Рассказать об этой книге очень сложно, так много в ней всего. Необъятное не обнимешь - надо выделить главное, а здесь всё главное!
Но и не рассказать нельзя - это самое удачное моё книжное приобретение за прошедший год. Хочется, чтобы о книге узнали как можно больше людей.
Как это написано
В книге 10 частей, каждая посвящена какой-либо творческой группе, ведь каждый мультфильм - это кропотливый труд многих людей.
Великая несправедливость в том, что если мы кого и знаем из создателей наших любимых мультфильмов, то максимум режиссера и артистов, озвучивших главных героев.
Автор выводит из безвестности хотя бы часть причастных к шедеврам.
Затем следуют кадры из самых известных мультфильмов, созданных режиссерами и художниками-постановщиками. Например, Хитрука прославили "История одного преступления", "Фильм, фильм, фильм" и "Винни-Пух", а знаковый фильм Эдуарда Назарова - "Жил-был пёс":
А дальше - не сухие факты, не деловые интервью и не биографии мультипликаторов - родился, учился, прошел такой-то творческий путь, а живые истории, дружеские беседы, сложные и счастливые судьбы.
И очень много фото.
Как это читается
Сергей Капков - шеф-редактор "Союзмультфильма", журналист, историк анимации. Он знает и любит мультипликацию. Ему посчастливилось быть лично знакомым со многими людьми, которые стояли у истоков нашей анимации, с корифеями, мэтрами. Он умеет вести неформальную беседу, знает, о чем спросить и как.
Поэтому чтение такое атмосферное, увлекающее.
Книга объемная - 432 страницы, большой формат. Но читала я её долго не только поэтому - мне хотелось смотреть мультфильмы, о которых читаю. Я посмотрела более 30 мультфильмов (а всего в книге рассказывается о ста с лишним). И это такое было удовольствие!
Что впечатлило больше всего
Не буду пересказывать каких-то конкретных историй, лучше прочесть их в книге. Только самые сильные впечатления в целом.
🧡 Золотой фонд нашей мультипликации создавали люди, которые в этой мультипликации двигались ощупью. Многие и на студии оказались случайно. Учились на мультфильмах Диснея, методом проб и ошибок. Ещё и профессии как таковой не было.
Для многих первые шаги в анимации прервала война, а потом нужно было учиться сначала.
Сейчас, когда создана такая мощная школа и столько технических средств в помощь, почему-то не видно шедевров.
🧡 В мультипликации работали фанатики. Совершенно одержимые! Работа кропотливая, во многих специализациях - прорисовщики, фазовщики - рутинная. Оплачивалась работа режиссеров мультипликации в разы ниже, чем игрового кино, а аниматоров просто позорно.
А они этим жили, Леонид Шварцман карандаша не выпускал из рук, Борис Дежкин (режиссер "Шайбу, шайбу!", "Матч-реванш") часами просиживал на стадионе, смотрел, как хоккеисты двигаются, Павел Гусев изобретал механизмы, чтобы куклы двигались, Ефим Гамбург каждый свой мультфильм создавал в другой манере, ему было неинтересно делать так, как уже однажды сделано...
Нет в жизни ничего более прекрасного, чем наслаждать и воспитывать детей.
Борис Фильчиков, звукорежиссер более 500 мультфильмов
🧡 Поразил художник-постановщик Виктор Никитин, режиссер м/ф "Снегурочка", "Сказка о золотом петушке", "Мороз Иванович" и др.
Он не просто рисовал, следуя замыслу режиссера, а пытался постичь, в чем замысел сказки, какая её основная мысль.
Мультфильм "Снегурочка" вышел в 1952 году, но ещё 50 лет после выхода художник продолжал работать над персонажами, какими он видел их сегодня, произведение не отпускало его.
🧡 Удивило количество долгожителей среди создателей мультфильмов!
В самом преклонном возрасте - 90+ и даже 100+ они продолжали рисовать, работали. Не верится в случайное совпадение! Мне кажется, та самая одержимость своим делом плюс сохранение в душе какой-то детскости продлили им активный период жизни.
Создавая фильмы для детей, нужно было и самому оставаться в какой-то степени ребёнком. Те, кто решили посвятить себя анимации, должны обладать лучшими детскими качествами, а это непосредственности, открытое восприятие добра, шутки, наивное мышление.
Виктор Никитин, художник-постановщик м/ф "Снегурочка", "Сказка о золотом петушке", "Мороз Иванович" и др.
🧡 Очень теплое чувство оставили истории об озвучке персонажей нашими любимыми артистами - Олегом Табаковым, Риной Зелёной, Евгением Леоновым и других. Приятно было читать, что на предложения озвучить персонажа откликались с удовольствием.
Для нас установка проста - делай, как для себя или как для своих детей. А ещё лучше - как для своих внуков, для них уж точно сделаешь лучше, чем для детей.
Олег Табаков, он же Кот Матроскин из "Простоквашино"
🧡 Грустно, но мне кажется новых мультфильмов того уровня, на которых мы выросли, уже не создадут. Если современные мультсериалы не вытеснят в сердцах наших внуков лучшие советские мультфильмы - и то будет счастье.
А мне теперь хочется прочитать "Разрозненные страницы" Рины Зелёной. Оказывается, я знаю её только по "Подкидышу", "Буратино" и озвучкам мультфильмов, а это очень остроумная и разносторонняя актриса.
===============================================
Здесь впечатления от презентации книги Сергеем Капковым и Мариной Курчевской. В статье ссылки на видеорассказы о том, как создаются мультфильмы - очень интересно: