Найти в Дзене

Что любил и чего боялся Михаил Горбачёв?

Лучший друг белочек и западных руководителей

2 марта — день рождения Михаила Сергеевича Горбачёва (1931—2022), исторического деятеля, уникального прежде всего тем, что в период его руководства возглавляемая им страна прекратила своё существование. Не так уж много таких людей было в истории. Троянский царь Приам, последний римский император Ромул Августул, президент Конфедеративных Штатов Америки Джефферсон Дэвис... И как-то история не слишком к таким деятелям расположена.

Между прочим, когда артисту Евгению Леонову однажды предложили новую роль, он спросил о своём персонаже: а что он любит и чего боится? Ответы на эти два простые вопроса позволяли артисту лучше понять внутренний мир своего персонажа. Попробуем задать те же вопросы и о последнем Генеральном секретаре ЦК КПСС. Прежде всего: что он любил? Тут ответ довольно очевиден: конечно, он любил свою семью. Он вообще был хорошим семьянином!

-2

Михаил Горбачёв на отдыхе с семьёй. Подмосковье. 1988

-3

Михаил Сергеевич очень любил советоваться с Раисой Максимовной, почти так же, как Николай Александрович Романов — с Александрой Фёдоровной. Они давали супругам ценные государственные советы

С обывательской точки зрения это, безусловно, превосходное качество... для рядового человека. А вот хорошее ли это качество для государственного руководителя? Характерно, что и Российскую империю, и СССР в эпоху их заката возглавляли два образцовых семьянина, один другого лучше: Николай Александрович Романов и Михаил Сергеевич Горбачёв. А можно ли требовать от людей, у которых дома всё так хорошо, чтобы их ещё и общество в целом заботило?..

Что ещё Михаил Сергеевич любил и ценил? Ценил уважение и почёт, которые ему оказывали. В том числе иностранные лидеры. Ценил, когда ему высказывали благодарность.

-4

1984 год, Лондон

-5

Сразу установилось взаимопонимание

-6

1992, май. Ранчо Рейганов. Вот где можно отдохнуть душой...

-7

Здесь меня понимают...

Невольно напрашивается вопрос: откуда эта довольная улыбка на лице бывшего «первого коммуниста планеты», откуда эта его победительная поза с ковбойской шляпой на голове?

-8

Джордж Буш-старший, Рональд Рейган, Михаил Горбачёв в Нью-Йорке. История кончилась, точно по Фукуяме, счастье настало. И башни-близнецы пока ещё стоят на своих местах

Известная фраза Владимира Ильича Ленина «В оценке умного врага реже всего бывает сплошное недоразумение: скажи мне, кто тебя хвалит, и я тебе скажу, в чём ты ошибся» — для Михаила Сергеевича явно не была руководством к действию.

М.С. Горбачёв, декабрь 2019: «Вообще же, я чувствую, что люди (и, прежде всего, бывшие граждане СССР) мне до сих пор благодарны, а это ведь самое главное, значит, не зря я делал свою работу. Многих «деятелей» тех времен сейчас мало кто вспомнит, а меня до сих пор в народе уважают. Да, есть часть людей, которые верят всяким сказкам обо мне, но большинство понимает, что я внёс большой вклад в развитие страны в то трудное для всех время».

Страны? Простите, какой страны?..

А теперь перейдём к ответу на второй вопрос: а чего же боялся Михаил Сергеевич? Для меня ответом на этот вопрос стал рассказ одного из журналистов (кажется, это был редактор «Независимой газеты» Виталий Третьяков) о первой пресс-конференции Горбачёва в 1992 году, после его отставки с поста Президента СССР. Оказывается, перед началом пресс-конференции Горбачёв страшно волновался: его беспокоил вопрос, будет ли он по-прежнему интересен прессе? Или с утратой им поста Президента пресса потеряет всякий интерес и к нему? И вот он вышел к журналистам, увидел их неподдельный интерес к себе... и мгновенно успокоился.
Так вот чего он боялся! А мы-то думали!..
Сродни этому опасению Михаила Сергеевича ещё одно, о котором речь шла едва ли не с самого начала «перестройки», когда говорили о «гарантиях её необратимости». Горбачёв опасался, что начатые им перемены — каковы бы они ни были — просто отменят и вернут всё на свои прежние места, след его деятельности изгладится, и его правление пройдёт для истории, таким образом, совершенно бесследно. Эта мысль была для него, по-видимому, совершенно нестерпима. Отсюда и его знаменитая и, честно говоря, несколько странная в устах первого лица фраза, которую Генсек произносил с нескрываемым удовлетворением — о том, что «процесс пошёл». Ну да, пошёл. Но ведь не всякий же «процесс» априорно хорош! «Процессы», они, знаете ли, разные бывают. Лавины там, обвалы. Катастрофы. Они тоже как «пойдут» — небось, не остановишь!.. Но ведь такому обычно никто не радуется. Как с этим быть-то?.. И это как бы и само собой должно быть понятно. Но...
Вот эта знаменитая фраза — в развёрнутом виде, из книги Горбачёва уже 1992 года:

«И всё же, несмотря ни на что, историческую задачу мы решили: тоталитарный монстр рухнул, люди получили свободу, в обществе развернулись демократические процессы. Они идут очень остро, болезненно, но они идут и набирают силу... Мои действия отражали рассчитанный план, нацеленный на обязательное достижение победы.
Всё приходилось делать с оглядкой на идеологические догмы и на возможную реакцию партии. А как партии следят за своими вождями? За каждым словом! Однако, повторяю, принципиальный выбор был сделан. На избранном пути были неудачные попытки. Была поначалу и недооценка того, с каким обществом и с каким наследием прошлого мы встретились. По мере того, как силы старого осознавали, что им грозит, стало нарастать сопротивление и в обществе развернулась настоящая ожесточённая схватка. Политическая схватка. И только расширение демократии и утверждение гласности всё же позволили нам в самых сложных условиях накапливать, наращивать потенциал демократии и тем самым создавать защитные механизмы для проведения нового политического курса, для перестройки. И делать перемены необратимыми».
Михаил Горбачёв. Декабрь-91. Моя позиция. М., Новости, 1992

Ох уж эта необратимость...

Непросто, ох непросто, возглавляя «силы старого», вести их к пропасти. Это тяжкий и неблагодарный труд.

-9

1990 год, июль. На XXVIII съезде КПСС. Михаил Горбачёв и Николай Рыжков

-10

1991, 25 декабря. М.С. Горбачёв объявляет по телевидению о своей отставке

-11

1991, 25 декабря. Советские граждане узнают из уст Михаила Сергеевича, что страны, в которой они родились и выросли, больше нет

-12

2011. Окружённый почётом и общей благодарностью. Михаил Горбачёв с дочерью Ириной Вирганской на гала-концерте «Горби-80» по случаю 80-летия М. Горбачёва в Лондоне. Фото Ian Galan

-13

Жизнь удалась

За всё, за всё происходящее вокруг нас и с нами мы должны быть по гроб жизни благодарны этому человеку.