Привет всем любителям необычных мест. Сегодня мы заглянем в самую необычную и «продвинутую» церковь Петербурга, которая привлекает своей историей и необычной особенностью. Многим она известна как: "Та самая знаменитая обгоревшая церковь".
Одновременно это действующая церковь, арт-пространство, концертный центр, выставочная галерея, кофейня и много что ещё. И все это не мешает друг другу, а дополняет и делает церковь уникальным местом. Давайте немного прогуляемся по нему, заглянем в историю и насладимся особенной атмосферой.
Неприметная снаружи, таинственная внутри
Еще не так давно здесь было заброшенное и позабытое место, а сегодня Лютеранская церковь Святой Анны (Анненкирхе) стала настолько знаковой и популярной церковью Санкт-Петербурга, что её даже стали включать в туристические маршруты.
Находится мегаколоритная старинная кирха в центре Петербурга, в самом начале Кирочной улицы, близ Литейного проспекта. Собственно, в честь неё улица и названа (в переводе с немецкого языка "kirche" - церковь).
Так она выглядит со стороны Кирочной улицы:
А это вид кирхи с другой стороны - с Фурштатской улицы:
Светло-зеленое здание с белыми колоннами и лепниной выглядит очень симпатично и скромно снаружи. Чего не скажешь о его внутреннем наполнении. Внутри оно со своими секретами. Очень таинственное:
Анненкирхе - это старейшая и, не побоюсь этого слова, «культовая» церковь с очень непростой судьбой. За три века своего существования она пережила многое: была и сакральным местом, и кинотеатром, и рок-клубом, и даже пережила страшный пожар, который чуть ее не уничтожил.
Пожар здесь вообще больная тема. Об этой, а также об остальных страницах истории этого здания подробнее расскажет новая выставка, которая продлится до 01 июня. Собственно, на неё я и пришла:
Мрачный и ужасающий интерьер со следами бушевавшего пожара словно декорация к постапокалиптической картине...или фильму ужасов:
Так как же так получилось, что молитва и кофе оказались в одном здании? Для этого нужно обратиться немного к историческим фактам.
Эпоха процветания церкви
1704г. История Анненкирхе началась спустя год после основания Петербурга. По поручению Якова Брюса, соратника Петра Великого, на территории Петропавловской крепости возвели небольшую деревянную церковь, где собирались на богослужения лютеране - немецкие мастера, приглашенные строить город на Неве.
1722г. Когда молодой Петербург стал разрастаться, церковь разобрали, как конструктор Лего, и перевезли с территории Петропавловской крепости на Литейную часть. Здесь в то время располагался литейно-пушечный двор, где изготавливали пушки и отливали церковные колокола. Чуть позже церковь вместе с прихожанами опять переместили, но уже на 4-ю Артиллерийскую улицу, известную сегодня как Кирочная. На этом месте она осталась навсегда.
1740г. Благодаря покровительству императрицы Анны Иоанновны деревянную церковь превращают в мазанковую, то есть с фундаментом, покрытую глиной и оштукатуренную. В 1740-м этот лютеранский храм был освящен как церковь Святой Анны или Анненкирхе.
1779г. Здание много раз перестраивалось. Финальный каменный вариант на месте деревянного возвели по проекту почетного архитектора Юрия Фельтена уже при Екатерине Великой. Этот архитектор проектировал Дворцовую и Сенатскую площади, Малый и Большой Эрмитаж, интерьеры Зимнего дворца, решетку Летнего сада, Чесменский дворец и другие постройки, украшающие Петербург сегодня.
Конечно, церковь в 18 веке выглядела не так как сейчас. Большая часть холла отсутствовала, включая всеми любимую парадную лестницу. Не было помещений второго этажа. Вход был со стороны Фурштатской улицы.
К началу 20 века община Анненкирхе была одной из крупнейших в Петербурге. Лютеранство было второй по численности конфессией в России, уступая лишь православию.
Накануне революции 1917 года кирху посещали 12 тыс. прихожан, в том числе воспитанницы Смольного института, а так же почётные жители города: сам архитектор Фельтен, семья ювелира Карла Фаберже, врач и педагог Петр Лесгафт, живописец Карл Брюллов, который здесь венчался. А в 1935 году в церкви Святой Анны крестили маленькую Алису Фрейндлих.
Так же в стенах Анненкирхе в разное время можно было встретить других известных людей: путешественника Николая Миклухо-Маклая, друга А. С. Пушкина Антона Дельвига, Альфреда Нобеля, учредившего Нобелевскую премию, полководца М. Б. Барклая-де-Толли, мореплавателя И. Ф. Крузенштерна и других.
Помимо богослужений, церковь опекала больницу, занималась социальной работой. При ней функционировали: училище, попечительство о бедных, богадельня, детский дом, приют для девочек и даже земледельческий приют «для падших женщин».
Рядом с кирхой до сих пор находятся две школы: отдельно для девочек и мальчиков. Сейчас там современная петербургская школа - президентский физико-математический лицей №239 (Анненшуле). Здесь учились математик Григорий Перельман, лидер гр. «Аквариум» Борис Гребенщиков, актриса А. Фрейндлих и др знаменитые петербуржцы.
Гонение церкви и период репрессий
История процветания Анненкирхе обрывается с началом Октябрьской революции 1917г. Церковь стала гонима, особенно лютеранская, но первая и последняя Семинария еще продолжала работать.
Когда к власти в Германии пришел Гитлер (с 1933г.) в СССР уже начались массовые преследования лютеран. Если часть православных храмов в Советском Союзе еще оставались открытыми, то протестантские церкви закрылись все, включая Анненкирхе. Пострадали не только пасторы и семинаристы, которые были убиты. Тяжело пришлось всем немцам, жившим в Ленинграде. Многие были расстреляны, других поглотил ГУЛАГ, третьи были вывезены в тыл.
В результате репрессий в России не осталось ни одного лютеранского пастора. Здания церквей были конфискованы и переоборудованы для более насущных нужд нового государства. Анненкирхе не была исключением: из неё вынесли все, что имело хоть какое-то отношение к религии. С купола сняли крест, вывезли в неизвестном направлении оргАн.
Об этом периоде рассказывает экспозиция в подвале церкви. Находиться там тяжело: память о прошедших событиях смотрит с портретов глазами пострадавших за свою веру людей. А за решеткой стоят настоящие кресты с лютеранских кладбищ, за которыми много лет никто не следил.
Лично меня сильно впечатлила экспозиция памяти репрессированных священников:
горящие свечи у их фотографий вдоль коридора, по которому идёшь в полумраке на стук пишущей машинки в помещение, где копии приговоров и газет 30-х годов с антирелигиозной пропагандой. Я хотела было получше снять видео, но у меня не получилось. Я пулей от туда выскочила. На момент выставки я знала всю историю этого страшного места, поэтому не смогла там находиться + я клаустрофоб.
Здесь низкие потолки, нужно пригибаться. И узко в проемах. Если вы выше 170см вам будет не комфортно. Я 165 ростом и рукой достала до потолка, вдобавок в переходе лбом стукнулась все равно.
1938г. В СССР уничтожили все лютеранские приходы. Именно в это время церковь превращается в кинотеатр «Спартак».
Кинотеатр «Спартак»
За несколько лет до начала блокады Ленинграда в церкви Святой Анны открылся кинотеатр «Спартак». Переоборудовали кирху, придумали новый интерьер, в том числе построили лестницу, ставшую визитной карточкой здания. На месте алтаря установили экран, а помещение оформили под зрительный зал.
«Спартак» или «Кинотеатр последнего показа», как его называли ленинградцы, был культовым местом, куда ходила вся ленинградская интеллигенция: здесь показывали не только советские новинки, но и Голливудские фильмы, а так же шедевры кино, которые уже нельзя было увидеть в обычных кинотеатрах.
Фильмы показывали по строгому регламенту 1-2 сеанса в день, и попасть сюда было очень сложно, потому что билеты раскупались мгновенно. Именно здесь ленинградцы впервые могли увидеть мультфильмы Диснея, ленты с Вивьен Ли, картины итальянских неореалистов.
В конце 80-х «Спартак» перешел во владение Госфильмофонда СССР. В кинотеатре начали крутить картины Фасбиндера, Годара, Трюффо, режиссеров «новой волны», что стало притягивать неформалов.
Для выставки «Рок, кино и пламя» в зале вновь развернули экран и включили проектор: над сценой всплывают черно-белые кадры фильма «Мария Шотландская» с Кэтрин Хепбёрн:
В момент распада СССР в церкви начинается второе рождение. В этот период под крышей Анненкирхе возобновляют богослужения по воскресеньям, при том, что в остальные дни за стенкой вовсю работал кинотеатр «Спартак».
Кинотеатр просуществовал пять десятков лет, пока не пришли «лихие 90-е», которые стали временем испытаний для церкви.
Рок-н-ролл
Времена меняются, наступают лихие 90-е. Тут уже становится не место интеллигентному кинотеатру. В это время страну захлестнула волна дискотек, которые проводили в самых неожиданных местах. Анненкирхе не стала исключением.
Здание оказалось в ведении частной фирмы, и бизнесмены решили его переделать под ночной клуб. Клуб контркультуры, андеграундной музыки и искусства. Вместо кинотеатра лютеранскому приходу пришлось делить здание уже с ночным клубом.
Церковь стала популярным местом тусовок молодежи «лихих 90-х», что нашло отражение в культовом фильме «Брат». Храм появляется в первой части фильма, где Данила Багров знакомиться с девушкой Кэт.
Музыкальный магазин во дворе, куда спускается герой Бодрова, работает до сих пор. Даже вывеска не изменилась.
Чуть позже в бывшем кинотеатре начали поводить первые по всей стране рок-концерты. В 1998 году прошёл первый. Кинотеатр «Спартак» переформатировали в рок-клуб «Спартак».
В это тусовочное место приходила городская молодежь, чтобы послушать музыку, пообщаться, выпить, поиграть в автоматы и бильярд на втором этаже, где сейчас находится часовня. Здесь принимали всех, кто относил себя к андеграунду, поклонников «пост-панка» и любителей отвязных концертов:
В главном зале этого храма выступали: «Гражданская оборона», «Король и Шут» «ДДТ», «Ночные снайперы», «Сплин», «ПилОт», «Аквариум», «АукцЫон», «Ленинград», «НОМ», «Колибри», "2Самолета" и др.
На выставке можно увидеть фотографии, архивные плакаты, афиши, билеты, бейджи прессы и персонала, вырезки из газет, где говорится о выступлении в клубе, одежда. На стенде диски с альбомами Сергея Курёхина и ещё десятка рокеров того времени:
В ротонде по окружности инсталляция: люминесцентными красками выведены названия групп и портреты артистов, которые выступали на сцене клуба, и в эти моменты включаются записи их песен. В этот момент, можно подумать, что нет ничего более далекого друг от друга, чем рок-н-ролльный дух свободы и бунтарства и христианские ценности смирения. Однако, среди портретов Горшенева, Васильева, Шнурова и Гаркулина, можно найти и знакомое лицо в терновом венце:
🤘 Примечателен тот факт, что эти рок-концерты посещал в то время и будущий настоятель кирхи Евгений Раскатов. На экскурсии он расскажет, что и не думал, что когда-нибудь станет настоятелем этой церкви. Думаю, этот факт повлиял на её нынешнюю судьбу.
Пожар и возрождение из пепла
2002г. Под давлением общественности мэрия Петербурга обязала собственников клуба вернуть здание лютеранской церкви. Но передать не успели. Когда клуб «Спартак» покидал эти стены, случился страшный пожар, пламя которого начисто уничтожило некогда великолепные интерьеры.
Кирха полыхала почти сутки. Внутри выгорело практически все. Крыша сгорела полностью, в том числе уничтожен и обрушен купол. Остались только стены, а на них частично следы красной и голубой краски. В таком заброшенном и никому не нужном виде церковь простояла 6 лет. На руинах начали расти деревья.
Расписной рояль выглядит очень мило среди разрухи и мрака:
В кирхе после пожара сохранились оригинальные элементы времён Юрия Фельтена. Кованые решетки на винтовой лестнице сделаны по эскизам архитектора и относятся к 18 веку. Так же в ротонде и у винтовых лестниц осталась метлахская плитка фирмы Villeroy&Boch, 19 век:
После пожара Анненкирхе стала выглядеть зловеще. Тем не менее это не уничтожило ее, а стало началом новой жизни. Уникальный архитектурный памятник федерального значения сплотил вокруг себя не только членов лютеранской общины, но и представителей других конфессий.
Своими силами неравнодушные люди вывезли сгоревшие конструкции и мусор. Переложили крышу, очистили стены, завели внутрь коммуникации. В 2018 году установили крест, на который собирали всем миром.
В 2013г. возобновили не только богослужения, но и начали проводить выставки, концерты классической и современной музыки, лекции и экскурсии на христианские темы, а так же прочие культурные мероприятия. После пожара церковь стала фоном для тысяч фотосессий. Вырученные средства идут на обустройство церкви и её сохранение.
На момент выставки в часовню разрешается зайти, чтобы увидеть и послушать Кибер-пастора, который рассказывает о лютеранах в России:
Летом 2025г. церковь закрывается на масштабную реставрацию, которая продлится 2 года. Проект разработал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Он же помог найти деньги. Финансовые средства на восстановление пожертвовал анонимный меценат. Все это согласовано с КГИОП.
В кирхе приведут в безопасное состояние несущие конструкции, кровлю и лестницу. При этом С. Кузнецов решил зафиксировать состояние церкви после пожара. Поэтому опаленные стены частично закрашивать не будут. После завершения ремонта установят оргАн. Надеюсь, что после этого яркая культурная жизнь Анненкирхе продолжится. Ведь благодаря таким проектам она стала одной из самых посещаемых церквей Санкт-Петербурга, в которую приходят люди всех вероисповеданий.
🎬🤘🔥 Сегодня здесь идёт интерактивная выставка «Рок, кино и пламя». Внутри кирхи оформили несколько локаций, которые иллюстрируют все три века истории лютеранской церкви в Петербурге:
📌 Если вы ещё здесь не были, советую посетить и прочувствовать кожей всю историю этого интереснейшего места, пока она в том виде, как сейчас. Это самая необычная лютеранская кирха. Здесь будет интересно, даже если вы атеист. Я, например, не могу себя назвать глубоко верующим человеком. Я из тех, кто будет молиться разве что в падающем самолёте, но здесь я себя чувствую комфортно. Здесь тихо, спокойно, дружеская обстановка, концерты замечательные и кофе вкусный.
Мне здесь нравится тем, что это не стандартная церковь в классическом её понимании, со всеми её строгими религиозными правилами. Помещение превратили в современное арт-пространство, где захотели рассказать о религии доступно, через цепляющие взгляд современные инсталляции. Можете со мной не соглашаться, но лично я богохульства и мракобесия в этом не вижу никакого. Да и количество посетителей говорит само за себя.
Для наглядности инсталляция к прошедшей выставке "Сотворение". Цветы и яблоки - Эдемский сад. Первый этаж весь был в цветах, далее райские кущи превращались в яблоки (запретные плоды). Выше они уже висели надкусанные - символизировали момент грехопадения первых людей. А еще выше большой терновый венец, который указывал на искупительную жертву и возможность вернуться в Рай (искупление грехов И.Христом). Кусать или нет? Каждый решает сам. По всей кирхе висело 3,5 тысячи яблок и много цветов. Очень красивая выставка была.
Когда: до 01 июня 2025
Где: СПб, Кирочная ул., 8В (м. Чернышевская)
Стоимость: стандартный билет 800-1000 руб. (1200 майские праздники). Если вы не можете позволить себе билет на выставку, нужно сказать администратору. В день выделяется 15 билетов для неимущих.
Взглянуть на выставку можно здесь (видео):
Все фотов статье принадлежат автору, кроме некоторых. Те, которые взяты с сервиса Яндекс для визуализации, подписаны.
Были в этом месте? Тогда рассказывайте о своих впечатлениях в комментариях)