Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

Война как она есть: «Волчья стая» Василя Быкова

Вряд ли будет преувеличением говорить, что на военной прозе Василя Быкова выросло несколько советских поколений. Умышленно говорю «военная», а не «лейтенантская», потому что вторая в моём понимании — это нечто иное. Книги, написанные Быковым, — это личные переживания, личные впечатления 18-летнего парня, прошедшего через суровейшие битвы Великой Отечественной, оттого, наверное, они и завораживают читателей. Повесть «Волчья стая» появилась чуть позже, чем одноименный сценарий, и в каком-то смысле она полнее, а герои в ней ярче, но и фильм получился замечательный, несмотря на трагизм. Хочу сразу предупредить, что читатели, возможно, будут немного разочарованы: собственно волчья стая в картине на втором плане, здесь это скорей аллюзия на фашистов, тогда как в книге волков можно назвать действующими лицами. В «Волчья стае» три главных героя: раненый солдат Левчук, его коллега Грибоед и юная Клава, которая вот-вот родит. Их отправили из одного партизанского отряда в соседний, где есть врач

Вряд ли будет преувеличением говорить, что на военной прозе Василя Быкова выросло несколько советских поколений. Умышленно говорю «военная», а не «лейтенантская», потому что вторая в моём понимании — это нечто иное. Книги, написанные Быковым, — это личные переживания, личные впечатления 18-летнего парня, прошедшего через суровейшие битвы Великой Отечественной, оттого, наверное, они и завораживают читателей. Повесть «Волчья стая» появилась чуть позже, чем одноименный сценарий, и в каком-то смысле она полнее, а герои в ней ярче, но и фильм получился замечательный, несмотря на трагизм. Хочу сразу предупредить, что

читатели, возможно, будут немного разочарованы: собственно волчья стая в картине на втором плане, здесь это скорей аллюзия на фашистов, тогда как в книге волков можно назвать действующими лицами.
Кадр из фильма «Волчья стая»
Кадр из фильма «Волчья стая»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

В «Волчья стае» три главных героя: раненый солдат Левчук, его коллега Грибоед и юная Клава, которая вот-вот родит. Их отправили из одного партизанского отряда в соседний, где есть врач. Левчуку нужно доставить к доктору не только Клаву, но и раненного Тихонова — мужчину с повязкой на глазах, который не может сам идти. Но Тихонов, в какой-то момент почувствовал приближение немцев, кончает с собой, так что теперь оставшимся троим нужно, петляя через болота, пробраться к своим.

Измождённая Клава теряет силы, так что приходится остановиться в оставленном селе, где в сарае Клава при помощи мудрого Грибоеда рожает мальчика.
Кадр из фильма. Светлана Кузнецова в роли Клавы
Кадр из фильма. Светлана Кузнецова в роли Клавы

Левчук и Грибоед даже устраивают маленькое торжество с выкопанной в огороде картошкой. Но праздновать появление новой жизни им придётся недолго: на их след вышли каратели и уже подбираются к дому. Мужчины обороняются, защищая Клаву и её малыша, но фашисты поджигают дом. Кто спасётся и что будет дальше, рассказывать не буду, посмотрите фильм.

Кадр из фильма. Анатолий Грачёв в роли Левчука и Валентин Никулин в роли Грибоеда
Кадр из фильма. Анатолий Грачёв в роли Левчука и Валентин Никулин в роли Грибоеда

Как выше сказано, сценарий написал сам Василь Быков. И он же настоял, чтобы режиссёром «Волчьей стаи» стал Борис Степанов. С ним писатель не только был неплохо знаком, но и уже сотрудничал: в 1966 году Борис Степанов выпустил драму «Альпийская баллада», экранизацию одноимённой повести Василя Быкова. «Альпийская баллада» стала популярной в СССР и получила несколько призов на международных фестивалях и фактически проложила Василю Быкову путь в кино. Тут надо отметить, что вообще-то первый фильм по произведению писателя вышел чуть раньше, в 1963 году, и это «Третья ракета» будущего советского кинофантаста Ричарда Викторова, но эта работа не смогла достичь большого успеха, так что именно с «Альпийской баллады» началась кинематографическая карьера Василя Быкова-сценариста.

Кадр из фильма. Валентин Никулин и Анатолий Грачёв
Кадр из фильма. Валентин Никулин и Анатолий Грачёв

Борис Степанов с удовольствием согласился снова работать с писателем и приступил к съёмкам на киностудии «Беларусьфильм», специализацией которой были фильмы о войне. На главные роли утвердили московских актёров Анатолий Грачёва (Левчук) и Валентина Никулина (Грибоед). Интересно, что по сюжету к Грибоеду неоднократно обращаются «старик», да и выглядит он соответствующе. Хотя позже озвучивает свой возраст — 45 лет. Валентину Никулину на момент съёмок 42, но в кадре он действительно смотрится сильно старше.

Кадр из фильма. Валентин Никулин
Кадр из фильма. Валентин Никулин

Ещё более любопытен в этом смысле Левчук: в книге он зрелый мужчина, недавно ставший пенсионером, но кинематографический Левчук явно моложе. Сыгравшему его Анатолию Грачёву тогда было 37, и он выглядит на свой возраст.

Кадр из фильма. Анатолий Грачёв
Кадр из фильма. Анатолий Грачёв

Самой молодой во всех смыслах на площадке была Светлана Кузнецова, утверждённая на роль Клавы. Девушка даже ещё не была актрисой, её нашли в ГИТИСе, где она училась на втором курсе. Тем не менее, режиссёр её утвердил, а потом Светлану Кузнецову одобрил и Василь Быков.

Кадр из фильма. Светлана Кузнецова
Кадр из фильма. Светлана Кузнецова

В маленьких роях появились Ростислав Янковский, Владимир Антоник, Геннадий Гарбук. Съёмки проходили в западной Белоруссии, в том числе и на местах боёв. Режиссёр Борис Степанов был строг в изображении действительности, так что актёрам приходилось часами сниматься посреди болот в промокших костюмах. Особенно сложно было дебютантке Светлане Кузнецовой, которой нужно было ходить в юбке, да ещё и с накладным животом. Впрочем, усилия съёмочной группы оправдались:

вышедшую в конце 1975 года «Волчью стаю» посмотрели почти 20 миллионов зрителей.

Критики же отнеслись к ленте сдержанно. В целом фильм оценили неплохо, но работа Анатолий Грачёва многим показалась незавершённой. В отличие, кстати, от роли Валентина Никулина, о которой киноведы почти единогласно говорили в превосходных степенях. Кинокритик Борис Рунин отозвался так:

«Если Грибоед <сыгранный Валентином Никулиным> в фильме по-человечески ярче и значительнее своего литературного прототипа, то про Левчука этого никак не скажешь. Похоже, что А. Грачёв прошёл мимо тех неоценимых богатств, которые предоставляла в его распоряжение литературная первооснова».

От себя скажу, что, будучи обычным зрителем, а не киноведом, не могу поддержать это мнение.

Резюмируя, скажу, что «Волчья стая» — хороший, качественный и, не побоюсь утверждать, сильный фильм о войне, хотя там почти нет стрельбы и взрывов. Всё тот же Борис Рунин, критиковавший работы Анатолий Грачёва и начинающей Светланы Кузнецовой, картину в целом охарактеризовал как достойную:

«…«Волчья стая» всё равно не может оставить зрителя безучастным. Вопреки всем её несовершенствам, в ней бьётя благородная идея утверждения человечности как необходимой основы людских поступков. Идея превосходства гуманности, самоотверженности и добра над звериной жестокостью войны».

Посмотреть рекомендую. Небольшой спойлер: в фильме есть кадры Минска семидесятых, очень солнечные, несмотря на чёрно-белую плёнку.

А какие фильмы по произведениям Василя Быкова помните вы?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-8

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста: