Найти в Дзене

Искусство вопреки: режиссеры советского периода, которые создавали кино «не для всех»

Советское время в истории кинематографа у большинства зрителей ассоциируется со всеми любимыми комедиями Гайдая, фильмами Рязанова и военной классикой. Но были и режиссеры, которые выбирали свой особенный авторский путь. А он разительно отличался от массового и всеми любимого направления. Авторский кинематограф ничего не пропагандировал, не вписывался в общепринятые нормы, презирал условности, да и в принципе был самобытен в выборе средств художественной выразительности. Но… всегда находил своего зрителя, потому что говорил о самых важных, философских и животрепещущих вопросах на особенном поэтическом языке.  Очень часто фильмы таких режиссеров сразу «ложились на полку», а им самим ставили палки в колеса всеми способами. Возможно, если бы все было по-другому, то сегодняшнее кинонаследие пополнилось еще многими жемчужинами, которые заслужили бы признание и любовь зрителей по всему миру.  Сегодня мы говорим об особенных авторах и картинах, которые являются вершиной искусства кинемато

Режиссер Сергей Параджанов
Режиссер Сергей Параджанов

Советское время в истории кинематографа у большинства зрителей ассоциируется со всеми любимыми комедиями Гайдая, фильмами Рязанова и военной классикой. Но были и режиссеры, которые выбирали свой особенный авторский путь. А он разительно отличался от массового и всеми любимого направления.

Авторский кинематограф ничего не пропагандировал, не вписывался в общепринятые нормы, презирал условности, да и в принципе был самобытен в выборе средств художественной выразительности. Но… всегда находил своего зрителя, потому что говорил о самых важных, философских и животрепещущих вопросах на особенном поэтическом языке. 

Очень часто фильмы таких режиссеров сразу «ложились на полку», а им самим ставили палки в колеса всеми способами. Возможно, если бы все было по-другому, то сегодняшнее кинонаследие пополнилось еще многими жемчужинами, которые заслужили бы признание и любовь зрителей по всему миру. 

Сегодня мы говорим об особенных авторах и картинах, которые являются вершиной искусства кинематографа. 

-2

Андрей Тарковский

Лауреат Венецианского и Каннского кинофестивалей Андрей Тарковский перестал пользоваться признанием в СССР после того, как избрал свой авторский путь. 

Первый полнометражный фильм режиссера «Иваново детство» достаточно соответствовал представлению советской цензуры о кино — фильм был снят классическим образом и рассказывал историю мальчика, детство которого пришлось на годы войны. Но уже следующие картины режиссера, в которых он исследовал и постепенно обретал свой неповторимый стиль, подвергались жесткой критике и цензуре. В то же время зарубежом они удостаивались самых престижных кинонаград.

В 1982 году Тарковский уехал в Италию снимать фильм «Ностальгия» и больше не вернулся. Всю жизнь режиссер тосковал по Родине. После ряда потрясений он заболел раком легких и умер 29 декабря 1986 года в возрасте всего 54 лет. 

Каждый фильм Андрея Тарковского в наше время признан мировой классикой, по его картинам учатся в киношколах, а современные режиссеры посвящают ему свои работы. 

Фильмы: «Зеркало», «Андрей Рублёв», «Солярис», «Сталкер», «Ностальгия», «Жертвоприношение», «Иваново детство».

Режиссер Кира Муратова
Режиссер Кира Муратова

Кира Муратова. 

Кира Муратова была одним из ярчайших создателей авторского кино на территории стран бывшего СССР. Муратова — выпускница ВГИКа, ее режиссерская карьера началась в 1961 году, когда она поступила на работу в Одесскую киностудию. Она всегда умела отстаивать свои взгляды и держаться их как в кино, так и в жизни. 

В свое время ее фильмы не получили зрительского признания и быстро исчезли из проката. Но с началом «перестройки» и смены руководства Союза кинематографистов СССР фильмы были официально признаны шедеврами, а режиссер — гением.

Для Киры Муратовой наступили самые лучшие времена. Она могла принести чистый лист вместо сценария, и под этот чистый лист ей мог быть выделен неограниченный бюджет при полной свободе творчества. И Муратова стала снимать в 1989 г. свой первый художественный фильм в стиле публицистики. До этого ей приходилось с учетом требований советского кинематографического начальства пролезать в игольное ушко установленных ограничений, искать соответствующую форму для своих фильмов. На этот раз никаких ограничений не было. И Муратова стала снимать, как говорится, "на все деньги".

Режиссер создавала разное кино, но со своим уникальным почерком в каждой ленте.

Фильмы. Начать лучше всего с криминальной комедии «Настройщик», сборника новелл «Три истории», и — обязательно — «Астенический синдром».

На фото Сергей Параджанов
На фото Сергей Параджанов

Сергей Параджанов.

Талантливейший режиссер советского кино, художник и сценарист, Параджанов известен как один из основателей уникального направления в советском кино. Символизм, сюрреализм и чувственная поэзия — так можно охарактеризовать его фильмы, похожих на которых вы больше не встретите.

Хотя Сергея Параджанова и называют великим советским режиссером, сам он относился к существовавшему строю крайне негативно. Режиссер открыто критиковал репрессии, надуманные судебные преследования и жестокую цензуру, за что не раз подвергался гонениям со стороны властей.

Фильмы: «Ашик-Кериб», «Тени забытых предков», «Цвет граната», «Легенда о Сурамской крепости» и др.

А вы любите авторские фильмы советского периода? Смотрели ли что-то из вышеперечисленных фильмов? 

_______________

#margogovorit #тарковский #параджанов

#авторскоекино #муратова