Найти в Дзене
Мастер Творцов

Лучшие Картины Константина Савицкого. Наш выбор. Часть 2

Если кто-то вдруг пропустил первую часть обзора картин российского художника Константина Савицкого, он может начать изучать его биографию и искусство вот на этой странице.

Константин Савицкий
Константин Савицкий

7 картина. «Охотники»

«Охотники»
«Охотники»
  • Дата создания: 1886 год
  • Размеры: 91,3 х 150,5 сантиметров
  • Место нахождения: частная коллекция

Если кто-то ещё сомневается, к какому художественному направлению относится русский живописец Константин Савицкий, то после рассмотрения данного произведения ответ очевиден – он был реалистом и обладал ярко выраженным наблюдательным взглядом. Савицкий не раз обращался к теме охоты. Наиболее известной является его работа «Охотник», созданная в 1874 году, где изображается напряжённый ловец зверей, скрывающийся за деревом в ожидании добычи. Однако представленное выше полотно, написанное два года спустя, рассказывает совсем другую, честную и чуть ироничную историю.

На краю леса два охотника испытывают усталость. Судя по расстеленному платку или газете с остатками еды, можно предположить, что их внезапная усталость вызвана не только утомительными поисками. В отличие от опытного сельского охотника в картине «Охотник», здесь явно городской контингент. Один из них в военной форме, а другого украшает яркая жёлтая шляпа – не лучший способ маскировки. Неловкость молодых людей иллюстрируется их странными позами: военный непринужденно раскинулся, а денди лежит на животе, подняв руки к голове. Ружья, разбросанные вокруг, добавляют комичности. Художник внимательно прописал лесные декорации, напоминая об «Утре в Сосновом Лесу» кисти Ивана Шишкина. Красота природы только усиливает иронию – удачи охотников сегодня вряд ли стоит ожидать.

8 картина. «Встреча Иконы»

«Встреча Иконы»
«Встреча Иконы»
  • Дата создания: 1878 год
  • Размеры: 141 х 228 сантиметров
  • Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)

Глядя на картину «Встреча Иконы» русского художника-реалиста Константина Савицкого, нельзя не вспомнить более известное полотно с подобным сюжетом – «Крестный Ход в Курской Губернии» от Ильи Репина. Общих черт действительно много: многофигурная композиция, изображение не безликой толпы, а тонкие психические характеристики каждого героя, разнообразие эмоций по отношению к иконе. Но и различия между картинами также очевидны. Если Репин изображал своеобразный сословный срез, от местных вельмож до калик перехожих, то героями Савицкого стали только крестьяне, но зато во всём своём разнообразии: мужчины и женщины, старики и старухи, дети, неистово верующие и сдержанные в своих эмоциях, безмолвные и неторопливые, порывистые и проворные. Широкая палитра, состоящая из типичных и живых образов.

На широкой, разбитой колёсами земляной дороге останавливается экипаж – это привезли чудотворную икону Девы Марии. Святой лик сопровождает представитель духовенства в тёмной рясе. Местный духовник одет попроще – нет ни камиловки на голове, ни епитрахили. Крестьянская публика вся из соседней деревушки – можно заметить вдалеке справа соломенные крыши домов. Для жителей встреча иконы является настоящим событием. Оттого и высыпали они на дорогу, не дав доехать до местной церкви, в благоговейном приветствии. Святыню держит на руках мальчик-служка. Набожные старухи кинулись на землю, едва не доставая головой до земли в глубоком поклоне, мужчины ведут себе скромнее – потупив взор и сложив руки, они безмолвно взирают на икону. На лицах у детей читается одновременно и любопытство, и удивление, и восхищение.

Когорта людей, встречающих икону – это не просто бедные крестьяне, а сотни надежд, сердец, мыслей, чаяний, просьб, обращённых к иконе в надежде на лучшую счастливую жизнь. Эта картина красноречивое подтверждение того, что совсем неслучайно Савицкого называли «Некрасовым в живописи». Так чутко не болел за судьбу русских крестьян ни один художник.

9 картина. «В Ожидании Приговора Суда»

«В Ожидании Приговора Суда»
«В Ожидании Приговора Суда»
  • Дата создания: 1895 год
  • Размеры: 38,7 х 54,3 сантиметра
  • Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)

Однажды Константин Савицкий участвовал в судебном процессе в качестве присяжного, что и стало основой для его картины «В Ожидании Приговора Суда», передающей атмосферу судебного заседания, которую художник знал из личного опыта. Это полотно стало отражением борьбы, с которой сталкивались современники Савицкого, идущие против власти. Интеллигенция, включая членов Товарищества Передвижников, часто подвергалась критике, и судьбы множества произведений искусства решались именно в судах.

На картине изображён зал суда с точки зрения зрителей; в центре находится мужчина, закрывающий лицо рукой – это обвиняемый. На переднем плане творения сидят его мать и сестра, переживающие тревожное ожидание. Кресла судей пустуют – они удалились для принятия решения, и весь зал окутан томительным ожиданием приговора. Художник стремится передать холодную формальность ситуации, создавая атмосферу звенящей тишины.

Главные герои картины – это люди, чьи смутные лица и позы раскрывают их внутренние переживания. Конвоиры безучастно стоят с оружием, судейский пристав тоже замер в ожидании. Адвокат и работник суда смотрят на дверь, ожидая возвращения судей, не обращая внимания на подсудимого и его семью, что лишь подчёркивает общее равнодушие и будничность происходящего.

10 картина. «Беглый»

«Беглый»
«Беглый»
  • Дата создания: 1882 год
  • Размеры: 18,2 х 34,8 сантиметра
  • Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)

В своих картинах художник-передвижник Константин Савицкий часто обращался к теме крестьянского быта и жизни простого народа. Работая в жанре реализм, он стремился к отражению действительности, какой бы суровой и неприглядной она не была. Картина «Беглый» изображает собой массовую сцену из жизни крестьян. Название полотна часто менялось после его завершения. Были среди вариантов «Поимка Дезертиров» и «Поймали». Задумка картины родилась у художника в ту пору, когда он увидел, как в деревне Ховрино неподалёку от Москвы поймали конокрада, поэтому тема поимки вора стала основной для его произведения.

Однако стоит отметить, что на картине изображена поимка не вора, а дезертира. Представитель полиции, сотский, понятые и зеваки из крестьян толпятся вокруг пойманного беглого, сидящего на земле, некоторые из них помогают его связать. Стоит отметить, что дезертир – единственный, чьё лицо прорисовано чётче остальных. Мы видим его впалые щёки, а вместо глаз – чёрные круги. Внешний вид этого человека контрастирует с наружностью представителя полиции: тот с сытым видом смотрит куда-то вдаль, а на губах у него ухмылка. Положение дезертира производит гнетущее впечатление: вокруг него столпилось столько людей, но ни один из них не может или не хочет ему помочь. К тому же никто не обращает внимания на его жену, плачущую рядом, и детей, недоумённо смотрящих на своего родного отца.

Картина «Беглый» написана маслом на картоне и выполнена в тёплых тонах. Это позволяет понять, что действие разворачивается летом или ранней осенью. Позади толпы людей виднеется деревня. Крыши изб лишены чёткости, однако мастерская игра с цветом позволяет художнику передать солнечность дня и почти задорную «весёлость» погоды, которая совсем не соотносится с сюжетом картины. Особое внимание стоит уделить и траве: Савицкий использовал множество оттенков, чтобы создать ощущение неоднородности её участков, примятых людьми и лошадьми.

11 картина. «С Нечистым Знается»

«С Нечистым Знается»
«С Нечистым Знается»
  • Дата создания: 1879 год
  • Размеры: 82 х 66,5 сантиметров
  • Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)

Художник Савицкий входил в Товарищество Передвижников, а значит, стремился к отражению объективной действительности жизни каждого уголка России. В этом ему помогал материал, использованный для написания картин. Произведение «С Нечистым Знается» написано маслом, что позволяет художнику передать всю глубину цвета каждого угла русской избы и её обитателей. Реализм как жанр играет большую роль в живописи Савицкого, поэтому неудивительно, что художник с большим вниманием относится к деталям.

Смысловым центром картины становится старуха, сидящая на стуле и смотрящая в одну точку. При этом выражение её лица можно расценивать по-разному: она то ли испуганно разглядывает что-то в глубине комнаты, то ли думает о чём-то. На заднем плане творения виднеется интерьер её жилища: над печью сушатся старые вещи и одеяла, рядом на обеденном столе стоят миска и чайник. На полу разбросаны тряпки, при этом на всех предметах быта есть отпечаток ветхости – художник использует блёклые тона, чтобы передать это ощущение. По всей видимости, возраст вещей в доме исчисляется десятилетиями.

Если все остальные предметы, изображённые на картине, можно было увидеть в любой избе XIX века, то на травы, развешанные сзади, стоит обратить отдельное внимание. Траволечением и изготовлением отваров в царской России традиционно занимались лишь ведьмы, что наталкивает на мысль о том, что героиня картины – самая настоящая колдунья.

Сорока за спиной старухи подтверждает догадку: эта птица издревле считалась символом несчастий и олицетворяла собой присутствие нечистой силы. Кошка, изображённая у ног старухи, тоже имеет символическое значение: эти животные считались проводниками в потусторонний мир. Отсюда и название картины: старуха – ведьма, а значит, знается с «нечистым».

12 картина. «Охотник»

«Охотник»
«Охотник»
  • Дата создания: 1874 год
  • Размеры: 95,6 х 151,1 сантиметра
  • Место нахождения: неизвестно

Константин Савицкий создавал свои работы в реалистическом стиле, уделяя значительное внимание цветам, жизненным сюжетам и правдоподобным персонажам. Его интерес к жизни обычных людей и сопереживание к страдающим привели к тому, что его стали называть «Некрасовым в живописи».

Картина «Охотник» написана в тёплых тонах, с акцентом на световых эффектах. Художник стремился передать глубину цвета и сделать атмосферу охоты максимально напряжённой и вовлекающей. При внимательном рассмотрении видно, с какой тщательностью и любовью Савицкий проработал детали, особенно растительность: папоротники, кору деревьев и мох под ногами охотника.

Центром композиции является зверолов, который скрыт на опушке леса. Его напряжённая поза указывает на выслеживание добычи: охотник устроился на поваленном дереве, держа ружьё в одной руке, а другой прижимая к себе собаку. Судя по одежде, это профессиональный сельский охотник, полностью погружённый в процесс, создавая ощущение, что Савицкий восхищается своим персонажем.

На картине изображён мастерски проработанный пейзаж, напоминающий стиль Ивана Шишкина, и лес вокруг охотника, хотя и темный, не выглядит угрюмым, а, напротив, полон тайн и чудес, с которыми можно установить контакт.