов.

Шлюзы имели бревенчатые стены в решётку, за ними виднелась сырая скальная порода. Мы всё высматривали косточки павших зеков, а кто-то и примерял собственную могилку, замученного непосильной греблей. Разочарование постигло многих в первые дни похода. Осознание грядущих трудностей, обязанность день за днём напролёт ворочать веслом. Обман с лодочными моторами и никаких культурного отдыха. Только гребля, чтоб не выпасть из жёсткого графика движения на маршруте.

Канал пропускает суда шириной до 13,5 м и длиной до 128 м со скоростью до 8 км/час. Так вот, на участке, где канал изгибался, а взгляд брошенный вдоль фарватера упирался в лес (ёлки и сосны стояли густой стеной по берегам за кромкой воды), вдруг появляется нос левым бортом идущего судна. Заслоняя собой сосны-великаны в конце канала, заворачивает и идёт на нас. Мы «рты разинули» от неожиданности, только что высадившись на берег. Волго-Балт класса река-море проталкивал перед собой высокий вал воды. Наши шлюпки резко подняло и потянуло в канал. Мы сразу в них вцепились. А после прохождения судна вода резко опала ниже уровня и шлюпки сильно потянуло вслед за судном. Перепад уровня вод в пару метров! До борта судна всего с десяток метров! Мы с трудом удержали шлюпки от побега, искупались по случаю. С тех пор в каналах обязательно и надёжно привязывали шлюпки к берегу.

Наши спасательные жилеты были набиты множеством полиэтиленовых пакетиков с воздухом. Облегчённые по сравнению со старыми пробковыми жилетами, они казались идеальным спасательным средством. В те времена полиэтилен вообще воспринимался как лакшери, хозяйки даже стирали полиэтиленовые пакетики. Но уже к Выг-озеру в Карелии они полопались продавленые задницами тех, кому только мягкого комфорта не хватало сидячи в шлюпках на деревянных баночках. Я единственный, кто на жилете не сидел, потому мой жилет был пока чуть «живой».

Фото 1977 года из архива Л. Б. Долматова.
Фото 1977 года из архива Л. Б. Долматова.
Фото 1977 года из архива Л. Б. Долматова.
Фото 1977 года из архива Л. Б. Долматова.

Когда перед шквалом раздали шпроты на обед, мне кусок не лез в горло, так как ветер бил порывами часто с разных направлений, и стоячими волнами ощетинилась поверхность озера. (Точно такая погода предшествовала оверкилю в «Гандвиге».) А вокруг все ели с аппетитом, как лабораторные мыши перед опытом, ничего не подозревая плохого… В ту минуту и налетел шквал! Я увидел левый (противоположный моему месту на банке с правого борта) планширь в 20-30 см под водой. Все резко бросились откренивать катер на правый борт. Я завис на планшире за бортом спиной к воде придерживаясь за борт руками чтоб совсем не опрокинуться, но при обратном качке оказался внизу и на какой-то миг нырнул с головой. Немедля спустили рейки парусов фока и грота, однако катер успел зачерпнуть порядочную порцию воды. Все принялись её вычерпывать.

Судоводители видели, как мы «погибали». К ним телепали теперь на вёслах. Мы, без спасательных жилетов (их уже возили с собой для отчётности), в резиновых сапогах, во всей одежде, в рокон-буксах и далеко от берегов. Катер перегруженный. Он, под тяжестью наших промокших рюкзаков, спальников, палаток, пошёл бы ко дну. Это не пустой ЯЛ-4 в «Гандвиге». Конечно, судоводители с “Мурмана” подоспели бы к нам… если бы. Однако обошлось. И что там загадывать “если бы”!

28 февраля 2025 года. Консультант и соавтор Дмитрий Соколов. Продолжение следует.