Найти в Дзене
Евгений Трифонов

Казаманс: забытая миром война не хочет прекращаться

В мировых новостях появилась информация о войне в Казамансе, о которой мир забыл, да, в общем, никогда и не знал. Конфликт в Казамансе - это партизанская война «низкой интенсивности», ведущаяся с 1982 г. Движением демократических сил Казаманса (ДДСК) против правительства Сенегала.

Казаманс – узкая полоса территории вдоль реки с таким же названием на юге Сенегала, отделённая от остальной части страны маленькой Гамбией, и соединённая с остальной страной узкой горловиной в восточной его части. Там проживает около 1,6 млн. человек из 18,8 миллионов граждан Сенегала. Основные народы Сенегала – волоф, фульбе и серер, в Казамансе же обитает народ диола. Но проблема Казаманса в другом: 94% населения Сенегала – мусульмане, в Казамансе же преобладают католики. Кроме того, в Казамансе с XV века присутствовали португальцы, и жители региона до сих пор отчасти говорят на португальском (остальные сенегальцы – на местных языках, французском и арабском). Независимый Сенегал с самого начала управляется представителями мусульманских народов.

В 1970-х гг. в Казамансе впервые проявились признаки недовольства. Они были связаны с тем, что администрацию региона составляли присланные Дакаром северяне, раздававшие должности и землю своим родственникам и друзьям. В 1982 г. недовольство населения вылилось в появление ДДСК, требовавшее автономии региона, прекращения присылки чиновников из столицы, и распространения на Казаманс программ развития, существовавших на Севере.

Первое время ДДСК проводили мирные демонстрации, но власти отвечали репрессиями, и 6 декабря 1983 г. произошло первое нападение казаманских боевиков на жандармский пост. После этого в неофициальной столице Казаманса Зигиншоре полиция расстреляла мирную демонстрацию – было множество жертв. В ответ ДДСК сформировало боевое крыло под названием «Аттика» («воин» на языке диола), начавшее регулярные партизанские вылазки. К концу 1980-х «Аттика» насчитывала от 300 до 600 регулярных боевиков.

-2

В 1990 г. в Казамансе нашли нефть, что подстегнуло сепаратистские настроения. ДДСК начало требовать немедленного предоставления независимости региону. Массовые демонстрации переросли в уличные бои; множество посёлков были сожжены армией, и 30 тысяч человек лишились крова.

Партизаны начали получать помощь от президента соседней Гамбии Яйя Джамме (казамансцы составляли ядро армии этой страны, поскольку Джамме не доверял согражданам), а также от Ирана (интерес Ирана к далёкому региону с христианским населением непонятен). Как это почти всегда бывает с подобными движениями, ДДСК несколько раз раскалывался: сначала он разделился на Южный и Северный фронты, затем из его состава вышло несколько других групп боевиков. ДДСК в 1991 и 1993 гг. подписывал с властями соглашения о прекращении огня, но они проваливались из-за действий отколовшихся группировок.

В 1995 г. правительство сосредоточило в Казамансе крупные воинские соединения, начавшие тотальную войну с партизанами. Она сопровождалась насилиями и жестокостями военных против местного населения, что спровоцировало массовый уход молодёжи в партизаны. В то время ДДСК начало получать военную помощь от начальника генштаба армии соседней Гвинеи-Бисау Ансумане Мане, продолжавшуюся до 1999 г., когда военный режим в этой стране был свергнут.

В 1999 г. сенегальская армия начала новое, ещё более масштабное наступление против партизан, причём впервые столица Казаманса Зигиншор была подвергнута артиллерийским обстрелам. После этого вновь было заключено перемирие, и опять оно было прервано из-за продолжения войны отдельными полевыми командирами. К тому времени Казаманс превратился в крупного производителя наркотиков. Есть сведения, что там не только выращивают марихуану: оборудованные партизанами тайные аэродромы используются латиноамериканскими наркоторговцами для транспортировки кокаина в Европу. В результате командиры, ставшие наркоторговцами, воевали ради сохранения своего бизнеса (некоторые из них соглашались прекратить огонь, если правительство им заплатит). Так партизанское движение в Казамансе, как это часто бывает (Колумбия, Мьянма и др.) превратилось в преступный бизнес.

То разгораясь, то почти затухая, партизанское движение в Казамансе продолжалось, несколько раз прерываемое перемириями. В 2027 г. ДДСК состоял из трёх автономных группировок, общее руководство которыми принадлежало Салифу Садио. Впрочем, его руководство было номинальным: каждая группа партизан действовала совершенно самостоятельно.

В 2010-13 гг. бои с партизанами приняли ожесточённый характер: армия всё чаще использовала в боях тяжёлое оружие. В 2014 г. лидер ДДСК Салиф Садио запросил мира и объявил об одностороннем прекращении огня, но потерял влияние в движении. ДДСК окончательно распалось на несколько враждующих фракций.

Очередное наступление армии с использованием бронетехники и авиации на позиции партизан произошло в 2021 г.; в боях, помимо сенегальских военных, участвовали армейские подразделения из Гвинеи-Бисау (эта страна отказалась от поддержки ДДСК). Партизаны заявляли и об участи в операции турецких военных. Несмотря на жертвы и разрушения, часть партизан ускользнула от военных.

-3

В 2022 и 2023 гг. две группы партизан при посредничестве правительства Гвинеи-Бисау сложили оружие, но в 2024 г., в время драматической президентской кампании, по Казамансу прокатились массовые протесты, сопровождавшиеся вылазками партизан.

25 февраля 2025 года премьер-министр Сенегала Усман Сонко заявил, что он достиг соглашения с ДДСК. В Сенегале праздновали наступление мира после 43 лет войны, но фракция ДДСК во главе со старейшим лидером движения Салифом Садио отказалась разоружаться.

Новое мирное соглашение между Сенегалом и сепаратистами Казаманса расхваливают в Африке и Европе как большой успех. Однако следует учитывать, что за бортом соглашения остаются несколько вооружённых группировок, а главное - оно не устраняет коренные причины конфликта. Превращение Казаманса в центр наркоторговли, и распространение там нелегальной вырубки ценной древесины (тикового и розового дерева) сделали преступный бизнес важной частью экономики, в которой занято множество людей. И они вряд ли согласятся расстаться со своими доходами, особенно учитывая, что альтернативы им никто не предлагает.

Кроме того, на последних выборах в Сенегале к власти пришли довольно радикально настроенные исламские политики, приступившие к искоренению европейского влияния в стране. Для говорящих по-португальски христиан Казаманса это настораживающий поворот событий. Сможет и захочет ли правительство выполнять свои обещания об амнистии для заключённых сепаратистов и социальной реинтеграции сложивших оружие партизан – большой вопрос. Подобные процессы очень трудны даже для более богатых государств с более развитой экономикой и относительно высоким образовательным и культурным уровнем элиты (например, Колумбии).

Некоторые сенегальские эксперты считают, что мирное соглашение не прекратит конфликт в Казамансе, поскольку государство не готово пойти на политические или административные уступки, а жёсткое крыло ДДСК, не подписавшее соглашение, продолжает призывать к независимости региона. И это крыло, по их мнению, наиболее популярно среди молодёжи Казаманса.

Читайте новости на телеграм-канале "Патагонский казакъ" t.me/...nez