Найти в Дзене
Мой милый Углич

Тайны Богоявленской обители Углича и при чем здесь храм Христа Спасителя

Оглавление

Дорогие друзья!

В предыдущей публикации я начала свой рассказ о том, как я стала жить в Угличе и начала знакомство с городом.

Продолжу рассказ.

Одним из первых мест, куда мы с мужем отправились по приезде в город, стала широкая Ростовская улица, которая отходит прямо от центральной площади.

Мы неспешно прогуливались, любуясь старинными особняками (про них расскажу позднее), как вдруг впереди увидели внушительных размеров храм.

Сразу захотелось скорее подойти ближе, и мы поспешили вперед, а «путеводной звездой» нам служили золотые звезды, щедро рассыпанные на синих куполах собора.

И вот мы подошли. Даже сейчас, когда я пишу, захватывает дух от открывшегося зрелища.

Могучий, высокий храм, купола будто тянутся золотыми крестами к небу… Рядом шелестят юной листвой березки, а в воздухе плывет колокольный звон..

Богоявленский собор. Здесь и далее - фото автора
Богоявленский собор. Здесь и далее - фото автора

Вот она, Русь православная! Моя родина! Как же явственно я это осознала в ту минуту!

Перед нами был Богоявленский собор – главный храм Богоявленского женского монастыря.

-2

В книге Александра Николаевича Ушакова об этой обители есть слова о том, что «Богоявленский монастырь составляет гордость не только местного населения, но и каждого православного, который при виде церковного благолепия возвышается духом и чувством сознания могущества нашего братства о Христе»[1].

Наверное, когда я смотрела на грандиозный храм, меня наполняли именно эти чувства.

Мы, конечно же, решили посетить монастырь. Нашли ворота и зашли на территорию.

Если пройти вперед, оставив собор по левую руку, выйдете на площадь с цветником. На другом конце площади стоят еще два храма.

Церковь иконы Божией Матери «Смоленская» чем-то напоминает многие другие храмы города. Все те же цвета – красный фасад, белые детали, зеленые купола, столь любимое ярославской школой архитектурной школой пятиглавие.

Церковь иконы Божией Матери "Феодровская" (слева) и "Смоленская"
Церковь иконы Божией Матери "Феодровская" (слева) и "Смоленская"

Мы зашли в храм. Было заметна над ним власть времени, годы запустения… Потолок поначалу показался очень темным, почти черным, такой некрасивый для храма.. Но вдруг я рассмотрела на темном фоне фигуры святых… Это были древние росписи! Их еще не восстановили, но они сохранились, они есть! Это было действительно чудесным открытием.

Слева от Смоленской церкви расположен храм Иконы Божией Матери «Феодоровская».

Белоснежный, с зелеными куполами, ярко горящими на солнце золотыми главами, с четырёхоконными портиками… А мы точно в Угличе? Это не Греция, не Италия? Думается, здесь вокруг неплохо бы смотрелись кипарисы, сосны пинии или розовые цветки олеандра..

Церковь возведена в стиле классицизма. Однако у нее есть местные особенности, благодаря которым она ближе к православию, нежели чисто классические храмы.

Например, у церкви большие луковичные главы, которые, как считает Е. Лиуконен «больше располагают к молитве, чем маленькие главки»[3].

Если же от собора повернуть направо и пройти в северо-западную часть монастыря, увидите протяженный келейный корпус с церковью иконы Божией Матери «Достойно есть»: все вместе это называется Киновией Богоматери «Достойно есть».

Киновия Божией Матери "Достойно есть"
Киновия Божией Матери "Достойно есть"

Церковь смотрится необычно: соединена с корпусом келий, напоминает то ли угловую башню, то ли часовню с главкой.

Необычное, привлекательное архитектурное решение!

Получается, с какой стороны ни подойдешь к монастырю, он по-разному открывается великолепными храмами.

Кстати, именно в этом корпусе, в келье жила в период Гражданской войны с мамой и сестрой жила маленькая Ляля - будущая поэтесса, "муза блокадного Ленинграда" Ольга Федоровна Берггольц.

Поэтесса жила в Угличе с июня 1918 по май 1921, большую часть времени – в Богоявленском монастыре.

Ее воспоминания отражены в произведениях «Углич» и «Дневные звезды».

Ольга Федоровна впоследствии писала: «Уже в молодости, в 30-х годах, темное, бедственное жилье времён детства и гражданской войны – эта келья, этот угол монастырского двора с могучими липами и, главное, высокий, белый пятиглавый собор напротив школы, - все это стало мне почему-то сниться как место чистейшего, торжествующего, окончательного счастья»

Пруд в северо-западной части монастыря
Пруд в северо-западной части монастыря

[1]Ушаков А. Н. Угличский Богоявленский женский монастырь в г. Углич, Ярославской губернии. Издание второе, репринтное и дополненное // Угличский историко-художественный музей, 2003 г.

[2] Лиуконен Е.А. Обитель Богоявления Господня / Е. А. Лиуконен. — Углич : [б. и.], 2016. — 219 с.

[3] Лиуконен Е.А. Обитель Богоявления Господня / Е. А. Лиуконен. — Углич : [б. и.], 2016. — 219 с.

История

Как же сформировался этот монастырский ансамбль?

Ранняя история обители «покрыта непроницаемой пеленой неизвестности»[1]. Есть разные версии, о том, кто и даже когда мог его основать. Возможно, это была инокиня Марфа (в миру – Ксения Шестова) – мать первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича. Хотя есть мнение, что она не основала обитель, а восстановила ее после ужасов Смутного времени…

Историю монастыря можно проследить с рубежа 16-17 веков.

Кстати, в то время он располагался на территории угличского кремля и был почти совсем неизвестным и небольшим.

Пришло страшное грозное время Смуты. Налетали на маленький Углич беспощадные польско-литовские рати, грабили город разбойничьи шайки.. Были разрушены и сожжены многие дома, храмы, в ужасе бежали прочь люди.. Из 15 монастырей, когда-то украшавших город, после Смуты возродились лишь семь.

Постигла тяжелая участь и Богоявленский монастырь. Погибли насельницы, укрывшиеся в нем мирные жители. Погибла настоятельница Анастасия, 2 священника, 35 инокинь, 200 девиц и 60 женщин. Тела некоторых сбросили в Волгу…

Но нашли жители города мощи игумении Анастасии, захоронили на Кирилло-Афанасьевском кладбище (в районе современной улицы Свободы). В 2015 году мощи были изучены Институтом археологии РАН и было установлено, что, скорее всего, принадлежат они именно игумении.

16 октября 2024 г. состоялось прославление мощей преподобномученицы Анастасии Угличской. Они размещены для поклонения в Богоявленском соборе.

После Смутного времени монастырь еще какое-то время размещался в Кремле, а затем в 1660 в связи с возведением новой кремлевской стены, он был перенесен на то место, где располагается и сегодня: на Ростовскую дорогу. И, кажется, ему здесь самое место: на перекрестке важнейших улиц, он равно удален от двух других угличских монастырей и вместе с ними и кремлем «образует сеть важнейших доминант Углича»[2], его главных святынь.

В конце 17 в. была возведена Богоявленская церковь, которая позднее, уже в середине 19 столетия в связи со строительством Богоявленского собора, была освящена в честь Смоленской иконы Божией Матери.

В 1818 году решили создать церковь в честь Федоровской иконы Божией Матери. Инокиня Марфа пожертвовала монастырю список чудотворной иконы Божией Матери «Федоровская», которая хранилась в Костроме.

Позднее для этой иконы решили устроить храм.

[1] Лиуконен Е.А. Обитель Богоявления Господня / Е. А. Лиуконен. — Углич : [б. и.], 2016. — 219 с.

[2] Лиуконен Е.А. Обитель Богоявления Господня / Е. А. Лиуконен. — Углич : [б. и.], 2016. — 219 с.

Богоявленский собор

В 1843-53 годах возводился грандиозный Богоявленский собор.

Богоявленский собор зимой
Богоявленский собор зимой

Удивительно, что никакими крупными суммами для строительства монастырь тогда не располагал, не спешили помогать обители и состоятельные жители города.

Собор возводился неустанными трудами сестер и игумении. Самоотверженно трудились они на благо обители. Монахиням приходилось самим рыть глину, обжигать кирпичи, набирать камни и щебень для фундамента..

Продолжать свой нелегкий труд сестрам помогала «неограниченная любовь к Богу, вера в помощь Царицы Небесной и ревность к благолепию дома Божия»[1].

Отправлялись и сборщицы пожертвований, со временем появились те, кто захотел вложиться в богоугодное дело.

Великолепный храм стал украшением не только обители, но и всего города. Он самый высокий в Угличе (45 метров), создан в русско-византийском стиле, близком православию. Этот стиль пришел на смену классицизму, в котором возводились языческие храмы.

Кстати, возводился собор по проекту архитектора Константина Тона. Видимо, не зря мне при первой встрече он напомнил Храм Христа Спасителя в Москве.

Внутри были замечательные росписи выдающегося угличского живописца Г. Буренина, который расписал многие храмы города, в том числе Смоленскую церковь монастыря. Росписи были на тему чудес Толгской иконы Божией Матери и святителя Николая Мирликийского. К сожалению, треть росписей утрачена в советский период…

В 1928 году обитель закрыли, последовало разорение, были уничтожены иконостасы, иконы… Реставрации проводились в 70-х-80х гг., начале 200-х.

[1] Ушаков А. Н. Угличский Богоявленский женский монастырь в г. Углич, Ярославской губернии. Издание второе, репринтное и дополненное // Угличский историко-художественный музей, 2003 г.

Обитель в наши дни

Сегодня монастырь живет духовной жизнью, возрождается после долгих лет запустения…

Я уже упоминала, что в Богоявленском соборе можно поклониться мощам преподобномученицы Анастасии Угличской.

Также здесь хранится Башмачок Святителя Спиридона Тримифунтского, Частица Древа Животворящего Креста Господня и многие другие святыни.

Здесь активно занимаются делами милосердия, ведется социальная работа сразу по нескольким направлениям.

Игумения Антонина возглавляет Отдел социального служения и милосердия «Благо» Угличского благочиния Переславской епархии.

Стараются помогают всем: малообеспеченным, многодетным, пожилым, беженцам.

При монастыре работает пункт, куда можно принести гуманитарную помощь, например, одежду, продукты питания, игрушки и другие вещи.

Благодаря усилиям матушки Антонина и особые благотворительные акции.

Например, Можно помочь собрать ребенка в школу, поучаствовав в акции «Доброе первое сентября».

Завершая очерк о прекрасной Богоявленской обители нельзя не «упомянуть о том отрадном впечатлении и чувстве, какие остаются навсегда в памяти каждого обозревавшего монастырь…»[1]

Лето в монастыре
Лето в монастыре

[1] Ушаков А. Н. Угличский Богоявленский женский монастырь в г. Углич, Ярославской губернии. Издание второе, репринтное и дополненное // Угличский историко-художественный музей, 2003 г.

Итак, вот таким мы увидели Богоявленский монастырь. Впереди нас ждало еще много чудесных открытий.

(Продолжение следует)

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, пишите комментарии.

До новых встреч!