Найти в Дзене
Максим Полянских

Клод Дебюсси: Музыкальный импрессионизм и его наследие.

Клод Ашиль Дебюсси родился 22 августа 1862 года в парижском пригороде Сен-Жермен. Его родители, мелкие буржуа, любили музыку, но были далеки от настоящего профессионального искусства. Случайные музыкальные впечатления раннего детства мало способствовали художественному развитию будущего композитора. Самыми запоминающимися были редкие посещения оперы. Дебюсси начал играть на фортепиано только с девяти лет. По настоянию близкого к семье пианиста, который признал исключительные способности Клода, родители отправили его в Парижскую консерваторию в 1873 году. Прилежные занятия Дебюсси в первые годы принесли ему ежегодные премии по сольфеджио. В классах сольфеджио и аккомпанемента у него появился интерес к новым гармоническим поворотам, разнообразным и сложным ритмам. Талант Дебюсси развивался чрезвычайно быстро. Уже в ученическом возрасте его игру отличали внутренняя наполненность и эмоциональность, редкое разнообразие и богатство звуковой палитры. Но оригинальность его интерпретаторского с

Клод Ашиль Дебюсси родился 22 августа 1862 года в парижском пригороде Сен-Жермен. Его родители, мелкие буржуа, любили музыку, но были далеки от настоящего профессионального искусства. Случайные музыкальные впечатления раннего детства мало способствовали художественному развитию будущего композитора. Самыми запоминающимися были редкие посещения оперы. Дебюсси начал играть на фортепиано только с девяти лет. По настоянию близкого к семье пианиста, который признал исключительные способности Клода, родители отправили его в Парижскую консерваторию в 1873 году.

Прилежные занятия Дебюсси в первые годы принесли ему ежегодные премии по сольфеджио. В классах сольфеджио и аккомпанемента у него появился интерес к новым гармоническим поворотам, разнообразным и сложным ритмам.

Талант Дебюсси развивался чрезвычайно быстро. Уже в ученическом возрасте его игру отличали внутренняя наполненность и эмоциональность, редкое разнообразие и богатство звуковой палитры. Но оригинальность его интерпретаторского стиля, без модной внешней виртуозности и блеска, не получила должного признания ни у его учителей в консерватории, ни у его коллег. Его талант был признан только в 1877 году, когда он получил премию за исполнение сонаты Шумана.

Первые серьезные столкновения с существующими методами преподавания в консерватории Первые серьезные столкновения Дебюсси с существующими методами преподавания в консерватории произошли в области гармонии. Именно композитор Э. Жиро, у которого Дебюсси учился композиции, по-настоящему воспринял начинания своего ученика и нашел сходство в их художественно-эстетических взглядах и музыкальных вкусах.

Уже в первых вокальных произведениях Дебюсси, которые относятся к концу 1870-х - началу 1880-х гг. («Прекрасный вечер» на тексты Поля Бурже и, прежде всего, «Мандолина» на текст Поля Верлена), становится очевидной оригинальность его таланта.

Еще до окончания консерватории Дебюсси совершил свою первую заграничную поездку в Западную Европу. По приглашению русского мецената Н.Ф. Фонтского он отправился за границу в Западную Европу. Меценат Н. Ф. фон Мекк, с которым П. П. Дебюсси был близко дружен на протяжении многих лет. П. И. Чайковский. В 1881 году Дебюсси отправился в Россию в качестве пианиста, чтобы принять участие в домашних концертах фон Мекка. Эта первая поездка в Россию (он ездил туда еще два раза, в 1882 и 1913 годах) вызвала у композитора огромный интерес к русской музыке, который не ослабевал до конца его жизни.

Через три лета его воспитанница Соня (пятнадцати лет) вскружила ему голову. Он попросил у ее матери, Надежды Фроловской из Мекк, разрешения жениться на ней. Филаретовна Фроловская фон Мекк... И его тут же, очень любезно, попросили покинуть Вену, где они остановились.

Когда он вернулся в Париж, оказалось, что его сердце и его талант созрели для чувств к мадам Ваннье, которая определяла тип «женщины его жизни»: она была старше его, музыкант и царила в необычайно привлекательном доме.

Он познакомился с ней и стал сопровождать ее на певческих курсах мадам Моро-Сентис, председателем которых был Гуно.

С 1883 года Дебюсси участвует как композитор в конкурсах на Гран-при Рима. В следующем году он был удостоен ее за кантату «Блудный сын». Это произведение создано под влиянием французской лирической оперы и отличается реальным драматизмом отдельных сцен. Время, проведенное Дебюсси в Италии (1885-1887), оказалось для него плодотворным: он написал кантату «Блудный сын». Время, проведенное в Италии, оказалось для него плодотворным: он познакомился со старинной итальянской хоровой музыкой XVI века и одновременно с творчеством Вагнера.

В то же время пребывания Дебюсси в Италии характеризуется острым конфликтом с официальными художественными кругами во Франции. Отчеты лауреатов перед Академией представлялись в виде сочинений произведений, которые рассматривались специальным жюри в Париже. Рецензии на произведения композитора - симфоническую оду «Зулейма», симфоническую сюиту «Весна» и кантату «Избранная дева» - на этот раз выявили непреодолимую пропасть между новаторскими устремлениями Дебюсси и отсталостью крупнейшего художественного учреждения Франции. Свое стремление к новаторству Дебюсси ясно выразил в письме к парижскому другу. В письме к парижскому другу Дебюсси писал: «Я не смогу вписать свою музыку в слишком правильные рамки. Ограничить рамки... Я хочу работать над созданием оригинального произведения, а не «и не всегда попадать на одни и те же пути...». После возвращения в Париж из Италии Дебюсси окончательно порвал с Академией. К этому времени его чувства к мадам Ванье значительно охладели.

Стремление сблизиться с новыми направлениями в искусстве, желание расширить свои связи и знакомства в художественном мире привели Дебюсси еще в конце 1880-х годов в салон крупного французского поэта конца XIX века и идейного вождя символистов — Стефана Малларме. Здесь Дебюсси познакомился с писателями и поэтами, чьи произведения легли в основу многих его вокальных сочинений, созданных в 1880-1890-е годы. Среди них выделяются: «Мандолина», «Ариетты», «Бельгийские пейзажи», «Акварели», «Лунный свет» на слова Поля Верлена, «Песни Билитис» на слова Пьера Луиса, «Пять поэм» на слова крупнейшего французского поэта 1850-1860-х годов Шарля Бодлера (особенно «Балкон», «Вечерние гармонии», «У фонтана») и другие.

В конце 1880-х годов стремление Дебюсси приблизиться к новым тенденциям в искусстве, желание расширить свои связи и знакомства в мире искусства привели его в салон выдающегося французского поэта конца XIX века и идейного лидера символистов Стефана Малларме. Именно здесь Дебюсси познакомился с писателями и поэтами, чьи произведения легли в основу многих его вокальных сочинений, написанных в 1880-1890-х годах. Среди них - «Мандолина», «Ариетты», «Бельгийские пейзажи», «Акварели», «Лунный свет» по Полю Верлену, «Песни Билитис» по Пьеру Луи, «Пять стихотворений» величайшего французского поэта 1850-1860-х гг. Шарля Бодлера (особенно «Балкон», «Вечерние гармонии», «У фонтана») и др.

Явное предпочтение вокальной музыки в первый период творчества во многом объясняется увлеченностью композитора символистской поэзией. 1890-е годы - первый период творческого расцвета Дебюсси не только в вокальной, но и в фортепианной музыке (Бергамасская сюита, Петит-сюита для фортепиано в четыре руки), в камерно-инструментальной (струнный квартет) и прежде всего в симфонической музыке. В этот период были написаны два самых значительных симфонических произведения - прелюдия «Послеполуденный отдых фавна» и «Ноктюрны».

Прелюдия «Послеполуденный отдых фавна» была написана в 1892 году на основе стихотворения Стефана Малларме. Произведение Малларме понравилось композитору прежде всего благодаря яркой образности мифологического существа, мечтающего о прекрасных нимфах в знойный день.

В Прелюдии, как и в поэме Малларме, нет развитого сюжета и динамичного развития действия. динамичного развития действия. В основе произведения лежит единый мелодический образ «тоски», основанный на «ползучих» хроматических интонациях. Дебюсси почти всегда использует один и тот же конкретный инструмент для оркестрового воплощения. один и тот же конкретный инструментальный колорит - флейту в низком регистре.

Все симфоническое развитие прелюда сводится к варьированию фактуры изложения темы и ее оркестровки. Статичность развития оправдывается характером самого образа.

Черты зрелого стиля Дебюсси проявились в этом сочинении, прежде всего, в оркестровке. Предельная дифференциация групп оркестра и партий отдельных инструментов внутри групп дает возможность комбинировать оркестровые краски и создать тончайшие нюансы. Многие достижения оркестрового письма в этом сочинении потом стали типичными для большинства симфонических произведений Дебюсси.

Только после исполнения «Фавна» в 1894 году о Дебюсси-композиторе заговорили в широких музыкальных кругах Парижа. Но замкнутость и определенная ограниченность художественной среды, к которой принадлежал Дебюсси, а также самобытный стиль его сочинений препятствовали появлению музыки композитора на концертной эстраде.

Даже выдающиеся симфонические произведения Дебюсси, такие как цикл «Ноктюрны», написанный в 1897-1899 годах, были восприняты сдержанно. В «Ноктюрнах» проявилось стремление Дебюсси к созданию реалистичных художественных образов. Впервые в симфоническом творчестве Дебюсси. Впервые в симфоническом творчестве Дебюсси яркое музыкальное воплощение живого жанрового образа (вторая часть «Ноктюрнов» - «Feste») и красочных образов природы (первая часть - «Облака»).

В 1890-х годах Дебюсси работал над своей единственной законченной оперой «Пеллеас». Он закончил оперу «Пеллеас и Мелизанда». Композитор искал тему и в итоге остановился на драме бельгийского писателя-символиста. Пеллеас и Мелизанда» бельгийского писателя-символиста Мориса Метерлинка. Сюжет Сюжет этого произведения понравился Дебюсси, по его словам, потому что в нем. «главные герои не думают, а подчиняются жизни и судьбе». Богатство подтекста позволило композитору воплотить в жизнь свой девиз: «Музыка начинается там, где бессильны слова. начинается там, где бессильны слова».

-2

Дебюсси сохранил в своей опере одну из главных особенностей многих драм Метерлинка. Драмы Метерлинка - фатальная обреченность героев перед неизбежной роковой роковая обреченность героев перед неизбежной роковой развязкой, неверие человека в собственное счастье. Дебюсси удалось в определенной степени смягчить безнадежно-пессимистический тон драмы тонким и сдержанным лиризмом, искренностью и правдивостью. Лиризм, искренность и правдивость в музыкальном воплощении подлинной трагедии любви и ревности.

Новизна стиля оперы во многом объясняется тем, что она написана на прозаический текст. Вокальные партии оперы Дебюсси воплощают тончайшие нюансы разговорного французского языка. Мелодическое развитие оперы представляет собой экспрессивную вокально-декламационную линию. В мелодической линии нет значительного эмоционального нарастания, даже в кульминационных моментах оперы. отсутствует даже в драматических кульминационных моментах оперы. оперы. В опере есть ряд сцен, в которых Дебюсси удалось передать сложный и богатый спектр человеческих переживаний: сцена с кольцом у колодца во II акте, сцена с волосами Мелизанды в III акте, сцена у колодца в IV акте и сцена смерти Мелизанды в V акте.

Премьера оперы состоялась 30 апреля 1902 года в театре «Комише опер». Оперный театр. Несмотря на великолепное исполнение, опера не имела настоящего успеха у многочисленной публики. Критика была настроена в целом недоброжелательно и позволила себе резкие и грубые выпады уже после первых представлений. Исполнение. Лишь несколько важных музыкантов оценили достоинства произведения. произведения.

К моменту исполнения «Пеллеаса» в жизни Дебюсси произошли значительные события. 19 октября 1899 года он женился на Лили Тексье. Их союз продлился всего пять лет. А в 1901 году он начал работать профессиональным музыкальным критиком. Эта деятельность сформировала эстетические взгляды Дебюсси и его художественные критерии. Его эстетические принципы и взгляды выражены в статьях и книгах Дебюсси. Источник музыки он видит в природе: «Музыка ближе всего к природе... к природе...». «Только музыканты обладают привилегией приобщаться к поэзии ночи и дня, земли и неба - атмосферу и ритм величественного трепета природы».

На стиль Дебюсси оказали сильное влияние произведения выдающихся русских композиторов Бородина, Балакирева и особенно Мусоргского и Римского-Корсакова. Римский-Корсаков. Дебюсси был особенно впечатлен блеском и вибрацией оркестровых произведений Римского-Корсакова.

Но Дебюсси перенял лишь некоторые аспекты стиля и метода великих русских художников. Демократические, социальные и обличительные тенденции в творчестве Мусоргского были ему не по вкусу. Дебюсси был далек от глубоко человечных и философски значимых тем опер Римского-Корсакова. Оперы Римского-Корсакова, от постоянной и неразрывной связи творчества этих композиторов с народными источниками. Произведения этих композиторов с их народными корнями.

Дебюсси женился во второй раз в 1905 году. Она была ровесницей Клода Ахилл, женатый на парижском банкире Сигизмунде Бардаке. «Мадам Бардак обладала той соблазнительной силой, которой обладали некоторые светские женщины в начале века», - писал о ней один из ее друзей.

Дебюсси учился композиции у ее сына и вскоре аккомпанировал мадам Бардак при исполнении своих «Романсов». «Это томный экстаз... и в то же время удар молнии со всеми вытекающими отсюда последствиями». Вскоре у них рождается прекрасная девочка, Клод - Эмме.

Начало века - высший этап в творчестве композитора. Произведения, созданные Дебюсси в этот период, свидетельствуют о новых тенденциях в его творчестве и, прежде всего, об отходе Дебюсси от эстетики символизма. Произведения, созданные Дебюсси в этот период, свидетельствуют о новых тенденциях в его творчестве и, прежде всего, об отходе Дебюсси от эстетики символизма. Композитор все больше тяготел к жанровым сценам, музыкальным портретам и образам природы. Портреты и образы природы. Наряду с новыми темами и сюжетами появляются и новые особенности его творчества. Наряду с новыми темами и сюжетами в его творчестве появляются и черты нового стиля. Это можно увидеть в таких фортепианных работах, как «Вечер в Гренаде» (1902), «Сады под дождем» (1902) и «Сады под дождем» (1902). Сады под дождем» (1902) и „Остров радости“ (1904). В этих произведениях Дебюсси демонстрирует сильную связь с национальными истоками музыки.

К симфоническим произведениям, созданным Дебюсси в эти годы, относятся, Море» (1903-1905) и „Образы“ (1909), куда входит знаменитая „Иберия“.

Палитра тональных красок оркестра, уникальность гармоний и другие особенности Иберии вдохновляли многих композиторов. «Дебюсси, который не знал Испании, спонтанно, я бы сказал, необъяснимо, создал испанскую музыку, способную вызвать зависть у многих других, кто знал эту страну достаточно хорошо. знал эту страну достаточно хорошо...» - писал знаменитый испанский композитор Фалья. Он считал, что Клод Дебюсси использовал «Испанию как основу для раскрытия одной из самых прекрасных граней своего творчества, Он так щедро заплатил за это, что Испания сегодня в долгу перед ним».

«Если бы я выбирал партитуру из всех произведений Дебюсси, - говорит композитор Хонеггер, - я бы выбрал одну партитуру, чтобы человек, совершенно незнакомый с его музыкой, мог на ее примерах «дать представление о ней тому, кто ее не знает». Я бы выбрал для этой цели триптих «Море». На мой взгляд, это наиболее характерное произведение, в нем с наибольшей полнотой отразилась авторская индивидуальность. Хороша или плоха сама музыка - вот что важно. А музыка Дебюсси гениальна. Все в его «Море» вдохновляет: все, вплоть до мельчайшей оркестровки - каждая нота, каждый тональный цвет - все продумано, прочувствовано и вносит свой вклад в эмоциональное одушевление, которым наполнена эта звуковая ткань. «Море» - это настоящее чудо импрессионистического искусства...»

До начала Первой мировой войны последнее десятилетие жизни Дебюсси характеризовалось неослабевающей творческой и исполнительской активностью. Концертные туры в качестве дирижера в Австро-Венгрию принесли композитору известность за рубежом. Особенно теплый прием был оказан ему в России в 1913 году. Концерты в Петербурге и Москве прошли с большим успехом. Личное общение Дебюсси со многими русскими музыкантами укрепило его связь с русской музыкальной культурой.

Творческие достижения Дебюсси в последнее десятилетие жизни в фортепианных произведениях: «Детский уголок» (1906-1908), «Ящик для игрушек» (1910), «Двадцать четыре прелюдии» (1910 и 1913), «Шесть старинных эпиграфов для четырех рук» (1914), «Двенадцать этюдов» (1915).

Фортепианная сюита «Детский уголок» посвящена дочери Дебюсси. Стремление показать мир в музыке глазами ребенка в знакомых образах Стремление Дебюсси показать мир глазами ребенка в знакомых образах - строгой учительницы, куклы, маленького пастушка, игрушечного слона - привело его к широкому использованию бытовых танцевальных и песенных жанров, а также жанров профессиональной музыки в гротескной и карикатурной форме.

Двенадцать этюдов Дебюсси связаны с его длительными экспериментами в области фортепианного стиля, поисками новых приемов и средств выразительности. Но и в этих произведениях он стремится решить не только чисто виртуозные, но и тональные задачи.

Достойным завершением всего творчества Дебюсси следует считать две тетради, содержащие его фортепианные прелюдии. Здесь мы находим, так сказать, наиболее характерные и типичные стороны художественной позиции Дебюсси, наиболее характерные и типичные стороны художественной позиции композитора, его творческого метода и стиля. Цикл завершает, по существу, развитие этого жанра в западноевропейской музыке, наиболее значительными из которых были прелюдии Баха и Шопена.

В случае Дебюсси этот жанр подводит итог его творческому пути и является своеобразной энциклопедией всего характерного и типичного в области музыки музыкальное содержание, круг поэтических образов и стиль композитора.

Начало войны всколыхнуло патриотические чувства Дебюсси. В печатных декларациях он называет себя категорически: «Клод Дебюсси. Французский музыкант». Целый ряд произведений этих лет вдохновлен патриотизмом. Его главной целью было воздать должное красоте в противовес жестоким поступкам, в противовес ужасным актам войны, калечащим тело и душу людей, разрушающим ценности культуры. Дебюсси был глубоко подавлен войной. С 1915 года композитор тяжело заболел, что также отразилось на его творчестве.

До последних дней своей жизни - он умер 26 марта 1918 года во время бомбардировки Парижа немцами - Дебюсси не прекращал творческой деятельности, несмотря на тяжелую болезнь.