Кажется, никогда мое сердце не трепетало так, как в предверии 97-й церемонии вручения «Оскара»…
2024 год был очень щедр на долгожданные и громкие премьеры, качественные фильмы и личные-публичные дела селебрити. Но для меня главным событием прошлого (и текущего) киношных сезонов стало возвращение бесподобного (really sorry, блистательного, великолепного, роскошного, неподражаемого, сногсшибательного…) Эдриана Броуди в большое кино. Подчеркиваю, в большое, Броуди не уходил в отставку и не устраивал пауз на пОиСкИ сЕбЯ, но если проследить за его актерским путем, можно заметить, что он всегда отдавал предпочтение локальному авторскому кино, а в последние годы подсел на сериалы. Однако это не мешало ему регулярно оказываться на гребне голливудской волны, так что в свое время он и на свой первый «Оскар» настрадался в гетто, и в джунглях с Джеком Блэком побегал, и «Гранд Будапештом» заведовал, и даже совокупился с Мерилин Монро (в исполнении Аны де Армас, разумеется :)
Вот и теперь, не изменяя традициям, он с ноги выбил врата on top of the cinema Industry (англ: на верхушку киноиндустрии) сыграв главную роль в, пожалуй, главном фильме 2024 года режиссера Брэди Корбета «Бруталист», который получил десяточку номинаций на «Оскар», не говоря уже о всех тех наградах, которые и фильм, и сам Эдриан, и остальные причастные получили на Венецианском фестивале, «Золотом Глобусе», BAFTA и далее по списку.
А что такого-то в этом вашем «Бруталисте»? 🙄
Если бы это было литературное произведение, оно бы 100% пополнило ряд романов-эпопей. Фильм явно предназначен для усидчивых, поскольку наблюдать страдания Броуди зрителям предлагают без малого три с половиной часа (как будто кто-то возражает…)
Сюжет представляет собой жизнеописание главного героя, архитектора Ласло Тота, с 1947 по 1980 год. Я не просто так сравнила фильм с литературным произведением, его структура буквально напоминает структуру любого уважающего себя романа: Увертюра (читай - предисловие) - Первая часть - (что меня жестко поразило - антракт, не совсем по-книжному, зато по театральному, всем угодили) - Вторая часть - эпилог.
Но если все же попробовать собрать из этого некую сюжетную аннотацию, то получится примерно следующее:
Ласло Тот, венгерский архитектор, переживший Холокост, эмигрирует из послевоенной Европы в США, вынуждено оставив жену и племянницу. Однажды он берется за заказ богатого предпринимателя Харрисона Ли Ван Бюрена, и его и без того нестабильная жизнь переворачивается с ног на голову.
Заметила, что многие думают, что это фильм из разряда «успешного успеха», когда герой проходит терпкий путь и достигает немыслимых высот (все дружно вспомнили «Билли Элиота» и «Стажера»). О, нет. Это кино - сплошные эмоциональные качели, череда взлетев и паданий, причем таких болезненных, что во время просмотра можно впасть в мини-депрессию.
Так что, если быть объективной, картина зайдет не всем. Помимо сказанного выше, для зрителей, привыкших к быстрому развитию действий, классической композиции фильма, бесконечному экшну и динамике, фильм может показаться затянутым, скучным и в целом чем-то далеким от понимания. Кто-то даже зовёт этот фильм артхаусным (справка: артхаусный - элитарный, высокоинтеллектуальный) кино. В этом есть доля правды, у меня самой за 3.5 часа несколько раз шаталась самооценка и казалось, что я сильно не доросла до уровня такого искусства, как будто я понимаю, что в определенной детали или сцене заложен глубинный смысл, а вот какой…
И, тем не менее, фильм заслуживает внимания даже тех, кто далек от экранной философии. Огромный плюс в карму этой картины и ее создателей за то, что она имеет все шансы понравиться всем - и маэстро индустрии («Золотой глобус», «Серебряный лев», BAFTA, предстоящий «Оскар»… продолжать), и придирчивым диванным экспертам (да это же я 💅), и тем, кто включает кино на фон, чтобы пропылесосить квартиру или полистать маркетплейсы в приятной компании (ну снова я, что…).
Я это к чему веду.
Почему «Бруталист» все же стоит вашего драгоценного внимания?
Центр Вселенной (центр фильма)
Многое в начале уже было сказано об Эдриане Броуди, но я придерживаюсь мнения, что хорошего много не бывает, так что… Один из главных аспектов шедевра - исполнитель главной роли, да и сам его персонаж. Проведя короткое исследование при поддержке ✨Neiroseti и Chata GPT✨ я выявила наиболее вероятный прототип Ласло Тота - Марселя Брейера, венгерского еврея, архитектора из Баухауза, создателя стула «Василий», между прочим, который также сбежал от нацистов в Америку. Однако создатели признались, что специально не базировали фильм на какой-то конкретной исторической личности. Главный герой - собирательный образ архитекторов-иммигрантов, столкнувшихся со страшными проблемами в середине 20 века.Ласло Тот - персонаж, который вызывает различные чувства и эмоции, но не сопереживать ему невозможно. Броуди даже говорить ничего не нужно, это один из немногих актеров, который одними глазами и бровями передает такой шквал эмоций, что лично у меня немеют суставы. Уж сколько я насмотрелась его слез за всю фильмографию, думала, этим уже не впечатлить, так ведь впечатлил - весь фильм он по-настоящему плачет одним дублем, без раскадровки. Несмотря на свою гениальность, его герой не идеален. Он изменяет, колется запрещенными веществами и агрессивно срывается на окружающих (все эти приступы ярости и гнева тоже сняты одним кадром), но даже в эти моменты язык не поворачивается ругать или критиковать его. Короче говоря, Броуди in his element (англ: «в своей стихии»)
*И как же все-таки Эдриан органичен в образах страстных творческих виртуозов!
**Ну и стоит ли вообще говорить о его внешних данных?!!
Мощная поддержка.
Раз начали говорить про актеров, поговорим и про других. Эдриан вообще-то не всегда блистает на экране один, ему часто составляют компанию очень притягательные и талантливые люди, и этот раз не исключение.
Вторым по яркости образом в фильме является тот самый странный богатый заказчик Харрисон Ли Ван Бюрен, который то и дело привносил краски разного цвета и качества в жизнь главного героя. Его на экране воплотил отменный Гай Пирс, главный конкурент Юрочки Борисова на «Оскаре» за лучшую мужскую второстепенную роль)
Жену Ласло Тота, Эржебет, исполнила Фелисити Джонс, невероятная красавица. До этого я не видела ни один из её фильмов (или не запомнила), но здесь она просто прекрасна. Женщина, пережившая ужасы концлагерей, оказалась прикованной к инвалидному креслу, но не утратила ни желания, ни стремления жить. Ей приходится заново учиться выстраивать отношения со своим выдающимся, но крайне непростым мужем. Крестим пальцы на «Оскар» за лучшую второстепенную женскую роль!
Стиль.
Бруталист - невероятно стильное кино.
Пока далеко от него не ушли, снова вернемся к Броуди - ну как же ему идет эта эпоха!
Смокинги, брюки на подтяжках и свободные белые рубашки, кепи, струящиеся шелковые платья, шляпки, обнаженное тело Эдриана, лаковые туфли, галстуки и бабочки - костюмы в фильме просто отдельный вид искусства.
Великолепные венгерские виды.
Эстетика брутализма, само собой - крупные формы, прямые линии и простые элементы, серая-мраморная палитры, грубость и минимальный декор - сама не ожидала, что это может быть так красиво.
Визуал.
Очень отчасти это вытекает из предыдущего пункта. Визуал и стиль не могут существовать друг без друга, они несутся впереди актерской игры и музыкального сопровождения, погружая нас в атмосферу картины.
В «Бруталисте» проделана шикарная операторская работа, и это не преувеличение. Что меня поразило, фильм полностью снят на пленку в формате VistaVision, то есть пленка протягивалась через камеру не вертикально, как мы привыкли видеть, а горизонтально, что сильно расширило размер кадров. От этого изображение становится намного эпичнее, выразительнее и зрелищнее.
Одно из моих любимейших операторских приемов в кино - это долгие кадры. Угадайте, какой операторский прием работает в «Бруталисте»?
Вау, долгие кадры!
Они, как ничто, погружают в реальность героев. Серьезно, Гай Пирс с Броуди в огромной брутальной библиотеке-часовне? Зритель там же. Герои напиваются и танцуют в пабе - зрители с ними. Долгие кадры - это про эффект присутствия, про масштаб (особенно когда одним кадром снимается человек на фоне величественного сооружения или вида), про искренность.
Оператором картины является Лол Кроули, и если он возьмет «Оскар» за проделанную работу, это будет более, чем заслужено.
«Люди могут разукрашивать его, могут мочиться на него, могут любить, могут ненавидеть. И все это нормально», - так в одном из интервью охарактеризовал свой новый фильм режиссер Бреди Корбет, который, кажется, заберет за него «Оскар».
А Броуди уверяет: «Бруталист - это один из тех редких фильмов, где вы сталкиваетесь с тем, что называется «душой», глубоким чувством, когда прекрасные вещи сливаются воедино и образуют нечто почти алхимическое. То, ради чего стоит сломать себе голову».
Лучше и не скажешь в обоих случаях. «Бруталист» - очень своеобразное кино, особенно для массового зрителя. Но, без сомнений, это лучший фильм прошедшего года и одна из сильнейших ролей Эдриана Броуди (а сильных ролей у него вагон и маленькая тележка), так что хотя бы ради этого стоит его посмотреть и прочувствовать прекрасное 🤌