Привет друзья! Продолжаю рассказывать о своих прогулках по столице РТ. Неоднократно проходя по улице Баумана, с места, где находится скульптурная композиция «Кот казанский», я обращал внимание на купол собора Петра и Павла. Ещё этот собор называют просто Петропавловским. Посетить его я намеривался ещё давно, но увлёкшись другими достопримечательностями, всё ходил «вокруг, да около».
Собираясь в Казань сейчас, я отнёс его к числу достопримечательностей, которые «обязательно» хочу посетить. Собор возведён на возвышенности, а улица им. Мусы Джалиля на которой он расположен, называлась Петропавловской.
Это величественное сооружение поражает своей архитектурой и внешней росписью жителей и гостей города. Его история вызывает большой интерес. Изначально на месте каменного собора находился одноимённый деревянный храм. В конце мая 1722г. в Казань прибыл Император Пётр I, направляясь в персидский поход. Остановился Император у известного в городе купца Ивана Михляева. В благодарность за доверие государя, Михляев решил возвести небывалой красоты каменный собор. Как сообщается в некоторых источниках данный собор являлся для того времени самым высоким (52 м) и богатоукрашенным среди всех крупных волжских городов.
Его возведение началось в 1723г. и завершилось через три года. Новый собор торжественно освятил митрополит Сильвестр Холмский. Главный летний храм, разместившийся на втором этаже, был освящен во имя святых апостолов Петра и Павла; теплый храм на первом этаже — в честь Сретения Господня. Два небольших придельных храма на первом и втором этажах освятили в честь чудотворных икон Божией Матери: верхний - «Живоносного Источника», нижний - «Неопалимой Купины».
Шло время. Петропавловский собор посещали известные люди: классик русской литературы Александр Пушкин; французский писатель и кулинар Александр Дюма; учёный и путешественник Александр Гумбольдт. В казанский период своей жизни, в соборе за богослужением нередко пел Фёдор Шаляпин.
Однако нельзя сказать, что и в дореволюционные времена, судьба собора была безмятежной. Только в первое столетие своего существования, святыня пострадала от пожаров не менее пяти раз. А при пугачёвском восстании, подвергся нападению разбойников. В середине XIX в. образовалась новая проблема – прогрессирующее разрушение фундамента, кроме того, начал осыпаться уникальный фасад. В 1864г. началась капитальная реставрация, продолжавшаяся не менее трёх лет. Отреставрированный собор был освящён архиепископом Антонием Амфитеатровым.
В Советский период собор действовал до 1939г. Поводом для закрытия стал арест настоятеля Андрея Боголюбова, обратившегося за финансовой помощью к Петру Унженину - бывшему казанскому купцу, впоследствии эмигрировавшему в Китай. С этого времени в помещениях собора находились партийный архив, планетарий, реставрационные мастерские музея ТАССР.
В конце 1980-х годов совместными усилиями епархии и казанской интеллигенции удалось добиться возвращения собора верующим. 25 июля 1989г. храм повторно освятили, начались службы. Однако его состояние потребовало реставрации.
В наше время Петропавловский собор является памятником архитектуры XVIII века, и уникальным образцом русского барокко. В краеведческих источниках сообщается, что храм данным образом украсили присланные из Москвы зодчие. Его архитектура таит в себе загадочные моменты, что является предметом споров как среди религиоведов, так и краеведов. Прежде всего, это оригинальные килевидные очертания крыш над апсидами главного здания, гребешки которых украшены ажурной бахромой из просечной жести. В казанском зодчестве они применялись в т. ч. в архитектуре мечетей.
Оставим это дело специалистам, и полюбуемся красотой собора.
По высокой и одновременно широкой каменной лестнице поднимаюсь к верхнему храму, чтобы увидеть отдельно стоящую колокольню. Перед этим стоит сказать, что отсюда свободный вид на крыши малоэтажных зданий, а также хорошо просматривается Богоявленская колокольня, находящаяся на улице Баумана.
Высота колокольни Петропавловского собора - 49 м. Интересно, что её башня была использована оплатившим строительство Михляевым, как величественное надгробие: в подвале её находился склеп с саркофагом этого купца.
Колокольня украшена таким же многоцветным барочным декором, что и собор. Под каждым из восьми окон «фонаря» (открытая или застеклённая конструкция, служащая для освещения или вентиляции) колокольни в квадратном углублении расположены изразцы. В конце XIXвека, в предпоследнем ярусе установили часы изготовленные Петром Климовым.
Напротив колокольни находится небольшой храм в честь Косьмы и Домиана. В настоящее время он не действует. А за ним особняк того самого купца Михляева, примыкающий к собору.
Возвращаюсь к собору, и не перестаю восхищаться его необычным оформлением.
Все окна украшены цветным витражом, фасад переплетениями виноградных лоз и белыми цветами. Такое украшение православных храмов, я вижу впервые.
А так выглядит внутреннее убранство собора. Когда я вошёл внутрь, в это время проводился обряд венчания. При проведении служб и таинств, посетителей просят не использовать фото-видеоаппаратуру. Я не стал нарушать правила, и для данной публикации воспользовался снимком из открытых источников.
Здесь находятся мощи местных святых, перенесённые сюда из некрополя Спасо‑Преображенского монастыря, в т. ч. святителя Ефима, преподобных Ионы и Нектария Казанских. Как сообщается в краеведческих источниках, большинство икон было утрачено после закрытия собора. Сейчас можно увидеть изображение святых апостолов Петра и Павла. Также в соборе хранится чудотворная Седмиозерная икона Божией Матери, переданная сюда из храма Ярославских чудотворцев, будучи спасённой иеросхимонахом Серафимом (Кошуриным), после закрытия в 1928г. Седмиозерной пустыни.
Изучая материалы для будущей публикации, я узнал, что данная икона была принесена в казанский край из Великого Устюга в 1615г. монахом Евфимием, впоследствии основавшим Седмиозерную Богородицкую пустынь, где икона и хранилась. Среди православных казанцев считается, что Седмиозерная икона прославилась чудесами. Когда в 1654-55г. свирепствовавшая по всей России моровая язва (чума) достигла Казани, икона была привезена в один из храмов города, «зараза» стала прекращаться, и вскоре отступила. Не знаю насколько это правдиво, но для меня как для человека занимающегося краеведением, побывавшего в Великом Устюге и ближайших к нему районах Вологодской области (Кичменгский Городок) данная история представляет интерес.
В завершении хочется сказать, что собор Петра и Павла, это неповторимая в своем роде православная святыня и одновременно памятник архитектуры, являющийся одним из предметов культуры и украшения города с тысячелетней историей, хранящего в себе гармоничную жизнь людей разных религий.
А на этом у меня всё. Следите за новыми публикациями!