Найти в Дзене
All That Jazz

Yazz Ahmed: жрица психоделического арабского джаза и её путь к собственному звучанию

Yazz Ahmed - британо-бахрейнская трубачка, яркий представитель современной британской джазовой сцены - это сейчас её называют жрицей психоделического арабского джаза, но так было не всегда - вначале она слушала Диззи Гиллеспи и Майлза Дэвиса, и играла вполне традиционный джаз, но затем эксперименты по слиянию джаза и арабской музыки привели её к созданию своего особого звучания, для достижения которого Yazz Ahmed заказала у специального мастера четвертьтоновый флюгельгорн, который позволяет ей играть арабские гаммы более точно и выразительно: "Это был долгий путь в поисках собственного истинного голоса. В течение многих лет на меня сильно влиял американский джаз и мне потребовалось время, чтобы понять, что он не был искренне моим, потому-что я не американка". Пришла к этому пониманию молодая исполнительница через интерес к творчеству прекрасного канадского джазового трубача Kenny Wheeler, а через него она случайно наткнулась на альбом Blue Camel ливанского исполнителя на уде Раби Абу-Х

Yazz Ahmed - британо-бахрейнская трубачка, яркий представитель современной британской джазовой сцены - это сейчас её называют жрицей психоделического арабского джаза, но так было не всегда - вначале она слушала Диззи Гиллеспи и Майлза Дэвиса, и играла вполне традиционный джаз, но затем эксперименты по слиянию джаза и арабской музыки привели её к созданию своего особого звучания, для достижения которого Yazz Ahmed заказала у специального мастера четвертьтоновый флюгельгорн, который позволяет ей играть арабские гаммы более точно и выразительно: "Это был долгий путь в поисках собственного истинного голоса. В течение многих лет на меня сильно влиял американский джаз и мне потребовалось время, чтобы понять, что он не был искренне моим, потому-что я не американка".

Пришла к этому пониманию молодая исполнительница через интерес к творчеству прекрасного канадского джазового трубача Kenny Wheeler, а через него она случайно наткнулась на альбом Blue Camel ливанского исполнителя на уде Раби Абу-Халиля, выпущенный в 1992 году - вот этот то альбом и совершил переворот в сознании Yazz Ahmed - символично, что дебютный альбом, который она выпустила в 2011 году и на котором впервые появился её новый звук, назывался "В поисках пути домой".

На днях вышел новый альбом Yazz Ahmed – A Paradise in the Hold (https://album.link/s/3UHpYF4WdoHZkCD4fSz6ig) - в этом альбоме её музыка обусловлена двумя традиционными народными формами: радостными свадебными стихами Бахрейна и печальными песнями ныряльщиков за жемчугом. Это естественное сочетание её интересов, объединяющее культурные традиции свадеб с фольклором ныряльщиков за жемчугом, которых больше не существует как профессиональных тружеников, но которые остаются в памяти благодаря уникальному бахрейнскому жанру, известному как фиджири, или морская музыка. Важной частью фиджири является сопровождение пения особыми полиритмичными хлопками ладоней и хотя точную технику хлопков очень сложно выполнить правильно, но в Бахрейне, как говорит сама трубачка, в этом деле все эксперты.

Мерцающее звучание трубы, переливы электроники, россыпи вибрафона, плач скрипки и воркование бас-кларнета создают иллюзию погружения в воду вместе с ныряльщицами за жемчугом: "Мы взяли звуки, которые я записала, и создали новые цвета и текстуры, глубокие звуки из океана, крики морских существ и использовали их, чтобы рассказать истории о ловцах жемчуга, русалках, сиренах и празднествах".

На вопрос - остаётся ли её новая музыка всё ещё джазовой? - Yazz Ahmed отвечает: "В джазе есть много поджанров и сотни индивидуальных голосов, которые привносят свои собственные истории в эту постоянно развивающуюся музыку, возможно, сейчас больше, чем когда-либо. Для меня джаз — это древний дуб с глубокими корнями, прорастающий сотнями ветвей. Новые побеги появляются все время".

P.S. Новый альбом израильского контрабасиста Adam Ben Ezra - Heavy Drops (https://album.link/s/6Q1rugR9PnTPdS0mJVudXK) - вновь демонстрирует его видение контрабаса, как солирующего инструмента - хлопки и щелчки по деке, гитарные приёмы игры на грифе контрабаса, различные подзвучки и применение loop-station выводят контрабас из тени и заставляют увидеть его ярким, гибким и необычно звучащим инструментом. Хороший альбом лёгкого джаз-фьюжн.

Больше обзоров новых альбомов на нашем телеграм-канале Albums Jazz Chat (https://t.me/albumsjazzchat).