Понятие «прощение» пришло к нам из христианства. И оно намного глубже, чем может показаться на первый взгляд…
Что такое прощение?
Прощение – это не реализация личной волевой установки человека, мол, меня обидели, я пообижался некоторое время, а потом решил перестать обижаться и простить обидчика. Ох, если бы все было так просто!
Митрополит Антоний Сурожский, автор многочисленных книг и статей о духовной жизни и православной духовности, один из наиболее популярных православных проповедников XX века, в одной из своих бесед о прощении сформулировал очень емко сакральную суть прощения: «Простить - не значит забыть; простить - это значит с состраданием, с болью в душе сказать: Когда придет Страшный суд, я встану и скажу: не осуди его, Господи!».
В теме прощения очень важна мысль: прощение – это не разовый акт, а внутренний душевный процесс, требующий некой работы над собой, усмирения собственной «самости» или гордыни. Иногда мы и рады бы простить того, кто нас обидел, принес нам зло, видя, как жизнь его уже за нас наказала, но – не можем. Не получается… Вроде бы хотим простить, а обида перевешивает.
В своих проповедях Антоний Сурожский рассказывал случай из своей жизни. В юности, живя в бедном пансионе на окраине Парижа (семья была в эмиграции во Франции, отец - бывший служащий русского консульства, надорвался на тяжелой физической работе и в 53 года умер, а в съемную комнату, которую нашли мама и бабушка, с мальчиком хозяйка заселиться не разрешила, и его определили в тот пансион), Андрей Блум (имя до монашеского пострига) обиделся крепко на товарища своего, Кирилла. И не знал потом, как читать молитву "Отче наш". Ведь там есть такие слова: "и прости нам долги наши, яко же и мы прощаем должникам своим". Пришел к своему духовнику, отцу Афанасию. Рассказал, попросил совета, как быть. Ведь нечестно получается просить прощения у Господа, раз сам не простил своего обидчика. Отец Афанасий предложил не читать в молитве этих слов. Попробовал так молиться Андрей, дошел до этих слов - и не смог, остановился. Не выговариваются дальше слова, не переступает душа через эту ступеньку невидимую. Снова пошел к духовнику. Говорит: "не может мой язык так молитву читать. Научи, отче!" Тогда духовник предложил вместо слов "прости нам долги наши" говорить "помоги мне, Господи, научиться прощать долги других". И однажды он, молясь, сердцем почувствовал, что обида растворилась, что прощение произошло. И что молитву "Отче наш" он теперь может читать полностью. И такая легкость на сердце чудесная снизошла, когда он почувствовал, понял, что действительно простил.
Важные условия прощения
Прощение — процесс не сиюминутный, а длительный. И важно, насколько полно и искренне мы пребываем в этом процессе. Перевариваем ли мы свою обиду вновь и вновь? Пытаемся ли постфактум мысленно переиграть ситуацию, предложив обидчику другой сценарий поведения? Испытываем ли гнев и жажду возмездия? А может быть, втайне злорадствуем, видя, как ему впоследствии «досталось»? На все эти вопросы нужно ответить себе честно, заглянув в себя, не жалея себя, не пытаясь себя выгородить в собственных же глазах, оправдав невозможность прощения тяжестью вины того, кого мы пытаемся простить.
💗 Настоящее прощение, так же, как и настоящая любовь, - чувство безусловное. Оно не приемлет аргументов за и против, не разбирается в обстоятельствах, не пытается измерять степень вины. Ведь "не суди - и не судим будешь".
И если вам трудно (а для большинства людей это действительно так!) кого-то простить сразу и всецело, всей душой, если за этим все равно стоит «тень» обиды, то постарайтесь пройти этот путь души, разделив его на некие осмысленные этапы.
Этап первый. Честность перед собой
Важно осознать, что я обижаюсь, и хотя бы себе для начала в этом признаться. Это сложно. Всегда есть причины, препятствующие тому, чтобы мы честно себе в этом признавались.
Этап второй. Желание простить
Вы уверены, что желание простить идет из глубины вашего собственного сердца? Что оно не продиктовано просьбой о прощении обидчика или его заступника? Нет ли за ситуацией прощения какой-то корысти, выгоды лично для вас?
Этап третий. Старание понять
Третье важное условие прощения - старание понять другого. Психологи называют его децентрация. Чтобы выйти из круга обиды к прощению, нам необходимо оторваться от своих переживаний и подумать, почему же другой так поступил. В обиде мы очень зациклены на себе и своих жгучих ощущениях, которые не дают приблизиться к пониманию поступка другого по отношению к нам.
💗 Очень важно перенести фокус внимания с себя на другого человека, попытаться мысленно увидеть ситуацию его глазами.
Этап четвертый. Истинное прощение
Истинное прощение – это такое прощение, за которым не стоит никаких условий. Сама такая конструкция «Я тебя прощу, если…» или «Я тебя прощаю, но при одном условии…» невозможна в принципе. Если вы прощаете, то прощайте безоговорочно! И не храните в памяти тень былой обиды. Отпускайте ее от себя.
Прощение не зависит от качеств человека, которого мы прощаем. Оно продиктовано не тем, что этот человек исправился, заслужил прощение. Тот же Антоний Сурожский писал: «простить означает посмотреть на человека, как он есть, в его грехе, в его невыносимости, и сказать: я тебя понесу, как крест, я тебя донесу до Царствия Божия, хочешь ли того или нет. Добрый ты или злой — возьму я тебя на свои плечи и принесу к Господу и скажу: Господи, я этого человека нес всю жизнь, потому что мне было жалко — как бы он не погиб! Теперь Ты его прости, ради моего прощения! Как было бы хорошо, если бы мы могли так друг друга нести и поддерживать: не стараться забыть, а, наоборот, — помнить. Помнить, у кого какая слабость, у кого какой грех, в ком что-то неладно, и не искушать его этим, оберегать его, чтобы он не был подвергнут соблазну в том именно, что может его погубить».
💗 В этих словах есть очень важная для темы прощения мысль: нам не надо пытаться думать, будто обидчик – замечательный и распрекрасный человек, или что он «исправился». Наше прощение не зависит от того, плох он или хорош. Прощение – это наша, а не его духовная работа, и оно зависит только от нас самих.
Зачем нужно учиться прощать?
В главной православной молитве «Отче Наш», которую должен знать каждый крещеный человек, есть слова, обращенные к Богу: «…и прости нам долги наши, яко же и мы прощаем должникам своим». Ключевое слово в этой фразе — «должникам». То есть тем, кто нам сделал плохо, кто обидел нас. Мы просим Создателя простить нас в той же мере, в какой мы смогли простить своих обидчиков. В этом и есть главный сакральный смысл необходимости учиться прощать.
Если мы этого не видим, не понимаем, это препятствует нам дальше двигаться по пути прощения. В случае неосознавания этой необходимости, неумения искренне простить, повышается вероятность развития психосоматических заболеваний – иными словами, когда не переживает душа, переживания уходят в тело, расшатывается не только психологическое, но и физическое здоровье.
Но как же учиться лучше осознавать свои чувства, обиду? Если обида свежая, то можно остановиться, сделать мысленный «стоп-кадр» ситуации: «Что со мной сейчас происходит? Я обижаюсь. Я злюсь. На кого? По какому поводу? Что именно меня раздражает? Что именно меня обижает?» Это не означает, что надо тут же бежать к обидчику «на разборки», а означает, что надо с собой честно все проговорить, не обязательно вслух.
Если обида застарелая, и вашего обидчика уже нет в живых, либо обстоятельства вас настолько отдалили друг от друга, что нет никакой возможности встретиться лично, либо написать письмо, проработайте ситуацию прощения наедине с собой. Это очень важно!
Признаком того, что вы смогли по-настоящему простить человека, станет ощущение легкости и даже может быть, «беспричинной нежности» в груди. Значит, вы смогли избавиться от токсичного «груза» по имени обида.
У меня было в жизни несколько ситуаций очень сильной обиды на других людей. Острой, жгучей, яростной, казалось, неизбывной, когда простить - невозможно. Два раза, двоих обидчиков получилось простить по-настоящему, всем сердцем. И я по себе знаю, какое огромное облегчение испытывает в этот момент твоя душа. Какой огромный груз снимается с сердца. В первом случае я простила человека, который помимо моей воли, обманом, сделал меня женщиной. Во втором случае - человека, который подверг меня публичной травле и осмеянию. Кстати, именно этот человек, женщина, которую я простила, с которой мы примирились полностью и безусловно, впоследствии стала моей подругой. И помогает мне в сборе денег на мое жизненно необходимое лекарство. Я точно чувствую, что между нами больше нет стены отчуждения, недоговоренностей, мы искренни друг с другом и желаем друг другу только хорошего.
Но есть и обидчики, которых я до сих пор простить не могу... И, значит, слова "и прости нам долги наши, яко же и мы прощаем должникам своим" в молитве "Отче наш" я все еще произношу не до конца искренне, а как бы формально. И это - и боль моя, и огромная духовная задача на будущее, с которой я, хочется верить, когда-нибудь сумею справиться...
С Прощеным Воскресеньем, дорогие читатели, друзья и подписчики. Простите меня, если словом, мыслью своей вольно или невольно обидела вас.
В статье использованы материалы с сайта https://www.miloserdie.ru/article/obida-ne-mogu-prostit-chto-delat_1/ (Милосердие.ру, Православный портал о благотворительности).
💗 Татьяна Гольцман и мой канал Ноктюрн души на струнах жизни. Присоединяйтесь!