Произошла неназванная катастрофа, земля уничтожена, Отец и Сын идут на юг пересекая весь континент, размышляя есть ли смысл жить...Великий роман великого писателя, лучшая книга десятилетия, победитель Пулицеровской премии - так о ней пишут.
Моё почтение уважаемые дамы и господа - сегодня у нас литературные чтения, роман о выживании после апокалипсиса Кормака Маккарти "Дорога".
На деле же в нашем родном Мародере Беркема аль Атоми отсылок не меньше а интересных бытовых подробностей больше, особенно во второй части с уходом в татарскую мистику. Так что произведение может впечатлить голливудских жителей (у них как раз там были пожары уровня местного БП), но жителей ресурсных колоний всю жизнь ожидающих БП этим уже не удивить.
Этот тот редкий случай - когда кино лучше книги ( да есть одноименная экранизация) Первое из важнейших искусств куда как лучше передаёт атмосферу молчания, обрывистые диалоги и постапокалиптические пейзажи. Так что да, можно просто посмотреть.
С художественной точки зрения книга перехвалена. Там ищут отсылки к Данте, к Ницше, к Прометею - но это про тот анекдот, где автор под синими обоями подразумевал лишь синие обои. Единственная жирная отсылка - это отсылка к христианству. Отец и сын не имеют имён - потому что это Бог Отец и Бог Сын. А что если мальчик - бог, спрашивает Отец встретившегося на пути старика? В конце книги Отец видит над мальчиком свечение, наподобие нимба. И когда мальчик остается один - появляется надежда на новую жизнь. Глубоко в расщелинах выжили форели - а значит будет еда будет и жизнь. Это последнее предложение книги. Именно рыба - первейший символ христианства.
Отец более суров - как и Бог Отец в Ветхом завете - но эта суровость необходима для выживания. Мальчик милосерден как Исус в Новом Завете и он пришел на смену отцу. Для мальчика даже небольшие отступления от заповедей не приемлемы. Не воровать - не брать вещи у людей если они ещё живы. Не убивать - мальчик просит отца не убивать странников. Помогать - настаивает поделится едой со стариком. Мальчик - это без сомнения Исус. При этом отец и сын в Бога не верят - потому что Боги сами - Мы несем свет в нашем сердце. Что это значит?
Если отбросить метафоры - то небольшие кучки выживших людей воюют с друг другом, убивают, едят друг друга - вместо того чтобы вместе попытаться восстановить цивилизацию. И именно мальчик Исус должен принести им христианские ценности - не убий, не укради - чтобы человечество снова стало человечеством а не шайкой животных. И в этом ему поможет община христиан: "Женщина учила молится Богу, но я говорил с Отцом". По сути книга - альтернативная история Христа. По крайней мере я это явно увидел так.
С технической же точки зрения отец и сын всё делают неправильно. Во первых, оставаться в своем жилище и своей местности это всегда большое преимущество. Это куда безопаснее чем отправляться в незнакомые города на другой конец континента. Не слушайте выживальщиков, которые предлагают с небольшим рюкзачком чапать из города. Это самое глупое что можно сделать. Оставайтесь в своём доме, в своей местности. Тут всё вам знакомо, вы знаете людей, знаете где ближайшие магазины и источники воды. Можно делать радиальные вылазки на поиски еды - но оставаться в своем районе - это бы решило множество проблем героев.
Во-вторых, герои постоянно думают о смерти, они почти постоянно в депрессии. Тут конечно автор не до конца понимает человеческую психологию. Человек как таракан привыкает ко всему, даже в условиях Гулага людям удавалось сохранять спокойный рассудок. Но видимо поношенность отца на том сможет ли он убить сына - эта также библейская отсылка к распятию Исуса на кресте. "Отче, отче почему ты покинул меня". В реальности именно христианство помогло бы им сохранить рассудок. Для христианина жизнь управляется Богом. Бог ведет линию жизни человека - и в такой парадигме намного легче принимать все происходящее.
Очень плохо что отец с сыном одиночки - по сравнению с ними община христиан в которую уходит мальчик в конце будет намного устойчивее и больше приспособлена к выживанию. Во время апокалипсиса объединяйтесь. Каждый присоединенный человек в разы увеличивает шансы выжить. Почему то в картине мира у выживальщиков пропадают женщины старики и дети - а суровые мужики дерутся на ножах и автоматах за еду в магазине. Нет, большая часть населения будет также не готова и неспособна к агрессии. Эту часть выживальщики почему то никогда не учитывают.
Так что вроде бы отец и сын делают все правильно но нарушают 3 больших правила выживания в апокалипсисе: Остаемся на месте (если нет прямой опасности) сохраняем веру и объединяемся.
Прочитав половину книги - я уже думал её бросить,но в конце-концов она цепляет и заставляет задуматься. Это хорошая книга, здесь вложены такие базовые библейские вещи что её вполне можно было включить в состав Библии если бы её написали в то время, несмотря на разницу в стилистике - посыл тот же. И знаете у меня осталось ощущение, что всех загадок автора я не разгадал, не понял всю его недосказанность. Например я пропустил диалог о птицах которые летают где хотят, а ведь это буквально От Матфея 6:26
Посмотрите на птиц небесных: они не сеют, не жнут, не собирают в хранилища, однако ваш Небесный Отец питает их. Неужели вы менее ценны, чем птицы? 27 И кто из вас, беспокоясь, может продлить себе жизнь хотя бы на один час
Или вот например, когда отец догоняет вора укравшего у них телегу и забирает все его вещи. Он буквально говорит: ты сделал с нами тоже самое. То есть осуществляет заповедь Ветхого Завета "Зуб за зуб" Сын же осуществляет заповедь уже Нового Завета "Возлюби врага своего" и просит простить вора. В этом глубинный смысл книги Путь Ветхого и Нового Завета в трудные времена.
Пишите в комментарии если я что-то пропустил, вы читали книгу или смотрели фильм? А может мне удалось вас заинтересовать?
С уважением Александр Гримм