Найти в Дзене
СПИННИНГ и ВЯТКА

Всем бы так жить! Как живет самый глухой поселок Коткино, к которому нет ни дорог, ни линий ЛЭП.

Удивительно Коткино - где живут животноводы и рыбачат рыбаки!

Удивительна Россия! Неожиданно для себя побывал я в глухом крохотном поселке Коткино Ненецкого автономного округа (НАО). Заполярье, дорог — никаких от слова «совсем», нефтяных и газовых вышек там нет, лишь песчаная равнина с тощим низким лесом вдоль реки и за ней тундра... Сюда даже линия электропередач не проведена! Представили, как живет поселок? А там... все наоборот! Каждый побывавший здесь испытывает, скажем так, культурный шок.

-2

По легенде, основали поселок 280 лет назад два брата староверы Коткины, которые с семьями с Мезени перебрались через горную гряду Северного Тимана и на плотах (с коровой!) спустились по горной реке Суле до совершенно дикого места с обширными заливными лугами и богатым травостоем. Сейчас в поселке чуть менее 500 жителей и население... прибывает.

-3

Поднимаясь по Суле, сначала видишь груды угля на берегу, завезенные сюда по паводку. За ними видны новые здания котельной и фермы, гудит бензогенератор, питающий поселок электроэнергией. Я обошел поселок, поговорив с местными жителями и снимая видео.

-4

Да, отвечали люди, население растет, а почему бы нет: работа-то есть. Вот в местном колхозе порядка 70 работников. На новой ферме - порядка двухсот коров. И много, спрашиваю, тут сеют и пашут? Да нет, говорят, из полевых работ тут только сенокос — надо за короткое лето выкосить заливные луга, а трава тут, объясняют, «насыщенная», не то что на юге. Как зарплаты у колхозников? Отвечали, что в среднем тысяч 50-60 в месяц, в сенокосную пору — до 150.

-5

В июне по разливу на баржах привозят для коров еще и комбикорма. Есть тросовая паромная переправа: по брошенному через реку тросу паром движется меж берегами, перевозя технику. В нескольких километрах от поселка по реке на другом берегу есть отгонное пастбище для телят, их туда перевозят на пароме. Телята пасутся на отгонном все лето, правда, постоянно досаждают волки и медведи, пастуху приходится всегда быть с оружием. Вот ферма с запасенным сенажом.

-6

Дорог до «населёнки» тут не бывало никогда. До ближайшего жилья — больше сотни километров тундры и болот, до города Нарьян-Мар у берега океана - 300 км по рекам Суле и Печоре. Помните песню о Нарьян-Маре — городке «у Печоры у реки, где живут оленеводы и рыбачат рыбаки»?

Но есть аэропорт и взлетная полоса в виде ровного луга. Дважды в неделю — рейсы на «кукурузнике» АН-2 до Нарьян-Мара (цена билета — 4 тыс. рублей), а оттуда лети хоть в Киров, хоть в Москву. И раз в неделю можно улететь на вертолете, который прилетает за местной продукцией (колхоз, сказали местные жители, получает и субсидию на вывоз продукции вертолетами).

Ну а зимой набивается зимник до Нарьян-Мара, по нему ходят пассажирские «Трэколы» (плавающие 6-колесные вездеходы). А можно, говорят местные жители, зимой и самим сгонять в город на вездеходе или снегоходе — всего 4 часа хода в одну сторону.

Однако, что за продукцию везут отсюда на вертолете? В поселке есть свой молокозаводик, его современные линии обслуживают 4 специалиста. Производят масло, творог, сметану, кисломолодные продукты и т.д. Все это в современной упаковке есть и в поселковых магазинах (их в поселке 3). На вкус весьма неплохо.

Ненцев-оленеводов в поселке живет мало. Как сказали, сейчас тут всего одно стадо оленей в две тысячи голов, раньше было больше. На лето оленеводы со стадом откочевавают к морю, где ветер сдувает мошку. Вдали же от моря, в поселке, летом вылет мошки длится до самых заморозков.

А называется местное предприятие СПК «рыболовецкий колхоз «Сула». Так что есть тут и рыболовецкая бригада, в основном ловят зимой по озерам сетями щуку и пелядь. Для летней рыбалки, говорят, есть и свой корабль на Баренцевом море. Ловят и сига в Суле, когда начинается его ход осенью. А вот в 2016-м году, говорят, река вдруг наполнилась горбушей...

-7

Впрочем, большинство местных жителей рыбачат и для себя — река рядом, вон на берегу у поселка - множество лодок и все с 30-40-сильными японскими моторами (река для лодок с обычными моторами проходима лишь вниз по течению, вверх по течению, уходя к хребтам Северного Тимана, она становится горной). В лодках лежат и снасти. Кстати, на поселковых улицах квадроциклы и незапертые машины оставляются невдалеке от домов на ночь.

- А что, никто ничего не трогает, воровства разве нет? - спрашиваю.

- Да у нас и дома-то на замок не запирают, когда уходят! - отвечают. - Участковый раньше был, сейчас нет его за ненадобностью.

- А алкоголики-то у вас есть? - спрашиваю. Нет, объясняют, «естественным отбором повывелись».

Рядом со зданием конторы СПК — аллея из черных мраморных плит. На одной высечены имена председателей колхоза с 1930 года, на десяти других — имена тех, кто «основал», «сохранил» и «развивал» колхоз.

-8

Чего еще есть в поселке? Школа с полусотней учеников, с учительскими кадрами вроде бы проблем нет. Есть весьма солидный Дом культуры. (При входе в него, кстати, есть подъемное устройство для инвалидов-колясочников).

-9

Есть большая колхозная столовая, по отделке — очень даже неплохо. Тут местные жители и обедают, и нередко отсюда берут готовые блюда домой на ужин. В меню - всякие мясные блюда на выбор. Я увидел дешевую рыбу, попросил — положили полукилограммовый кусок свежей трески в сливочном соусе... Очень вкусно! Вот она снаружи и внутри.

-10
-11
-12

Есть и ФАП — новое большое современное здание, по вызову отсюда прилетает и вертолет «Скорой» . Кто работает на ФАПе, фельдшер-пенсионер? Нет, есть два врача. Одна из них в тот день, когда я был в поселке, была в отпуске, поговорил с другой. Закончила школу с золотой медалью и Пермский университет, дочери-близняшки учится в третьем классе, в поселке семье жить нравится, дали тут дом, правда, через пару лет работы. Любит с мужем ездить на рыбалку. Вот, рассказывает, поехала недавно рыбачить на Печору, подтаскивает к лодке большую щуку, а тут как выскочит щука просто крокодилового размера, схватила ту, что была на крючке, и все оборвала...

Стоит вышка сотовой связи. Объясняют, что благодаря активному голосованию и федеральному проекту «Устранение цифрового неравенства» в поселке сейчас хороший доступ к интернету. Но интернет-интернетом, а как же без газеты? Конечно, работает и поселковое отделение Почты, почтальон разносит, например, главную газету НАО «Нарьяна вындер» (красный тундровик). Кстати, мне в руки попался праздничный номер газеты от 17 января этого года, посвященный «окончанию месяца большой темноты» - на горизонте в этот день на минуту показалось солнце!

-13

Построен новый Физкультурно-оздоровительный комплекс, и немаленький — спортом есть где позаниматься! На берегу Сулы — беседка, а на входе в поселок дороги, уходящей на местные луга, - большая стела с подсветкой, словно въезжаешь в большой город. Однако, долгожданный маяк для движущихся по зимнику в «месяц большой темноты»...

-14

В центре крохотного поселка есть крохотный парк, огороженный заборчиком, с детским и спортивным городками, скамьями, фонарями и выложенными плиткой дорожками вокруг фигуры коровы — олицетворения того, что молочное производство является основой жизни поселка. Вообще, поселок выглядит очень ухоженным: дороги на улицах отсыпаны щебенкой, тротуары выложены бетонными плитами, около зданий — крохотные цветнички с несколькими низенькими цветочками. Ни бурьяна, ни зарослей кустов, все чисто и красиво. Нигде не увидишь ни брошенной бутылки, ни любого другого мусора!

-15

И главное, дома удивляют разноцветьем свежих красок и отделочными материалами. А ведь чтобы купить, например, доски и другие стройматериалы, надо их заказать в Нарьян-Мар и ждать, когда в июне по большой воде к поселку придут на пару недель паромы и предприниматели будут с них торговать.

А как дороги по поселку тут разгребают зимой? А никак. Автомобилями легковыми местные жители зимой не пользуются, поэтому дороги по улицам просто накатывают снегоходами да Трэколами. Это коротким летом можно выехать куда-то в окрестности на машине, да и то за пределами поселка один песок, так что покупать новую машину тут смысла нет никакого. Так что личных авто мало, да и то берут обычно подержанные.

А у себя дома местные жители держат коров? Раньше держали, теперь, говорят, нет: нет смысла, да и никуда не уедешь в отпуске на отдых из-за домашней живности.

Пустых домов нет, каждый год жители строят новые, подключают их или к центральному отоплению, или ставят отопление электрическое. Поленниц из дров около домов не видно, лишь у некоторых домов лежит уголь. С лесами тут негусто — уже в паре десятков км за поселком начинается тундра до самого океана.

А если вдруг сломается генератор и останетесь без электричества? - спрашиваю. Не останемся, сказали мне, есть три резервных генератора.

И местные жители произвели на меня очень хорошее впечатление тем, что выглядели очень опрятно и бодро. А ведь все-таки тут Заполярье. Чего стоит один «месяц большой темноты»! Оживание после зимней тьмы, рассказали мне тут, по местному «закону природы» происходит 6 апреля: в этот день с юга прилетает ворона и каркает, от этого просыпается и вылазит из берлоги медведь, а олени начинают идти к морю в тундру, чтобы медведь их тут не съел... Хотя достаточно светло становится уже в марте, и можно, рассказали мне, отправляться на снегоходе по плотному снегу, завалившему ручьи, куда-нибудь в избушку (которых у местных жителей немало) на озера или вообще к Ледовитому океану — до него часа 3-4 ехать на снегоходе напрямую. У многих домов лежат и ждут своего часа большие сани к снегоходам. И вообще — в поселке очень красиво и опрятно,

-16

А тают снега и вскрывается река Сула в Коткино обычно только к 1 июня. Хорошо, что сейчас, за последние лет 30, лето стало заметно длиннее, в середине сентября еще тепло, а раньше в первых числах уже снег выпадал...

-17

Так что нельзя сказать, что живут тут люди ради каких-то больших зарплат. И ухоженность поселка нельзя объяснить только каким-то финансированием...

И остается ощущение, что даже самые глухие места в России - не безнадежны. И не только потому, что можно организовать все с умом и направить финансирование. А еще и благодаря людям, которых, может быть, многим и умом не понять... Что скажете?