Кусочек сливочного масла таял на ногах. Бедная Мария плакала совершенно искренне, отчего режиссер был в полном восторге. Такой сцены изначально не было в фильме, но накануне, ночью, его вдруг озарило! Марию предупредили в самый последний момент, так что у нее не было времени подготовиться. И она, неопытная актриса, пережила сцену так, словно все происходило по-настоящему. Она уходила домой, едва держась на ногах.
Он не мог пройти мимо хорошенького лица. Популярный актер Даниэль Желен пользовался повышенным вниманием со стороны женского пола. Да, у него красовалось кольцо на пальце, но это не останавливало его. Так что встреча с моделью Мари-Кристиной Шнайдер была обречена на продолжение… А когда 27 марта 1952 года красавица родила дочь, актер только пожал плечами.
- Разве я могу сказать, что это мой ребенок? Ты же знаешь о моем положении! – спрашивал Желен у своей возлюбленной. – Крошка, это невозможно!
Хорошенькая модель плакала навзрыд. Она была уверена, что Желен оставит семью и будет с ней. Как ей нравился Даниэль! Несколько лет она провела в напрасных ожиданиях, что возлюбленный все-таки передумает и сделает ее законной женой... Но Даниэль уже нашел другую, а потом третью… Молодой матери пришлось рассчитывать только на себя. Она отправила маленькую дочь к родне, а потом в приют. А когда Мария немного подросла, ее милостиво взял к себе дядюшка.
Вот это несчастное детство – сплошная смена места жительства, нечастые моменты общения с мамой, редкие, почти незаметные появления отца (Даниэль на первых порах пару раз сыграл роль воскресного папы, а потом пропал навсегда, девочка его не запомнила), сказались на Марии. Она чувствовала себя брошенной, никому не нужной. Отсюда ее дерзкое поведение, раннее знакомство с вредными привычками, а еще постоянный бунт. Мария прогуливала уроки и могла потом часами просто ходить по городу.
Она не была красавицей, даже симпатичной ее называли с большой натяжкой. Худенькая, но при этом с полными щечками. С круглыми глазами и взглядом невинной монахини. И при этом Мария ума сходила по миру кино! Она мечтала и сама оказаться на съемочной площадке...
Ни одна новая кинолента не проходила мимо нее. Некоторые картины просматривала по много-много раз. Сидя в темном кинотеатре, она жадно впитывала все, что происходило на экране. Мать уже сообщила, кто ее отец. И теперь Мария не сводила взгляда с актеров в фильмах. Если бы она могла так же!
Однажды она все-таки не выдержала и сбежала из дома. А направилась прямиком к Желену. Звонила в дверь, не ожидая, что ей откроют. А потом Даниэль обескураженно смотрел на хрупкую фигурку в дверном проеме.
- Привет! Ты знаешь, что я – Мария, твоя дочь. Можем поговорить?
Папа не был рад такому внезапному родству. Он давно вычеркнул из памяти красивую модель, с которой провел пару веселых месяцев (сколько у него таких было). Так что Марии пришлось устраиваться самой. Она раздобыла немного денег у матери, которая теперь содержала книжную лавку. И Мария Шнайдер принялась штурмовать мир кино! Надо было попробовать себя в самых простых ролях. Эпизодах, в массовке, если повезет...
Толпы желающих вились вокруг киностудии и ей не сразу повезло. Там были девушки яркие, видные, не то, что она... Но Мария не отчаивалась. Ей дали какую-то крошечную роль и она приходила за два часа до начала съемок. И потом очень пристально следила за тем, что происходит вокруг. Денег у нее было в обрез, и она всегда была голодна. Этот-то голодный затравленный взгляд и заставлял ее жалеть...
Она напоминала воробья - растрепанная, одинокая… И знаменитая Бриджит Бардо не смогла пройти мимо. Она купила для Марии обед, а потом, видя, как девушка жадно уплетает за обе щеки, задала вопрос:
- Тебе что, негде жить? Ну тогда переезжай ко мне.
Она смотрела на нее и не верила тому, что происходит. Великая Бардо позвала ее к себе просто так? Она ведь небожительница, от которой сходит с ума вся мужская часть планеты... И Бриджит, которая не имела привычки бросать слова на ветер, привела Марию в свою квартиру. Она не только выделила ей комнатку для жилья, но и нашла для девушки хорошего агента. Бедное дитя, постепенно приобретало уверенность в себе.
С подачи Бардо Марию начали снимать в кино не только в массовке. Конечно, эти первые роли были небольшие, с очень скромным гонораром (но ведь ей не надо было платить за жилье). К тому же, Мария знала: главное, начать! А потом она уверенно распахнет дверь в мир знаменитостей... Ее обязательно оценят!
Несчастному воробушку очень везло на людей. В 1969-м она снималась вместе с великолепным Аленом Делоном, и тот вдруг отнесся к ней прямо-таки с братской, особой нежностью. Тоже подкармливал ее и однажды принес ей кожаную куртку - девушка мерзла. Любая моментально потеряла бы голову – дружба Бардо, а теперь сам великий Делон… Но Мария держалась, как и прежде, нисколько не заносилась. Ее отличала простота и совершенно детский взгляд на мир. Вот это и нравилось режиссерам! Надо сказать, что она и была почти ребенком – ей только исполнилось семнадцать лет!
Вышло так, что Бернардо Бертолуччи решил экранизировать роман «Последнее танго в Париже». Он тщательно разыскивал исполнителей главных ролей. Обратился к знаменитому Жану-Полю Бельмондо, но тот не смог помочь – у него график съемок был расписан на два года вперед. Затем ему ответил «Нет» еще один знаменитый актер, Жан-Луи Трентиньян. И только потом Бертолуччи позвонил Алену Делону. Однако Делон сразу, с места, принялся воодушевленно сыпать условиями: на главную женскую роль – непременно надо взять Роми Шнайдер! Роми справится, он знает. А еще Делон будет сам отсматривать весь снятый материал и утверждать каждую сцену… Вот поэтому Бертолуччи пришлось отказаться. Это был его фильм, а не Делона...
Американская знаменитость, Марлон Брандо, был в ту пору человеком, о котором говорил весь мир. Он только что триумфально заявил о себе в экранизации романа Марио Пьюзо, «Крестный отец». И он согласился! Ну а в пару ему нашли… вот эту девушку с кудряшками. Марию Шнайдер. Она понравилась Бертолуччи, и вскоре актеры были утверждены.
- Тут много нужно внимательно прочитать… - произнес Бертолуччи, протягивая сценарий и запнулся под взглядом Марии. - Видите ли, есть сцены...
Она молча читала, иногда замирала. Иногда, перелистывая страницу за страницей, ничего не произносила.
- Вы, конечно, не будете согласны?
- Я – согласна! Вы что?
Она была готова пуститься в пляс. Первая большая роль в 19 лет! И она будет сниматься в одной картине с самим Марлоном Брандо! Кому еще так везет в такие годы?
Надо сказать, что на съемочной площадке они быстро договорились - известный актер и начинающая актриса. Болтали, шутили в свободное время. Мария была очаровательна! Правда, Брандо периодически заставлял всех рвать и метать от негодования: он придерживался правил, которые сам для себя установил. Он работал ровно столько, сколько считал нужным. Его съемочный день завершался ровно в 18:00, и ни минутой позже. Он не признавал работы в уикенд - он должен отдыхать! Конечно, Мария вела себя иначе - ей бы не простили капризы. Она старательно выполняла все, что от нее требовали. Это и сыграло с ней злую роль – ее слишком ответственное отношении к работе. Как-то утром Бертолуччи рассказал ей, что придумал новую сцену. И снимать будут прямо сейчас. Ведь Мария заранее знала, что фильм будет дерзким? Пусть готовится к съемкам. Ей пришлось подчиниться.
…Актриса уходила домой на негнущихся ногах.
Фильм Бертолуччи скоро признали шедевром, хотя у многих он вызвал возмущение. Бертолуччи и Брандо собирали восторженные отклики. Досталось хвалебных слов и бедной Марии… А в кафе и ресторанах, где она обедала, официанты не упускали случая пошутить: ей подавали на отдельной тарелке кусочек сливочного масла. В память о той сцене, которую придумал Бертолуччи и которая вызывала у нее протест.
А Даниэль Желен гордился Марией. Теперь такая знаменитая дочь была ему самому нужна. «Это она, смотрите, она!» - гордо говорил он. Но его запоздалое признание не слишком радовало молодую актрису.
На протяжении свой жизни Мария Шнайдер снималась еще и еще, но ей постоянно предлагали роли, похожие на те, что были в «Последнем танго». Она отбивалась. Фильм «Калигула» отвергла сразу и не жалела ни минуты. В 1980-м она сыграла в фильме Даниэля Дюваля и получила за свою роль престижную французскую премию «Сезар». Но это был уже закат карьеры Марии. Однообразные роли не нравились ей, а режиссеры не могли предложить ничего иного - они по-прежнему хотели эксплуатировать образ простушки Жанны.
Мария крайне плохо спала, много п и л а и периодически попадала в клинику.
«Тот самый фильм Бертолуччи был для меня адом, я жалею, что снималась в нем. Танго стало для меня испытанием, которое я не выдержала», - рассказывала Мария Шнайдер.
В 2009 году вышел последний фильм с ее участием. Она была уже нездорова и прожила только два года. Режиссер Бертолуччи пережил ее на семь лет. В разных интервью ему задавали вопросы про картину «Последнее танго»… А он не считал себя виноватым… Кино - есть кино! Если актерам что-то не нравится, они могут отказаться от работы. Но это - часть их жизни. Приходится выбирать.
Примечание: историю про сцену не могу описать полностью по соображениям соблюдения правил. Полагаю, этот момент можно прояснить отдельно, если кому будет интересно.
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!
Лайки помогают развитию канала!