Вряд ли будет преувеличением говорить, что на военной прозе Василя Быкова выросло несколько советских поколений. Умышленно говорю «военная», а не «лейтенантская», потому что вторая в моём понимании — это нечто иное. Книги, написанные Быковым, — это личные переживания, личные впечатления 18-летнего парня, прошедшего через суровейшие битвы Великой Отечественной, оттого, наверное, они и завораживают читателей. Повесть «Волчья стая» появилась чуть позже, чем одноименный сценарий, и в каком-то смысле она полнее, а герои в ней ярче, но и фильм получился замечательный, несмотря на трагизм. Хочу сразу предупредить, что
читатели, возможно, будут немного разочарованы: собственно волчья стая в картине на втором плане, здесь это скорей аллюзия на фашистов, тогда как в книге волков можно назвать действующими лицами.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
В «Волчья стае» три главных героя: раненый солдат Левчук, его коллега Грибоед и юная Клава, которая вот-вот родит. Их отправили из одного партизанского отряда в соседний, где есть врач. Левчуку нужно доставить к доктору не только Клаву, но и раненного Тихонова — мужчину с повязкой на глазах, который не может сам идти. Но Тихонов, в какой-то момент почувствовал приближение немцев, кончает с собой, так что теперь оставшимся троим нужно, петляя через болота, пробраться к своим.
Измождённая Клава теряет силы, так что приходится остановиться в оставленном селе, где в сарае Клава при помощи мудрого Грибоеда рожает мальчика.
Левчук и Грибоед даже устраивают маленькое торжество с выкопанной в огороде картошкой. Но праздновать появление новой жизни им придётся недолго: на их след вышли каратели и уже подбираются к дому. Мужчины обороняются, защищая Клаву и её малыша, но фашисты поджигают дом. Кто спасётся и что будет дальше, рассказывать не буду, посмотрите фильм.
Как выше сказано, сценарий написал сам Василь Быков. И он же настоял, чтобы режиссёром «Волчьей стаи» стал Борис Степанов. С ним писатель не только был неплохо знаком, но и уже сотрудничал: в 1966 году Борис Степанов выпустил драму «Альпийская баллада», экранизацию одноимённой повести Василя Быкова. «Альпийская баллада» стала популярной в СССР и получила несколько призов на международных фестивалях и фактически проложила Василю Быкову путь в кино. Тут надо отметить, что вообще-то первый фильм по произведению писателя вышел чуть раньше, в 1963 году, и это «Третья ракета» будущего советского кинофантаста Ричарда Викторова, но эта работа не смогла достичь большого успеха, так что именно с «Альпийской баллады» началась кинематографическая карьера Василя Быкова-сценариста.
Борис Степанов с удовольствием согласился снова работать с писателем и приступил к съёмкам на киностудии «Беларусьфильм», специализацией которой были фильмы о войне. На главные роли утвердили московских актёров Анатолий Грачёва (Левчук) и Валентина Никулина (Грибоед). Интересно, что по сюжету к Грибоеду неоднократно обращаются «старик», да и выглядит он соответствующе. Хотя позже озвучивает свой возраст — 45 лет. Валентину Никулину на момент съёмок 42, но в кадре он действительно смотрится сильно старше.
Ещё более любопытен в этом смысле Левчук: в книге он зрелый мужчина, недавно ставший пенсионером, но кинематографический Левчук явно моложе. Сыгравшему его Анатолию Грачёву тогда было 37, и он выглядит на свой возраст.
Самой молодой во всех смыслах на площадке была Светлана Кузнецова, утверждённая на роль Клавы. Девушка даже ещё не была актрисой, её нашли в ГИТИСе, где она училась на втором курсе. Тем не менее, режиссёр её утвердил, а потом Светлану Кузнецову одобрил и Василь Быков.
В маленьких роях появились Ростислав Янковский, Владимир Антоник, Геннадий Гарбук. Съёмки проходили в западной Белоруссии, в том числе и на местах боёв. Режиссёр Борис Степанов был строг в изображении действительности, так что актёрам приходилось часами сниматься посреди болот в промокших костюмах. Особенно сложно было дебютантке Светлане Кузнецовой, которой нужно было ходить в юбке, да ещё и с накладным животом. Впрочем, усилия съёмочной группы оправдались:
вышедшую в конце 1975 года «Волчью стаю» посмотрели почти 20 миллионов зрителей.
Критики же отнеслись к ленте сдержанно. В целом фильм оценили неплохо, но работа Анатолий Грачёва многим показалась незавершённой. В отличие, кстати, от роли Валентина Никулина, о которой киноведы почти единогласно говорили в превосходных степенях. Кинокритик Борис Рунин отозвался так:
«Если Грибоед <сыгранный Валентином Никулиным> в фильме по-человечески ярче и значительнее своего литературного прототипа, то про Левчука этого никак не скажешь. Похоже, что А. Грачёв прошёл мимо тех неоценимых богатств, которые предоставляла в его распоряжение литературная первооснова».
От себя скажу, что, будучи обычным зрителем, а не киноведом, не могу поддержать это мнение.
Резюмируя, скажу, что «Волчья стая» — хороший, качественный и, не побоюсь утверждать, сильный фильм о войне, хотя там почти нет стрельбы и взрывов. Всё тот же Борис Рунин, критиковавший работы Анатолий Грачёва и начинающей Светланы Кузнецовой, картину в целом охарактеризовал как достойную:
«…«Волчья стая» всё равно не может оставить зрителя безучастным. Вопреки всем её несовершенствам, в ней бьётя благородная идея утверждения человечности как необходимой основы людских поступков. Идея превосходства гуманности, самоотверженности и добра над звериной жестокостью войны».
Посмотреть рекомендую. Небольшой спойлер: в фильме есть кадры Минска семидесятых, очень солнечные, несмотря на чёрно-белую плёнку.
А какие фильмы по произведениям Василя Быкова помните вы?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста: