Найти в Дзене

Прощение – это путь к исцелению души

Понятие «прощение» пришло к нам из христианства. И оно намного глубже, чем может показаться на первый взгляд… Прощение – это не реализация личной волевой установки человека, мол, меня обидели, я пообижался некоторое время, а потом решил перестать обижаться и простить обидчика. Ох, если бы все было так просто! Митрополит Антоний Сурожский, автор многочисленных книг и статей о духовной жизни и православной духовности, один из наиболее популярных православных проповедников XX века, в одной из своих бесед о прощении сформулировал очень емко сакральную суть прощения: «Простить - не значит забыть; простить - это значит с состраданием, с болью в душе сказать: Когда придет Страшный суд, я встану и скажу: не осуди его, Господи!». В теме прощения очень важна мысль: прощение – это не разовый акт, а внутренний душевный процесс, требующий некой работы над собой, усмирения собственной «самости» или гордыни. Иногда мы и рады бы простить того, кто нас обидел, принес нам зло, видя, как жизнь его
Оглавление

Понятие «прощение» пришло к нам из христианства. И оно намного глубже, чем может показаться на первый взгляд…

Что такое прощение?

Прощение – это не реализация личной волевой установки человека, мол, меня обидели, я пообижался некоторое время, а потом решил перестать обижаться и простить обидчика. Ох, если бы все было так просто!

Митрополит Антоний Сурожский, автор многочисленных книг и статей о духовной жизни и православной духовности, один из наиболее популярных православных проповедников XX века, в одной из своих бесед о прощении сформулировал очень емко сакральную суть прощения: «Простить - не значит забыть; простить - это значит с состраданием, с болью в душе сказать: Когда придет Страшный суд, я встану и скажу: не осуди его, Господи!».

Митрополит Антоний Сурожский. Фото: сайт Свято-Елисаветинского монастыря, г. Минск https://obitel-minsk.ru/
Митрополит Антоний Сурожский. Фото: сайт Свято-Елисаветинского монастыря, г. Минск https://obitel-minsk.ru/

В теме прощения очень важна мысль: прощение – это не разовый акт, а внутренний душевный процесс, требующий некой работы над собой, усмирения собственной «самости» или гордыни. Иногда мы и рады бы простить того, кто нас обидел, принес нам зло, видя, как жизнь его уже за нас наказала, но – не можем. Не получается… Вроде бы хотим простить, а обида перевешивает.

В своих проповедях Антоний Сурожский рассказывал случай из своей жизни. В юности, живя в бедном пансионе на окраине Парижа (семья была в эмиграции во Франции, отец - бывший служащий русского консульства, надорвался на тяжелой физической работе и в 53 года умер, а в съемную комнату, которую нашли мама и бабушка, с мальчиком хозяйка заселиться не разрешила, и его определили в тот пансион), Андрей Блум (имя до монашеского пострига) обиделся крепко на товарища своего, Кирилла. И не знал потом, как читать молитву "Отче наш". Ведь там есть такие слова: "и прости нам долги наши, яко же и мы прощаем должникам своим". Пришел к своему духовнику, отцу Афанасию. Рассказал, попросил совета, как быть. Ведь нечестно получается просить прощения у Господа, раз сам не простил своего обидчика. Отец Афанасий предложил не читать в молитве этих слов. Попробовал так молиться Андрей, дошел до этих слов - и не смог, остановился. Не выговариваются дальше слова, не переступает душа через эту ступеньку невидимую. Снова пошел к духовнику. Говорит: "не может мой язык так молитву читать. Научи, отче!" Тогда духовник предложил вместо слов "прости нам долги наши" говорить "помоги мне, Господи, научиться прощать долги других". И однажды он, молясь, сердцем почувствовал, что обида растворилась, что прощение произошло. И что молитву "Отче наш" он теперь может читать полностью. И такая легкость на сердце чудесная снизошла, когда он почувствовал, понял, что действительно простил.

Важные условия прощения

Прощение — процесс не сиюминутный, а длительный. И важно, насколько полно и искренне мы пребываем в этом процессе. Перевариваем ли мы свою обиду вновь и вновь? Пытаемся ли постфактум мысленно переиграть ситуацию, предложив обидчику другой сценарий поведения? Испытываем ли гнев и жажду возмездия? А может быть, втайне злорадствуем, видя, как ему впоследствии «досталось»? На все эти вопросы нужно ответить себе честно, заглянув в себя, не жалея себя, не пытаясь себя выгородить в собственных же глазах, оправдав невозможность прощения тяжестью вины того, кого мы пытаемся простить.

💗 Настоящее прощение, так же, как и настоящая любовь, - чувство безусловное. Оно не приемлет аргументов за и против, не разбирается в обстоятельствах, не пытается измерять степень вины. Ведь "не суди - и не судим будешь".

И если вам трудно (а для большинства людей это действительно так!) кого-то простить сразу и всецело, всей душой, если за этим все равно стоит «тень» обиды, то постарайтесь пройти этот путь души, разделив его на некие осмысленные этапы.

Этап первый. Честность перед собой

Важно осознать, что я обижаюсь, и хотя бы себе для начала в этом признаться. Это сложно. Всегда есть причины, препятствующие тому, чтобы мы честно себе в этом признавались.

Этап второй. Желание простить

Вы уверены, что желание простить идет из глубины вашего собственного сердца? Что оно не продиктовано просьбой о прощении обидчика или его заступника? Нет ли за ситуацией прощения какой-то корысти, выгоды лично для вас?

Этап третий. Старание понять

Третье важное условие прощения - старание понять другого. Психологи называют его децентрация. Чтобы выйти из круга обиды к прощению, нам необходимо оторваться от своих переживаний и подумать, почему же другой так поступил. В обиде мы очень зациклены на себе и своих жгучих ощущениях, которые не дают приблизиться к пониманию поступка другого по отношению к нам.

💗 Очень важно перенести фокус внимания с себя на другого человека, попытаться мысленно увидеть ситуацию его глазами.

Этап четвертый. Истинное прощение

Истинное прощение – это такое прощение, за которым не стоит никаких условий. Сама такая конструкция «Я тебя прощу, если…» или «Я тебя прощаю, но при одном условии…» невозможна в принципе. Если вы прощаете, то прощайте безоговорочно! И не храните в памяти тень былой обиды. Отпускайте ее от себя.

Иллюстрация: pixabay.com
Иллюстрация: pixabay.com

Прощение не зависит от качеств человека, которого мы прощаем. Оно продиктовано не тем, что этот человек исправился, заслужил прощение. Тот же Антоний Сурожский писал: «простить означает посмотреть на человека, как он есть, в его грехе, в его невыносимости, и сказать: я тебя понесу, как крест, я тебя донесу до Царствия Божия, хочешь ли того или нет. Добрый ты или злой — возьму я тебя на свои плечи и принесу к Господу и скажу: Господи, я этого человека нес всю жизнь, потому что мне было жалко — как бы он не погиб! Теперь Ты его прости, ради моего прощения! Как было бы хорошо, если бы мы могли так друг друга нести и поддерживать: не стараться забыть, а, наоборот, — помнить. Помнить, у кого какая слабость, у кого какой грех, в ком что-то неладно, и не искушать его этим, оберегать его, чтобы он не был подвергнут соблазну в том именно, что может его погубить».

💗 В этих словах есть очень важная для темы прощения мысль: нам не надо пытаться думать, будто обидчик – замечательный и распрекрасный человек, или что он «исправился». Наше прощение не зависит от того, плох он или хорош. Прощение – это наша, а не его духовная работа, и оно зависит только от нас самих.

Зачем нужно учиться прощать?

В главной православной молитве «Отче Наш», которую должен знать каждый крещеный человек, есть слова, обращенные к Богу: «…и прости нам долги наши, яко же и мы прощаем должникам своим». Ключевое слово в этой фразе — «должникам». То есть тем, кто нам сделал плохо, кто обидел нас. Мы просим Создателя простить нас в той же мере, в какой мы смогли простить своих обидчиков. В этом и есть главный сакральный смысл необходимости учиться прощать.

Если мы этого не видим, не понимаем, это препятствует нам дальше двигаться по пути прощения. В случае неосознавания этой необходимости, неумения искренне простить, повышается вероятность развития психосоматических заболеваний – иными словами, когда не переживает душа, переживания уходят в тело, расшатывается не только психологическое, но и физическое здоровье.

Но как же учиться лучше осознавать свои чувства, обиду? Если обида свежая, то можно остановиться, сделать мысленный «стоп-кадр» ситуации: «Что со мной сейчас происходит? Я обижаюсь. Я злюсь. На кого? По какому поводу? Что именно меня раздражает? Что именно меня обижает?» Это не означает, что надо тут же бежать к обидчику «на разборки», а означает, что надо с собой честно все проговорить, не обязательно вслух.

Если обида застарелая, и вашего обидчика уже нет в живых, либо обстоятельства вас настолько отдалили друг от друга, что нет никакой возможности встретиться лично, либо написать письмо, проработайте ситуацию прощения наедине с собой. Это очень важно!

Признаком того, что вы смогли по-настоящему простить человека, станет ощущение легкости и даже может быть, «беспричинной нежности» в груди. Значит, вы смогли избавиться от токсичного «груза» по имени обида.

Иллюстрация: pixabay.com
Иллюстрация: pixabay.com

У меня было в жизни несколько ситуаций очень сильной обиды на других людей. Острой, жгучей, яростной, казалось, неизбывной, когда простить - невозможно. Два раза, двоих обидчиков получилось простить по-настоящему, всем сердцем. И я по себе знаю, какое огромное облегчение испытывает в этот момент твоя душа. Какой огромный груз снимается с сердца. В первом случае я простила человека, который помимо моей воли, обманом, сделал меня женщиной. Во втором случае - человека, который подверг меня публичной травле и осмеянию. Кстати, именно этот человек, женщина, которую я простила, с которой мы примирились полностью и безусловно, впоследствии стала моей подругой. И помогает мне в сборе денег на мое жизненно необходимое лекарство. Я точно чувствую, что между нами больше нет стены отчуждения, недоговоренностей, мы искренни друг с другом и желаем друг другу только хорошего.

Но есть и обидчики, которых я до сих пор простить не могу... И, значит, слова "и прости нам долги наши, яко же и мы прощаем должникам своим" в молитве "Отче наш" я все еще произношу не до конца искренне, а как бы формально. И это - и боль моя, и огромная духовная задача на будущее, с которой я, хочется верить, когда-нибудь сумею справиться...

С Прощеным Воскресеньем, дорогие читатели, друзья и подписчики. Простите меня, если словом, мыслью своей вольно или невольно обидела вас.

В статье использованы материалы с сайта https://www.miloserdie.ru/article/obida-ne-mogu-prostit-chto-delat_1/ (Милосердие.ру, Православный портал о благотворительности).

💗 Татьяна Гольцман и мой канал Ноктюрн души на струнах жизни. Присоединяйтесь!