Хотите научиться уверенно решать бизнес-кейсы, но не знаете, с чего начать? В этой статье мы разберём базовые принципы и первые шаги, которые станут основой вашего обучения и помогут выстроить чёткий алгоритм решений.
Как говорил один преподаватель в вузе, есть четыре этапа обучения чему-либо.
Чтобы получить предложение о работе, конечно же, нужно находиться на 3 или 4 этапе. И чем более конкурентоспособны другие кандидаты, тем ближе нужно подойти к этапу 4.
Работодатели из самых разных отраслей, естественно, стремятся брать на работу только кандидатов с высоким потенциалом и, чтобы его выявить, прогоняют соискателей через многоступенчатые процедуры отбора - через бизнес-кейсы в том числе. При этом эйчарам нравятся в бизнес-кейсах необычные случаи, потому что они позволяют отличить просто хороших кандидатов от исключительных.
Необычные случаи не поддаются решению с помощью заученной формулы, они заставляют кандидата думать одновременно аналитически и творчески — точно так же, как приходится делать каждый день на реальной работе. И вот тут, согласитесь, нужно находиться на 4 – высшей ступени развития. А как на эту ступень взобраться, сейчас и поговорим.
Начнем с теории – что такое бизнес-кейсы?
В бизнес-кейсе кандидату устно или письменно описывается проблема или ситуация, с которой столкнулась условная организация, и в течение установленного времени нужно проанализировать представленный кейс, определить, какие данные необходимо запросить дополнительно, продумать потенциальные сценарии решения проблемы с учетом всей имеющейся и дополнительно полученной информации и представить презентацию по своему решению кейса.
Бизнес-кейс может даваться как в онлайн режиме для решения в дистанционном формате на компьютере (например, в виде модных Problem Solving Tests (PST) – бизнес-тестов с вариантами ответов), так и в очном формате – письменном или устном. В последнем случае мы говорим о кейс-интервью – особом виде собеседования, где соискателю интервьюер предлагает решать конкретную бизнес-проблему или управленческий кейс, чтобы оценить его аналитические и коммуникативные навыки.
Проблемы в бизнес-кейсах охватывают самый широкий спектр вопросов от маркетинга и управления до сложных решений в области стратегического планирования – например, выхода на новые рынки․
Для решения бизнес-кейсов вовсе необязательно иметь специальное экономическое или бизнес-образование. Однако вам точно нужно представлять себе смысл общих экономических понятий для понимания сути вопроса. Например, из чего складывается прибыль и чем она отличается от дохода, что такое рентабельность и почему она выражается в процентах, как посчитать объем продаж и пр.
Подходить к подготовке к бизнес-кейсам нужно со всей серьезностью - результаты кейс-тестов или кейс-интервью обычно всегда важнее результатов других испытаний при кадровом отборе. Исходя из этих результатов, работодатель принимает решение о найме, ведь подобная симуляция позволяет оценить кандидата непосредственно «в деле», а не просто ради галочки на бумаге.
И сразу к практике – как научиться решать бизнес-кейсы?
При решении бизнес-кейса используйте следующий подход:
В качестве решения бизнес-кейса стоит рекомендовать в первую очередь наиболее простые и эффективные варианты, которые помогут справиться с проблемой быстрее и дешевле.
При формулировке решения, которое бы устранило проблему, стоит обозначить свои ожидания от этого решения (ожидаемые выгоды, которые перекликаются с проблемами). Решение должно отвечать на вопрос «чтобы что?», то есть вести к какой-то цели.
Если бизнес-кейс не требует от вас расчетов, а проблема достаточно проста - когда нужно найти всего одну, самую существенную причину – неплохо вспомнить очень простой метод «5 почему», разработанный основателем японской компании Toyota Сакити Тоёда. Хотя метод подходит, конечно же, далеко не ко всем кейсам, прямо сейчас на его примере можно наглядно увидеть, как логически структурировать проблему и выходить на соответствующие варианты решения.
Например, перед вами поставлена проблема:
- клиенты стали отказываться от покупки продукта
Для решения проблемы задаемся вопросом Как это исправить? и предлагаем варианты действий.
Конечно, бизнес-кейсы не имеют единственного верного или шаблонного решения, а также предзаданных вариантов действий. Эффективность предложенного решения оценивается, исходя из проведенного анализа, логики разбора сути проблем, оценки возможностей и ограничений для их решения.
И, безусловно, практика — это ключевой элемент при подготовке к бизнес-кейсам. Теорию могут заучить почти все. А вот применять теорию на практике могут немногие.
Если хотите испытать себя на практике прямо сейчас, попробуйте самостоятельно решить вот такой небольшой и простой бизнес-кейс:
Все цифры по данному бизнес-кейсу и возможное решение можно посмотреть здесь.
Полезные ресурсы при подготовке к бизнес-кейсам
Чтобы научиться решать бизнес-кейсы эффективно, стоит обратиться к следующим ресурсам:
1. Практическое руководство по решению бизнес-кейсов – доступно по ссылке. Здесь кратко и по делу дается все, что нужно знать при работе с бизнес-кейсами – от информации, как оцениваются решения бизнес-кейсов до пошагового плана решения и полезных инструментов, помогающих в работе с бизнес-кейсами.
2. Если есть время на чтение книг: в текстах, наподобие «Case in Point» от Марка Козентино или «Crack the Case» от Дэвида Огрвалла, обсуждаются подробные стратегии для подготовки и решения кейсов.
3. Тренировочные бизнес-кейсы и PSTтесты (Problem Solving Tests) на интеллектуальном тренажере test-help.com (пакеты Бизнес-кейсы или Ассессмент-центр). Здесь на практике можно прорешать самые разные бизнес-кейсы – они представлены в нескольких форматах, чтобы подготовиться к любым вариантам бизнес-кейсов, применяемых работодателями на практике.
Постарайтесь прорешать как можно больше различных кейсов․ Однако, помните, что качество практики все-таки важнее, чем количество․ Не просто решайте кейсы, а анализируйте, что вы сделали правильно, и что могли бы сделать лучше․ Для этого у каждого обучающего кейса на test-help.com есть разбор готового решения, с которым можно сравнить свой вариант ответа. На основании готовых решений можно научиться решать по аналогии бизнес-кейсы такого же типа. Не переходите к следующему кейсу, не проанализировав допущенные ошибки и не выявив свои слабые стороны на предыдущем примере․
Если по началу вы будете делать ошибки, не стоит переживать - это часть процесса развития, и каждая ошибка помогает учиться․ Регулярная работа над кейсами поможет успешно пройти испытания уже на реальные позиции в компании․
Помните правило 4П: "Провалить Подготовку – Подготовить Провал".
Удачи на всех отборочных испытаниях!