Найти в Дзене

Лариса Лужина: Эстония даже в советское время была немного заграницей

Раньше негатива я не чувствовала. Возможно, я что-то не замечала, потому что свободно говорила по-эстонски, хотя и училась в русской школе. Когда я уехала в Москву, моя мама осталась жить в Таллине. Она жила там до начала 80-х. Я часто приезжала к ней. У меня ведь дедушка (мамин отец) – эстонец. По линии моего папы - шведские корни. Мамин дядя Карл-Густав Трейер был старым большевиком, его направили восстанавливать Советскую власть в Эстонии. Вся его семья к нам прекрасно относилась. Эстония даже в советское время была немного заграницей. Там одевались по-другому, и воспитание было другое, и даже бытовые условия были лучше. Конечно, очень обидно, что эта страна стала для нас чужой и враждебной. [Из родственников там] двоюродные сестры. Мы поддерживаем отношения. Стараюсь им помогать. Они – русские, им живётся сейчас не сладко. — Лариса Анатольевна, я смотрел миллион телевизионных бесед с вами, и почти в каждой вспоминают песню Владимира Семеновича Высоцкого, посвященную вам: «Она бы
Оглавление

Послезавтра д/р Ларисы Лужиной. Родилась легенда нашего кино в Эстонской ССР, вспоминала как-то:

Раньше негатива я не чувствовала. Возможно, я что-то не замечала, потому что свободно говорила по-эстонски, хотя и училась в русской школе. Когда я уехала в Москву, моя мама осталась жить в Таллине. Она жила там до начала 80-х. Я часто приезжала к ней. У меня ведь дедушка (мамин отец) – эстонец. По линии моего папы - шведские корни. Мамин дядя Карл-Густав Трейер был старым большевиком, его направили восстанавливать Советскую власть в Эстонии. Вся его семья к нам прекрасно относилась.

Эстония даже в советское время была немного заграницей. Там одевались по-другому, и воспитание было другое, и даже бытовые условия были лучше. Конечно, очень обидно, что эта страна стала для нас чужой и враждебной.

[Из родственников там] двоюродные сестры. Мы поддерживаем отношения. Стараюсь им помогать. Они – русские, им живётся сейчас не сладко.

-2
-3

ИЗ НАШЕЙ БЕСЕДЫ (ВИДЕО ВНИЗУ):

Фото Айсель Магомедовой
Фото Айсель Магомедовой

— Лариса Анатольевна, я смотрел миллион телевизионных бесед с вами, и почти в каждой вспоминают песню Владимира Семеновича Высоцкого, посвященную вам: «Она была в Париже, и сам Марсель Марсо ей что-то говорил». А вот про Марсо почему-то не спрашивают. А что он вам говорил?

— Ничего он мне не говорил! Это все Володины выдумки, потому что я даже не встречалась с Марселем Марсо (французский актёр-мим, 1923–1977. — Е.Д.), просто в то время он был очень популярен. А Володя видел фотографии с Каннского кинофестиваля 1962 года, на котором представляли фильм «На семи ветрах» (военная драма 1962 года режиссера Станислава Ростоцкого, где Лариса Лужина сыграла главную роль. — Е.Д.).

На одном фото мы с французским актером Бернаром Блие чокаемся большими бокалами с вином, и он мне что-то на ухо шепчет. Блие не очень «ложился» на рифму, вероятно, и Володя придумал про Марселя Марсо.

Фото Айсель Магомедовой
Фото Айсель Магомедовой

— Так Канны или Париж все-таки?

— Канны. Мы просто через Париж ехали. Прилетели в Орли, в аэропорт, а потом нас везли в Канны, уже на машинах.

На приёме и произошла ситуация, когда какой-то американский журналист вытащил меня станцевать твист.

-6

— Это даже не актёр был?

— Нет, журналист. Он ко мне ещё до премьеры приставал: ходил за мной по набережной Круазет и просил: «Станцуйте твист на столе и в русских панталонах!».

Я никак не могла понять почему. А потом вспомнила. Приехал кто-то из зарубежных актеров в 50-х годах в Советский Союз, в Москву, то ли Ив Монтан, то ли Жерар Филип, я не вспомню точно. А у нас белья женского не было красивого, это не сейчас, когда можно купить любое. И женщины носили, если кто помнит, панталоны до колена, на резиночке, с начесом. Голубоватые и грязновато-розовые. Увидев это, французский актёр очень удивился, накупил эти шароварчики и привез в Париж, а потом устроил выставку, показал, какое белье носят советские женщины. И вот после этого, видно, этот американец…

-7

— Рассчитывал посмотреть на панталоны?

— Ну да, на русские панталоны. Я говорю: «Я твист не танцую, во-первых, на столе — тем более, и панталон таких у меня тоже нет». Я и правда их не носила, вот у мамы моей были, да. И все-таки он ко мне потом на банкете подскочил и потащил меня танцевать.

А делегация была у нас мощная, во главе с Сергеем Аполлинариевичем Герасимовым. В составе — Чухрай, Райзман, Кулиджанов, Ростоцкий, Владимир Александрович Познер, отец Владимира Владимировича Познера.

++++++

-8

«На семи́ ветра́х» — советский кинофильм, военная драма, классика жанра о Великой Отечественной войне. Добрая и яркая история любви, история простого героизма и, по оценке критиков, — один из лучших фильмов Станислава Ростоцкого. Светлане (главной героине фильма) приходит письмо, в котором Игорь (жених) просит её приехать к нему в его двухэтажный дом, расположенный на окраине другого города. Но из-за сложившихся обстоятельств — вскоре началась война 1941 года — Игорь не смог встретиться с девушкой. Однако она, несмотря на такую ситуацию, всё же принимает решение остаться в доме и дождаться любимого. Через некоторое время немцы начали подступать к окраинам города, защищая который, ведёт бои Советская армия. В доме, где живёт Светлана, сначала развёртывается редакция фронтовой газеты "Вперёд", затем госпиталь, позже здание используют как военную базу. Фильм вышел на экраны СССР 8 мая 1962 года, один из лидеров проката 1962 года — 26,8 млн зрителей.

Актёрский ансамбль, сочный язык, режиссура, запоминающиеся песни Галича сделали фильм любимым для многих поколений кинозрителей. В фильме много цитат, которые стали народными афоризмами, в том числе фраза, произнесенная героем Савелия Крамарова: «Пристукнуть тебя по законам военного времени — и точка»

Вальс, который в фильме исполняет Вячеслав Тихонов (стихи Александра Галича, музыка Кирилла Молчанова), в 1999 году в исполнении Петра Тодоровского и Сергея Никитина вошёл в музыкальный сборник «Ретро вдвоём».