Найти в Дзене
Максим Полянских

Гуго Вольф: Музыкант-романтик и его неизведанные глубины.

Выдающийся австрийский композитор Хуго Вольф родился в Виндишгратце 13 марта 1860 года. Хуго, четвертый ребенок в семье, походил на своего отца музыкальным талантом, а на мать - неукротимым темпераментом и железной волей. В возрасте пяти лет Хуго посещал четырехклассную начальную школу. В том же возрасте отец познакомил его с клавиатурой фортепиано, начав со скрипки. Вскоре домочадцы поняли, что ребенок обладает чрезвычайно тонким слухом и преуспевает в музыке, делая необычайно быстрые успехи. Пришлось доверить его музыкальное образование учителю музыки в городской школе. В 1870 году, через год после успешного окончания школы в Виндишгреце, отец привез Гуго в Грац и перевел его в первый класс тамошней гимназии. На следующий год отец привел Хьюго в бенедиктинский монастырь Сент-Полс. Это был удачный выбор: красивая природа, уединение, поощрение возвышенных мыслей, отец Салес - прекрасный учитель игры на фортепиано. И Хьюго много играл, участвовал в трио, разучивал попурри из итальянских
Оглавление

Детство композитора

Выдающийся австрийский композитор Хуго Вольф родился в Виндишгратце 13 марта 1860 года. Хуго, четвертый ребенок в семье, походил на своего отца музыкальным талантом, а на мать - неукротимым темпераментом и железной волей. В возрасте пяти лет Хуго посещал четырехклассную начальную школу. В том же возрасте отец познакомил его с клавиатурой фортепиано, начав со скрипки. Вскоре домочадцы поняли, что ребенок обладает чрезвычайно тонким слухом и преуспевает в музыке, делая необычайно быстрые успехи. Пришлось доверить его музыкальное образование учителю музыки в городской школе.

В 1870 году, через год после успешного окончания школы в Виндишгреце, отец привез Гуго в Грац и перевел его в первый класс тамошней гимназии.

На следующий год отец привел Хьюго в бенедиктинский монастырь Сент-Полс. Это был удачный выбор: красивая природа, уединение, поощрение возвышенных мыслей, отец Салес - прекрасный учитель игры на фортепиано. И Хьюго много играл, участвовал в трио, разучивал попурри из итальянских опер. По воскресеньям ему разрешалось играть на церковном органе. С 1873 года Гуго посещал гимназию в Марбург-ан-дер-Драве. Поскольку Ф. Вольф любил музыку и хотел, чтобы его сын постиг все ее премудрости, он не собирался делать из сына профессионального музыканта. Более того, консерватория не давала никакого образования, кроме музыкального. Решить проблему помогла сестра Филиппа Катарина Винценцберг, дочери которой учились в консерватории. Она убедила брата в законности просьбы Гуго, пообещала, что племянник будет жить в ее доме, и отправилась с ним в Вену на вступительные экзамены.

В сентябре 1875 года пятнадцатилетний Вольф впервые переступил порог Венской консерватории. Он был настолько хорошо подготовлен как пианист, что его приняли сразу на второй курс. Уровень музыкальных сочинений абитуриента не показался экзаменаторам достаточным. Поэтому ему пришлось начинать с основ гармонии. Студент болезненно переживал этот регресс и отмахнулся от замечаний профессора, ответив: «Это и так ясно». Но Роберт Фукс, у которого Хуго Вольф учился гармонии, понимал, что упрямый подросток очень творчески одарен. Учитель был заинтересован

Учительнице была интересна личность ученика и его композиторские эксперименты: Ее уроки выходили за рамки программы курса. Одновременно с Вольфом у Фукса был сокурсник, Густав Малер, который изучал с ним гармонию.

Консерваторская жизнь

Наряду с консерваторией, посещение оперы стало для будущего композитора важнейшим источником музыкального образования. В первые же месяцы пребывания в Вене молодой Вольф стал свидетелем необычайного события: возведения на престол Рихарда Вагнера на сцене Придворной оперы. Творчество автора «Тангейзера», «Тристана» и «Парсифаля» навсегда станет его самой прочной связью с музыкой.

Последующие каникулы дома в Виндишгретце - это бесконечные рассказы о Вене, и он без устали играет увертюру к «Тангейзеру» Вагнера на старом фортепиано.

Вольф начал заниматься композицией на втором курсе университета. Это должно было обрадовать его: его мечта наконец-то сбылась. Воодушевленный, он принялся за работу над симфонией. Но случилось обратное: с этого момента учеба в консерватории потеряла для него привлекательность. Причиной тому стал особый человек - профессор Франц Кренн, которого все называли «старым Кренном». Гуго попал в класс этого педанта. Рутинное, но систематическое преподавание Кренна было невыносимо для Гюго, и однажды он заявил директору консерватории, что хочет покинуть это учебное заведение.

Весной 1879 года пути двух сокурсников по консерватории - Хуго Вольфа и Густава Малера - вновь пересеклись. Оба стремились писать музыку и страдали от невозможности найти тихое место для занятий. Оба были бедны. Вместе с третьим другом - впоследствии дирижером Рудольфом Крищановским - они делили тихую комнату; как вспоминал позже Малер, им приходилось спать на одной кровати с Вольфом, чтобы хоть как-то уместиться в комнате, которая явно не была рассчитана на троих человек.

В первые годы самостоятельной жизни в Вене попытки Вольфа утвердиться в качестве композитора не принесли ощутимых результатов. Его друзья, как специалисты высочайшего класса, так и любители музыки, были убеждены в огромной ценности его сочинений и пытались способствовать публикации его песен. Но даже в скромном венском издательстве их усилия не увенчались успехом.

Самостоятельный Вольф
Самостоятельный Вольф

Отзывы великих авторитетов имели огромное значение для композиторского развития Хуго Вольфа. Еще подростком он обратился к Вагнеру за рецензией, но не получил ее. В 1879 году он решил показать свои произведения Брамсу. Несмотря на увлечение Вагнером, в молодые годы Вольф отнюдь не был настроен против Брамса, как некоторые из его вагнеровских друзей. Но на личном уровне Вольф и Брамс не были знакомы друг с другом.

Брамс принимает Вольфа в своем доме, знакомится с его музыкой и понимает, что в некоторых вещах он, несомненно, хорош. Однако Брамс находит, что его гостю не хватает полифонической техники. Маститый композитор беспристрастен: Будучи студентом консерватории, Вольф, вероятно, не успел пройти курс контрапункта. Брамс советует молодому человеку восполнить пробел и откладывает рекомендацию Вольфа, что вызывает глубокую боль: неужели такой мастер не может отличить талант от технического оснащения, талант от ремесла?

Вскоре Вольфа ждала особая проверка чувств: он встретил Валли Франка. Гуго Вольф встретил Валли Франк, вероятно, в начале 1878 года и сразу же влюбился в девушку, влюбился по-юношески - ведь это было его первое чувство. Более трех лет он был поглощен этой любовью, которая причиняла ему муки, сравнимые разве что с теми, что причиняли ему неудачи на пути к великой музыке. К сожалению, их взаимное непонимание росло, и весной 1881 года, после нескольких месяцев молчания, Валли написал Вольфу из Франции, что окончательно порывает с ним. Странствия Гуго Вольфа по Вене продолжались до конца 1884 года, и единственным его доходом оставались уроки музыки, которые он расширил, включив в них занятия с певцами, что показалось ему ближе и интереснее, чем уроки фортепиано для детей.

Друзья, с которыми Вольф познакомился после возвращения из Зальцбурга в Вену, - супружеская пара Генрих и Мелани Кёхерт - помогли ему найти выход из тупика. Много лет спустя Вольф подарил Мелани рукописи всех своих песен и написал ей поэтическое посвящение: «Из всех, кто глубоко чувствует магию звука, никто не понимал меня так, как ты». Этот подарок косвенно отражает безграничную щедрость супругов по отношению к молодому музыканту, которым двигала нужда.

Кёхерт, у которого были знакомые в редакции, поддержал Вольфа, и тот получил приглашение поступить на работу в еженедельную газету «Wiener Salonblatt» в качестве музыкального обозревателя. Этой должности он достиг только благодаря общению с певцами, музыкантами и дирижерами. Своей резкой критикой исполнителей Вольф нажил себе много врагов в Вене, а когда ему приходилось обращаться к исполнителям, он порой встречал непонимание, бойкоты и даже саботаж. Такой жестокий удар ждал Вольфа с «Пентасилеей», которую автор закончил осенью 1885 года.

И все же композитор не терял веры в свою звезду. С конца 1886 года прекрасные песни снова стали публиковаться, но не часто, потому что все его время было занято газетной работой. Последняя критическая рецензия Гуго Вольфа появилась 24 апреля 1887 года.

Творческий подъем Вольфа

Творческий подъем Вольфа продолжался с января 1888 года по конец апреля 1890 года, то есть чуть более двух лет. За это время он создал около половины - и самых лучших! - своих произведений: более 160 песен, многие из которых являются настоящими жемчужинами.

Известный Хуго
Известный Хуго

Значительные творческие успехи часто обусловлены потрясениями в личной жизни артиста. Для Вульфа одним из таких событий стало обрушившееся на него горе - смерть отца. Вместе с утратой пришло трезвое осознание того, что наконец-то наступило время, когда он должен ответить себе и другим на вопрос, правильный ли путь он выбрал в жизни.

Поздней осенью 1887 года Вольф случайно встретил на улице своего друга Фридриха Экштейна, с которым давно не виделся. В разговоре Вольф пожаловался другу, что не может найти издателя для своих сочинений, и у Экштейна возникла хорошая идея: он был готов заплатить знакомому издателю крупную сумму за публикацию нескольких лучших песен Вольфа и попросить членов Вагнеровского общества выкупить часть тиража, чтобы вернуть уплаченные деньги. Небольшого венского издателя удалось убедить сделать это. Вольф отобрал 12 песен, написанных за предыдущие десять лет, и началась подготовка к публикации.

Вольф работал увлеченно, но жил по строгому расписанию. Он рано вставал и начинал каждое утро с короткой прогулки. Вернувшись домой, Вульф приступал к работе. Он часто читал вслух стихотворение, которое хотел положить на музыку, и тут же находил музыкальное зерно за фортепиано. Затем на нескольких листах бумаги он находил сочетания звуков, которые развивали найденную им музыкальную идею. Только после переплавки таких «исследований» последовательность звуков, пришедшая ему в голову, стала его, Вольфа, темой. До конца жизни это правило оставалось неизменным в его композиторском творчестве.

16 февраля 1888 года Вольф написал первую песню цикла, остановившись на стихотворении Мёрике «Троммель». И с этого дня рождались все новые песни, основанные на стихах Мёрике.

22 февраля Вольф пишет в письме: «А сегодня я написал новую песню. Говорю вам, божественную песню: совершенно божественно прекрасную!... Мои щеки раскраснелись от волнения, как расплавленное железо, и это состояние вдохновения - чудесная мука для меня, отнюдь не чистое счастье». Песня, на которую ссылается автор письма, - «Мальчик и пчела», которая превращает наивный и игривый текст Мёрике в лирическую поэму с прекрасной шубертовской мелодией. В тот же день композитор написал новое письмо тому же адресату: Днем была написана «охотничья песня» в необычном формате. Но и это еще не все. «Презирай меня! Совершенное мальчишество! - завершает письмо Вольф. - «Третья песня, „Eine Stunde nur bis zum Morgen“, мне тоже удалась, и как!». И этот случай - не единственный в фазах его творческого возбуждения - открывает нам поистине уникальную вещь, сопровождавшую расцвет его музы: способность создать в один день две или три песни дивного совершенства, ни одну из которых нельзя предпочесть другой.

За четыре месяца пребывания в Перхтольдсдорфе, которое закончилось после того, как хозяева дома переехали в свой дачный домик, Вольф сочинил 43 песни на стихи Мерике. В целом весна 1888 года была для Вольфа радостной: в марте первый том его сочинений наконец увидел свет, к большому удовольствию автора.

Песни Вольфа на стихи Мёрике объединяет не только их смысл, но и сопереживание композитора поэтическому отношению к жизни любимого поэта. Поэтому произведение стало единым целым и по эмоциональному, и по выразительному, и по стилистическому строю музыки. Позднее у Вольфа возникла идея составить сборник песен на стихи Гете. Для Вольфа обращение к стихам Гете стало высшим испытанием его творческих сил. От других сборников «Lieder zu Goethes Gedichten» отличаются эпически величественным, масштабным тоном музыкального высказывания Вольфа.

Эти песни родились в том же творческом порыве, что и сборник «Мёрике». Пятьдесят песен Гёте были написаны за три с половиной месяца, с 27 октября 1888 года по 12 февраля 1889 года.

После того как Вольф написал последнюю песню для сборника Гете, вышедшего в печать, он сразу же обратился к «Испанскому песеннику» - антологии испанской и португальской народной песенной поэзии. Обращение к антологии под редакцией Гейзе и Гейбеля ознаменовало важный переломный момент в творческой биографии композитора: отныне и до конца жизни все его крупные произведения будут связаны не с немецкой поэзией, а исключительно с литературой романской традиции в немецком переводе.

«Испанский сборник» был начат 27 октября 1889 года и завершен 27 апреля 1890 года Вольф был особенно увлечен в ноябре и в последние дни марта до начала апреля, когда из-под его пера выходило порой по две песни в день. Единственное, что отвлекало его от работы над сборником, - это грипп, пронесшийся по Вене той зимой. Из-за него композитору пришлось покинуть Перхтольдсдорф, но он вернулся туда в конце марта, полный творческих сил.

Полный творческого запала. В «Испанском песеннике» Вольф использовал вагнеровские гармонии на новом, зрелом и совершенном уровне. С завершением последней, сорок четвертой песни «Испанского» сборника завершился «Год песен» Вольфа - период необычайного творческого подъема, который в действительности растянулся на два с половиной года. Уже приближался май 1890 года.

Творческая активность Вольфа продолжается и после завершения «Испанского песенника», но темы для столь же масштабного произведения все еще нет. В конце сентября композитор пишет из Унтераха: «Я чувствую подозрительные признаки влечения к творческой работе, я ожидаю взрыва в любой момент». И точно: на следующий день после отправки письма, 25 сентября, была написана первая песня «Итальянского сборника». Сборник итальянской народной поэзии в переводе П. Гейзе стал основой для последней большой работы Вольфа в области Ней. Когда ничто не отвлекало его от сочинительства, композитор каждый день создавал новую прекрасную песню, один - и два раза в один и тот же день. Но после первых семи песен он откладывает работу, которая долгое время держала его в плену. К маю 1896 года Вольфу удается закончить «Итальянский лидербух».

Затем Вольф отправился в Берлин, где великий концертный агент Герман Вольф взял на себя организацию сольного концерта. Вагнеровское общество вновь оказало композитору финансовую поддержку, и Вольф даже смог купить себе фрак и шляпу.

К сожалению, на этот раз творчество Вольфа не было подпитано приятными событиями. В 1892-1893 годах он пережил длительную творческую паузу, подобной которой он никогда не знал.

В начале января 1894 года совместный вокально-симфонический концерт Брукнера и Вольфа в Берлине прошел с триумфальным успехом и сделал этих двух замечательных австрийцев знаменитыми в Германии. 25 января Вольф покинул Берлин и отправился в Дармштадт, откуда начал свое концертное турне по городам южной Германии. В сольных концертах принимала участие и молодая меццо-сопрано Фрида Черни, солистка Майнцской оперы. Вольф был поражен благородной красотой ее внешности, силой характера и тем, как тонко она воспринимала его музыку. Они полюбили друг друга и решили соединить свои жизни.

Внезапное появление любви отвлекло Вольфа от творческих проблем. Теперь ему нужно было найти средства, чтобы обставить квартиру в Вене. На собственное хозяйство, как было принято в его кругах, денег не хватало, и не было надежды, что в ближайшем будущем ситуация изменится.

Другое обстоятельство, по имени Мелания, вызывает в его душе ожесточенную внутреннюю борьбу. В последние несколько лет, годы скитаний, он чувствовал необходимость писать ей почти каждый день, чтобы найти у нее совет и понимание. Они были друзьями, каждый из которых играл ключевую роль в жизни другого. Появление Фриды неизбежно разрушило бы их связь, которая была по-своему глубокой и прочной. Вульф почувствовал, что не в силах развязать запутанный узел, и порвал со словом, данным Фриде.

В конце декабря 1894 года Вольф наконец нашел либретто, которое искал 12 лет. Накануне своего 35-летия Вольф начертал на нотной бумаге первые такты будущей оперы. А через четыре месяца готовое фортепиано комической оперы «Коррехидор» уже лежало на столе композитора; оркестровка заняла еще пять месяцев. Удивительно быстро, учитывая, что это была его первая опера.

Теперь Вульфу приходится вести другую жизнь, как и подобает признанному композитору. После долгих лет переездов он решил снять квартиру, но такую, которая стала бы его домом, а не просто временным пристанищем. В тихом районе Швиндгассе он нашел квартиру с видом на внутренний двор и сад. В новой квартире Вольф успел написать всего восемь песен. В этих философских монологах композитор вновь проявляет себя как художник-романтик, обладающий впечатляющей силой и глубиной. Вряд ли Вольф думал, что «Поэмы Микеланджело» - это последняя в его жизни возможность выразить себя в музыке, и вряд ли он предвидел, что ему придется спокойно работать в собственном доме всего 15 месяцев своей быстротечной жизни.

В апреле 1897 года Вольф приступил к реализации другого оперного замысла, вынашиваемого им уже пять лет, - оперы «Мануэль Венегас», вновь основанной на романе Педро Аларкона.

Весь август, когда в Вене стояла страшная, изнуряющая жара, Вольф не выходил из своей квартиры, работал до изнеможения и тяжело заболел.

Диагноз, поставленный врачами, не оставлял надежды. С осени 1899 года болезнь обострилась и не покидала Вольфа до конца его дней.

-3

Последний год композитора

Зимой 1903 года холодная погода привела к вспышке туберкулеза, и трагедия закончилась уже через неделю. Хуго Вольф умер 22 февраля 1903 года.