Найти в Дзене
Культ культуры

Роберто Матта. Латиноамериканский сюрреализм

Роберто Матта является крупнейшим представителем латиноамериканского сюрреализма. Он родился 11 ноября 1911 года в столице Чили Сантьяго. Он был одним из четырех детей Роберто Матта Тагле и Мерседес Эчауррен Эрбозо. Отец был обеспеченным землевладельцем, что очень помогло сыну получить прекрасное образование. Мать будущего художника, личность незаурядная, творческая и блестяще образованная, поощряла увлечение сына языками, литературой и искусством. Особенно юноша любил живопись и собирался связать с ней жизнь. Но, когда пришло время выбирать высшее образование, именно мать настояла на профессии архитектора. Он изучал архитектуру в Папском католическом университете Чили, который окончил в 1935 году, и был учеником художника Эрнана Газмури (1900–1979), сначала в Школе изящных искусств Чилийского университета, а затем в Свободной академии пластических искусств. Поэтому Матта так и не получил художественного образования. При этом архитектурные штудии не прошли даром – они привили юноше чу

Роберто Матта является крупнейшим представителем латиноамериканского сюрреализма. Он родился 11 ноября 1911 года в столице Чили Сантьяго. Он был одним из четырех детей Роберто Матта Тагле и Мерседес Эчауррен Эрбозо. Отец был обеспеченным землевладельцем, что очень помогло сыну получить прекрасное образование. Мать будущего художника, личность незаурядная, творческая и блестяще образованная, поощряла увлечение сына языками, литературой и искусством. Особенно юноша любил живопись и собирался связать с ней жизнь. Но, когда пришло время выбирать высшее образование, именно мать настояла на профессии архитектора.

Он изучал архитектуру в Папском католическом университете Чили, который окончил в 1935 году, и был учеником художника Эрнана Газмури (1900–1979), сначала в Школе изящных искусств Чилийского университета, а затем в Свободной академии пластических искусств. Поэтому Матта так и не получил художественного образования. При этом архитектурные штудии не прошли даром – они привили юноше чувство структуры, что проявилось в его оригинальном художественном почерке.

Приехав в Париж в 1933 году, Матта пару лет проработал в студии знаменитого архитектора Ле Корбюзье. В 1935 году он покинул студию и отправился в странствия по Европе. В 1937 году Матта принимал участие в проектировании и строительстве Испанского павильона для парижской Всемирной выставки. В конце года он отправился в Советский Союз, где занимался разработкой и проектированием жилых домов.

Роберто Матта "След улитки", 1937 год
Роберто Матта "След улитки", 1937 год

В середине 30-х Матта познакомился с трудами русского математика и мистика Петра Успенского и увлекся его метафизическими концепциями. Озарения Успенского легли на благодатную почву молодого экспериментатора и проросли фантастическими видами пространства в разные моменты времени. Матта показывал мир с точки зрения «Четвертого измерения» – когда любой предмет или существо можно наблюдать «до и после».

В 1938 году, во Франции, Матта перешел к масляной живописи и разработал свой собственный творческий метод. Принципиальное отличие этого метода в том, что художник изначально не знает ни сюжета будущей картины, ни цветового решения, а, прибегая к фантазии или галлюцинации, пытается воссоздавать структуры, приходящие изнутри. Образы из бессознательного должны были напрямую перетекать на холсты, оплетая туманные сюжеты зыбкой вязью неизреченного. В этой технике «автоматического письма» Матта в значительной степени ориентировался на опыты и открытия Андре Бретона и размышления Леонардо да Винчи о немыслимой скуке рисовать уже всем известное. Свои работы Матта называл «внутренние пейзажи» и «психологические морфологии».

Роберто Матта "Внутренний ландшафт", 1943 год
Роберто Матта "Внутренний ландшафт", 1943 год

Когда началась Вторая Мировая война, в 1939 году, Матта, как и многие европейские сюрреалисты переехал в США, где быстро сформировалось американское крыло сюрреализма. Здесь Матта провел 9 лет. В этот период в его работах стали появляться мотивы постоянной трансформации времени, и многомерности пространств. От красивых космических пейзажей он переходит к конфликтным сюжетам – где биоморфные формы, роботы или мутанты, претерпевают техногенные испытания и подвергаются разрушению и распаду.

Роберто Матта "На обрывках сна", 1956 год
Роберто Матта "На обрывках сна", 1956 год

В Европу Роберто Матта возвратился в 1948 году и узнал, что бывшие соратники-сюрреалисты изгнали его из своих рядов. В последующие годы мастер разделил свою жизнь между Европой и Южной Америкой. В его творчестве появились политические нотки, а он сам увлекся социалистическим движением. Он часто бывал на Кубе, поддерживал Фиделя Кастро и Эрнесто Че Гевару, являлся активным сторонником чилийского президента Сальвадора Альенде. Матта считал, что искусство должно быть революционным и активным – поэтому суть художника не в самолюбовании, а постоянном поиске путей преобразования мира.

Роберто Матта "Либерос", 1969 год
Роберто Матта "Либерос", 1969 год

-6

Последние годы жизни художник жил в Италии, в небольшой деревушке под Римом, там у него было все что нужно – студия и галерея. До самого конца он работал, размышлял и творил. Умер мастер 23 ноября 2002 года. В этот день в Чили объявили национальный трехдневный траур.