В ЦПКиО Волгограда установлен памятник выдающемуся русскому инженеру Владимиру Григорьевичу Шухову. Это второй из всего двух памятников этому человеку, установленных в нашей стране. Конечно, есть ещё бюсты и памятные доски, посвящённые этому человеку, но памятник у нас в Волгограде в некотором роде уникален.
В нашем ЦПКиО Владимир Григорьевич стоит в полный рост рядом с велосипедом «Паук», на котором был однажды запечатлен на снимке. Перед ним - личный стереоскопический фотоаппарат «Полископ».
Установлен памятник был в мае 2013 года в рамках реконструкции ЦПКиО, к слову, продолжающейся и по сей день.
Итак, кто же он - инженер Шухов? Вот, что говорит нам Википедия: Владимир Григорьевич Шухов (28 августа 1853, Грайворон, Курская губерния — 2 февраля 1939, Москва) — русский и советский инженер, архитектор, изобретатель, учёный; член-корреспондент (1928) и почётный член (1929) Академии наук СССР, лауреат премии имени В. И. Ленина (1929), Герой Труда (23 апреля 1928). Автор проектов первых российских магистральных нефтепроводов и нефтеперерабатывающего завода с первыми российскими установками крекинга нефти (1931). Внёс большой вклад в технологии нефтяной промышленности и трубопроводного транспорта.
Как мы видим, регалий у человека много. Можно сказать, что это практически гений своего времени.
Как сказано выше, Шухов был не только инженером, но и архитектором. Его архитектурное наследие знает каждый из нас, кто хотя бы раз смотрел новогоднюю передачу "Голубой огонёк".
Вот, например, заставка этой передачи от 1998 года.
Примечателен тут фон. Там изображена башня телецентра на Шаболовке. Эта башня была построена по проекту инженера Шухова. Задачу на её постройку инженер получил в 1920 году. Предполагалось, что радиостанция станет самой высокой в Европе — на 20 метров выше 330-метровой Эйфелевой башни, но гораздо легче и в разы проще в исполнении. Для создания символа Парижа в свое время потребовалась разработка 18 тысяч уникальных деталей. Для Шуховской башни нужна была всего лишь одна инновация — швеллер.
Разработанная Шуховым станция во многом опиралась на опыт придуманных им ранее башен-гиперболоидов. Что такое гиперболоид в архитектуре? Это дважды линейчатая поверхность, то есть через любую точку такой поверхности можно провести две пересекающиеся прямые линии. Вдоль этих прямых и устанавливаются балки, образующие характерную решётку. Вот такое витиеватое определение.
Экономичным по замыслу инженера стало бы само строительство: подъемные краны и тяжелые машины не требовались — Шухов предложил телескопический способ монтажа, по которому отдельные секции собирали воедино еще на земле, чтобы затем по очереди поднять на высоту и установить одну на другую. Но возникла проблема с металлом. Надо понимать, что на календаре было самое начало 20-х годов ХХ века. Только-только закончилась Гражданская война, в стране не хватало много чего, не только металла. В итоге, чтобы снизить стоимость строительства было принято решение снизить высоту башни до 160 метров.
Строительство не обошлось без проблем. Летом 1921 года случилась беда: при неудачном подъеме четвертой секции башни сломалась третья, оказались повреждены и первые две. Специально созданная для расследования произошедшего комиссия, в которую вошли авторитетные инженеры, вины Шухова в аварии не обнаружила. Однако время тогда было такое, что саботаж и диверсию пытались углядеть повсюду, так что архитектора, невзирая на заключение комиссии о безупречности его проекта, стали вызывать на бесконечные допросы в Государственное политическое управление при НКВД. В конце июля 1921 года Шухова приговорили к «условному расстрелу» (наверное, единственный такой случай в мировой практике). Инженеру поставили ультиматум: при малейшем просчете условный расстрел заменят реальным. Бытует легенда, что при повторном поднятии четвертой секции инженер встал в центр башни — мол, если упадет, то головы ему всё равно не сносить. Однако расчеты оказались безупречными. В марте 1922 года башня заработала.
С башней понятно, но причём же тут Волгоград? Не просто же так у нас в городе решили поставить памятник этому инженеру? Ответ на этот вопрос нам даёт другой памятник, стоящий рядом. Это памятник братьям Нобель. Сейчас этот памятник и памятник Шухову стоят практически рука об руку, хотя изначально памятник Шухову стоял у колеса обозрения.
Братья Нобель. Нефтяные короли Российской империи. Наверное непросто найти человека, который бы не слышал этой фамилии. Главным образом из-за Альфреда Нобеля - изобретателя динамита и основателя Нобелевской премии. Однако был у Альфреда брат Роберт, который оставил немалый след в истории нашей страны. Он стал основателем крупного российского нефтяного предприятия «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель». Один из нефтеперерабатывающих заводов этого товарищества находился в Царицыне, прямо на территории современного ЦПКиО. Да, было время, когда на территории нынешнего парка было большое производство.
Итак, с Нобелями всё ясно, причём тут Шухов? А с ним тоже всё не сильно сложно.
После окончания с отличием в 1876 году училища Шухов в составе научной делегации был направлен для ознакомления с достижениями промышленности в США — на Всемирную выставку. Именно тогда, на Всемирной выставке Шухов познакомился с американским инженером русского происхождения Александром Вениаминовичем Бари. Он заведовал «металлическими работами» при строительстве павильонов готовящейся выставки (за что получил Гран-При и золотую медаль) и, как хороший знакомый Ф. Е. Орлова по Цюрихской политехнической школе, принимал российскую делегацию в Америке. Бари оказывал россиянам помощь в знакомстве со страной и выставкой, помогал в закупке оборудования, инструментов и образцов изделий для мастерских технического училища, показывал участникам делегации металлургические заводы Питсбурга, строительство железных дорог и все новинки американской техники.
Летом 1877 года инженер Бари с семьёй вернулся в Россию и, воспользовавшись своими знакомствами, начал сотрудничество с Людвигом Нобелем. В том же году Л. Нобель приступил к постройке задуманного им в 1876 году нефтепровода от мест добычи в Балаханах до своего нефтеперегонного завода в Чёрном городе (заводской район Баку). До того нефть транспортировали в бочках и бурдюках, что было и долго, и дорого. Здесь-то Бари и вспомнил про Шухова, пригласив его к совместной работе в Баку. Принято считать, что Шухов является автором проекта первого нефтепровода, однако это не так. Первый нефтепровод был построен в Баку осень 1878 года, как раз в это время туда прибывает Шухов, приглашённый инженером Бари. Он в принципе не успевал принять участие в строительстве.
Наряду с добычей и транспортировкой остро стоял вопрос хранения добытой нефти. Тогда её просто выливали в большие котлованы. Естественно вопросами экологии тогда не заморачивались. Современные экоактивисты, попав в то время, просто наложили бы на себя руки от увиденного.
Первые резервуары в Баку строились силами компании братьев Нобель также по американскому образцу. Изначально американские резервуары были деревянными, имели вид гигантских вертикальных конусных бочек, стянутых железными обручами. С середины 1860 годов в США начался постепенный переход к цилиндрическим вертикальным железным клепаным конструкциям, возводимым на грунте. Это были монументальные сооружения с мощным фундаментов и довольно высокой ценой строительства.
Владимир Григорьевич задался целью построить дешевый нефтяной резервуар. Для этого он сделал его днище тонким и установил его не на фундамент, а на слой песка, чтобы оно прогибалось под тяжестью нефти. Поскольку давление на стенки резервуара было разным – внизу больше, а вверху меньше, – Шухов предложил делать стенки более толстыми внизу резервуара и тонкими в верхней его части. Такая конструкция позволяла значительно сэкономить металл на строительстве резервуаров и, соответственно, уменьшить конечную стоимость нефтепродуктов.
Один из резервуаров, спроектированный непосредственно Шуховым, дожил до наших дней и находится во Владимире.
С тех пор все нефтяные резервуары строятся именно по технологии Шухова, так что проезжая мимо какой-нибудь нефтебазы можно легко увидеть его творения. Конечно, сейчас эти баки стали гораздо больше, далеко не на всех есть конические крыши, однако сам принцип строительства остался неизменным.
Также благодаря инженеру Шухову человечество получило бензин. Владимир Григорьевич изобрел установку термического крекинга (то есть расщепления) нефти: это высокотемпературная переработка нефти и ее фракций с целью получения продуктов меньшей молекулярной массы. Впрочем, крекингом этот способ назвали потом, в США, когда расщепление нефти стали применять в первую очередь для получения бензина для автомобилей.
Шухов выяснил, что, нагревая нефть под высоким давлением, можно получить в два раза больше керосина, чем в ней содержится. Чтобы нагреть нефть до нужной температуры, он предложил использовать не обычные кубы, а трубчатые печи: множество отдельных труб идеально подходят для нагрева жидкостей. Сейчас вспомним как выглядит любой современный нефтеперерабатывающий завод - это лес труб. Собственно часть этих труб и является установками крекинга нефти.
При такой дробной перегонке нефти в трубчатой печи получался не только керосин, но и бензин. С началом автомобильной эры это обстоятельство оказалось весьма ценным.
Теперь-то, думаю, всем понятно, почему в Волгограде установлен памятник инженеру Шухову, причём рядом с памятником братьям Нобель да ещё и на территории ЦПКиО. Дело в том, что там в начале ХХ века стоял нефтеперерабатывающий завод братьев Нобель, а инженер Шухов, который работал на инженера Бари, который в свою очередь сотрудничал с братьями Нобель, сделал немало полезных открытий для нефтяной отрасли. Нефтехранилища, разработанные Шуховым, стояли в том числе и на заводе Нобелей в Царицыне. По крайней мере без его изобретений наша страна едва ли смогла бы похвастаться столь мощной сырьевой экономикой.
Однако у инженера Шухова, помимо основной деятельности были и другие увлечения, некоторые из которых отражены в памятнике в Волгограде. Он увлекался оперой, театром, шахматами. Достаточно серьёзно занимался велоспортом, был победителем городских соревнований. Однако самым главным его увлечением была фотография. Он даже оставил в одной из своих записных книжек запись «Я по профессии — инженер, а в душе — фотограф». Поэтому мы и видим, что на памятнике Шухов стоит рядом с велосипедом и фотоаппаратом.
Прочитав список регалий Шухова можно решить, что жизнь у него была счастливой. Это как сказать. До Октябрьской революции 1917 года может так оно и было, а вот потом... Революцию он не принял, однако от эмиграции отказался. Два его сына с его благословения сражались в рядах Белой армии. Большевиков он не любил (это мягко говоря). Шухова выгнали из его собственного дома. Переезжая в свою контору, инженер уничтожил черновики многих проектов, в том числе форсунок. Подобных переездов в жизни Шухова будет немало, и в них погибнет или потеряется значительная часть его ценнейших архивов. Однако такие инженеры были нужны Советской власти, поэтому они терпели его взгляды, а в попытках как-то расположить его к себе, даже присваивали звания и премии.
Погиб Шухов крайне трагично. Он не любил электричество, предпочитал работать при свечах и всю взрослую жизнь воевал с микробами, постоянно протирая руки одеколоном. Ночью в феврале 1939 года жильцов дома на Зубовском бульваре Москвы разбудили страшные крики: «Горю, горю!» Восковая свеча подпалила льняную рубашку инженера, и тот в считаные секунды оказался объят пламенем. Потушила академика домработница, а приехавшие медики диагностировали у пожилого Шухова тяжелые ожоги большей части тела. В больницу он ехать отказался, потребовав, чтобы ему «дали умереть дома».
На момент гибели инженеру было уже 85 лет.
Вот какому великому человеку установлен памятник в Волгограде. Доподлинно неизвестно, бывал ли Шухов в нашем городе, однако его вклад в развитие нефтяной промышленности неоценим. Поэтому данный памятник в нашем городе, тем более на месте бывшего завода "Товарищества братьев Нобель", стоит, как говорится, на своём месте и по праву.
Ещё статьи на похожую тематику
Если вам понравилась статья, ставьте лайки, комментируйте, подписывайтесь на канал. Всегда рад новым читателям. Полный список статей канала можно найти здесь