С вами Михаил Акимов. Здравствуйте!
«Браво» - хорошо известная и популярная группа. И её популярность – свидетельство того, как важно найти свою стилистику, своё лицо и своё звучание. Конечно, группа была достаточно сильна и во времена вокалистки Жанны Агузаровой, но вот лицо-то обрела, пожалуй, с приходом Сюткина.
Валерий был в её составе недолго: всего пять лет, но именно этот период многие считают золотым веком «Браво».
Музыкальная ностальгия – сильная вещь! Любой человек расплывается в мечтательной улыбке, заслышав песни молодости. Не зря же проект Эрнста-Парфёнова «Старые песни о главном» так сильно всколыхнул страну.
Но группа «Браво» пошла в этом направлении гораздо дальше и, пожалуй, другим путём. Она не стала группой, исполняющей песни какого-то советского периода: проявить себя серьёзно в таком аспекте невозможно: интерес быстро упадёт. Пример – группа «Доктор Ватсон», которая мгновенно обрела жуткую популярность, но всё закончилось очень быстро. У «Браво» есть и «Чёрный кот», и «Снег идёт» - но это просто исключение.
Группа стала писать музыку и песни в тематике стиляжного периода СССР, и это оказалось правильным решением! Вроде бы, и экскурс в недавнее отечественное прошлое, и в то же время – абсолютно самостоятельное творчество. И принёс его в группу «Браво» именно Валерий Сюткин.
Основатель группы Евгений Хавтан, думаю, абсолютно прав: поиграв в стиляг, он решил, что уже достаточно и захотел новой смены стилистики. Это, однако, привело к уходу из группы Сюткина, который хотел играть в них и дальше, поэтому занялся сольным творчеством. Они оба здесь правы, потому что играют то, что им нравится. Разве это не правильно?
А сейчас вокалистом «Браво» является Роберт Ленц, и группа продолжает удерживаться там, на самом верху.
🎶Вася
Интересно, но старт стиляжной тематике дал всё-таки не Сюткин, а Хавтан. Уже на первой репетиции с Сюткиным он наиграл сочинённый им мотив и заявил, что нужен текст, в котором главными героями будут стиляги. Хавтан знал, что Сюткин не только гитарист/вокалист, но также пишет тексты песен.
Валерий стал обсуждать с ним песенный сценарий. Всё прошло в завидном единстве и взаимопонимании, кроме имени главного героя. Хавтан считал, что его зовут Эдик. И, кстати, это вполне логично: многие стиляги Серёжи, Пети, Коли и так далее, предпочитали брать себе для тусовки такие имена.
Но задумка Сюткина была более патриотичной: он считал, что этот самый стиляга, классно танцующий твист и великолепно играющий Пресли, должен прославиться под самым прозаическим именем. Валерию удалось убедить в этом музыкантов группы; в конце концов, согласился с этим и Хавтан.
Всего через 20 дней после этого композиция была представлена на первом концерте обновлённой группы «Браво». Несмотря на то, что кое-кто из музыкантов коллектива в успех «Васи» не верил, но песня подняла публику с мест и заставила танцевать. Затем в 1991-м году, войдя в альбом «Стиляги из Москвы» и активно зазвучав в радиоэфире, она заняла первые строчки хит-парадов.
Ну, и у меня эта песня самая-самая любимая в репертуаре «Браво». А имя Вася ассоциируется с анекдотом: «Русская девушка Василиса вышла замуж за болгарского парня по имени Све́тлан. Теперь их дочь выносит всем мозги, говоря, что маму зовут Вася, а папу – Света»).
🎶Любите, девушки, простых романтиков
Опять же интересно, что и эту песню предложил сделать Евгений Хавтан. А интересно тем, что призывая Сюткина в 94-м сменить тематику, Хавтан заявил, что ему надоело петь про девушек, романтиков и моряков с лётчиками.
Тем не менее, история создания исходит от него. И, что самое удивительное, это произошло в 94-м, во время работы над новым репертуаром.
Евгений намекнул Сюткину, что идею очередной песни можно почерпнуть в одной из композиций группы «Центр», которая в репертуаре у тех появилась где-то в начале восьмидесятых годов. В ней были такие слова: «Девушки любят летчиков, девушки ждут моряков, девушки игнорируют маменькиных сынков».
Эта задумка пришлась Валерию по душе, так как в армии он проходил службу авиамехаником в Военно-воздушных силах. А поскольку самолётная тема была ему близка, слова композиции полились сами собой, то есть, на одном дыхании. Всего за два дня песня была в полной готовности для записи клипа.
Видеоролик музыканты без режиссёрской поддержки снимали на студии «Мосфильм» собственными силами, используя самодельные декорации. Данная своеобразная импровизация получилась весьма неплохо в стиле соц-арта. В том же 1994 году композиция «Любите, девушки» вошла в восьмой студийный альбом группы «Браво», ставший заключительным с участием Валерия Сюткина
Поклонники группы «Браво» сразу окрестили вышеупомянутую песню аббревиатурой ЛДПР – «Любите, девушки, простых романтиков».
🎶Семь тысяч над землёй
С этой песни началась сольная карьера Сюткина, хотя начал он её писать, ещё будучи солистом «Браво». Тогда он писал, в основном, тексты, музыку сочинял Хавтан. И вот на излёте карьеры в «Браво», как рассказывал сам Сюткин, однажды в его голове зазвучала мелодия и возникли образы: полёт пилота на кукурузнике, сидит человек, шарф развевается. Французский шансон. Такой Жан-Поль Бельмондо в свои лучшие годы в ироничной комедии. Он летит к своей возлюбленной, она машет ему снизу. И он ей: «Сейчас я прилечу и обниму тебя, любимая!».
Далековато от стиляжной тематики, которую хотел продолжать Сюткин. Да ещё и отход от отечественного материала. Но это только в плане образов и текста. Сама же музыка получилась именно такой, что и была.
Я например, слушая эту песню, вижу никак не Бельмондо, а то же «Браво», которое поёт про девушек и романтиков. Ну, или про Васю.
К работе над текстом Валерий привлёк своего друга поэта Сергея Патрушева. Они и раньше вместе работали. Но на сей раз между ними случился спор из-за цифры «семь». Дело-то понятное: на семи тысячах приличные самолёты не летают!
А Патрушев клялся, что в тексте подняться выше семи не может из-за ритмики: десять тысяч в строку не лезет. Наконец, он привёл Сюткину такой аргумент: допустим, он летит на турбовинтовом, а у того как раз семёрочка и будет.
Убедил. Или уговорил.
Песня «7 тысяч над землёй» вошла в сольный альбом Сюткина. Вокал был записан с одного дубля, буквально за три минуты. Звукорежиссёр заверил Сюткина, что с первого раза получается лучше всего. И, по всей видимости, он не ошибся. Несмотря на то, что в те годы были популярны более ритмичные композиции, песня «7 тысяч над землёй» была хорошо принята слушателями.
И это ещё слабо сказано! Возвращаясь из поездки после выхода альбома, Сюткин ехал з аэропорта на машине. Какую бы станцию ни включил, везде звучала эта песня! Тогда же она была удостоена звания «Лучшая песня года».
🎶Этот город
А вот эта песня уже после Сюткина. Хавтан хотел играть брит-поп, Валерий – нет. А этот жанр как раз тогда набирал популярность в Великобритании. Основные признаки – британский саунд в стиле 60-х, английский фольклор, мелодизм. Так стали играть Blur и Suede.
Сюткин был очень любим публикой, и Хавтан опасался, что поклонники отвернутся. Нового вокалиста Роберта Ленца он пригласил заранее и стал готовить под него новый альбом.
Поскольку ранее тексты сочинял Сюткин, место оказалось свободным, и с подачи барабанщика группы Павла Кузина Хавтан пригласил его друга Валерия Жукова. Первой композицией альбома, получившего название «На перекрёстках весны», была песня «Этот город». С музыкой Евгения Хавтана, она, после выхода весной 1996-го года девятого студийного альбома группы «Браво», сразу пришлась слушателям по душе.
Расчёт Хавтана оказался верным. Альбом «На перекрёстках весны» с заглавной песней «Этот город» очень понравился. Группа «Браво» вновь начала набирать популярность, а публика приняла нового солиста.
Сегодня многие жители столицы признают композицию «Этот город» неофициальным гимном Москвы.
На этом у меня всё. Всего вам самого доброго!