Найти в Дзене

Беркут - грозный страж зимних лесных врат. Съемка редкого хищника из скрадка и волшебство синего бора.

Мы вышли из вездеходной машины в кромешной темноте, которую прорезал только тускловатый свет фар. Через минуту шум мотора исчез - внедорожник уехал, и лесная гулкая чернота поглотила в себя всё, что находилось внутри ночного леса. Переговариваться нельзя, светить фонарями только под ноги и без высокой яркости. Неспешно и старательно колея, постепенно превращающаяся в тропинку, вела нас к заветной цели. Не сказал бы, что маршрут был очень сложным, единственное неудобство доставляли скользящие сапоги. Идти по такому лесу сродни походу сквозь космическую бездну. Магическая, завораживающая тьма. Только скрип снега и уханье неясыти где-то в еловом своде. Скрадок представлял из себя маленький сарай, замаскированный в лесу, вместо окон – бойницы для объектива камеры, потолок очень низкий, пришлось сгибаться и немного приседать. Вообще, наверное, самое сложное в процессе подготовки к съемке было именно размещение в этом крошечном домике, к тому же всё делалось в слепую – в темноте. Любые звуки

Мы вышли из вездеходной машины в кромешной темноте, которую прорезал только тускловатый свет фар. Через минуту шум мотора исчез - внедорожник уехал, и лесная гулкая чернота поглотила в себя всё, что находилось внутри ночного леса. Переговариваться нельзя, светить фонарями только под ноги и без высокой яркости. Неспешно и старательно колея, постепенно превращающаяся в тропинку, вела нас к заветной цели. Не сказал бы, что маршрут был очень сложным, единственное неудобство доставляли скользящие сапоги. Идти по такому лесу сродни походу сквозь космическую бездну. Магическая, завораживающая тьма. Только скрип снега и уханье неясыти где-то в еловом своде.

Скрадок представлял из себя маленький сарай, замаскированный в лесу, вместо окон – бойницы для объектива камеры, потолок очень низкий, пришлось сгибаться и немного приседать. Вообще, наверное, самое сложное в процессе подготовки к съемке было именно размещение в этом крошечном домике, к тому же всё делалось в слепую – в темноте. Любые звуки и вспышки света могли привлечь ненужное внимание. После того, как фотоаппарат был зафиксирован, наступало время ожидания – мрак густел и не хотел рассыпаться, минимум полтора часа дрёмы были вполне уместны. Но сон не приходил – каждый звук воспринимался остро и вот ближе к девяти утра начали каркать вОроны и чирикать сороки. В глазке объектива вырисовался красивый зимний пейзаж: большая поляна уходящая в лес, а на поляне возле пня лежала лиса… Закон леса очень прост и понятен: когда приходит чей-то час – ничто не пропадёт даром – уход в мир иной одного животного подарит жизнь другим и поможет в тяжёлые холодные времена.

-2

Часы ожидания сменяли друг друга – хищники не прилетали. Спина передавала привет всё чаще и приходилось менять позицию на сколько возможно, крутясь на стуле. Мысль, что беркут не явится невольно пульсировала в голове, вот уже утренний отрезок канул в небытие, вот уже сойки изучили местность неоднократно появившись в поле зрения моего наблюдательного глазка, а «Германа всё нет»…

-3

На поляне почти незаметно из снега «рос» маленький столбик, а на его конце виднелась почти незаметная черная безделушка. На деле – это были наши дополнительные глаза – всевидящее око – крошечная камера, которая передавала нам дополнительную обстановку. И вот уже ближе к обеденному часу камера зафиксировала движение. На костяное старое дерево уселся огромный хищник. Немного посидев, расправил свои немыслимые крылья он спустился вниз. Прошёл по снегу, рассмотрел лису и принялся трапезничать.

-4

Беркут – самый крупный орёл, скрытный и осторожный охотник. Включён в Красную книгу России и Белоруссии. Размах крыльев более двух метров (а визуально казалось, что все три). Зрение невероятно острое – охват до 3-4 километров (именно поэтому мы вели себя столь осторожно, внимательно и законспирировано). Он совершенный охотник, может развивать скорость в атакующем пикировании соразмерный болиду Формулы-1, но в тяжёлые времена совершенно не против подкрепиться падалью. Когти хищника невероятно сильны, суммарно сила сжатия 600 кг, а это значит – у жертвы нет даже теоретических шансов. И вот этот красавец виднеется в объективе, а дрожащий от волнения палец нажимает на спуск затвора камеры…

-5

Громко. Даже несмотря на то, что перевёл настройки в максимально тихий режим и надел на фотоаппарат шерстяной снуд – щелчки затвора всё равно слишком звучные. Пришлось переходить в режим «живой камеры». К сожалению, настройки в таком случае немного ухудшили качество, о чём, признаться я не знал в моменте так как столкнулся с подобной задачей впервые и, безусловно, расстроился. С другой стороны, вполне возможно, птица услышала бы щелчки и растворилась в лесном царстве, так что – возможно, всё произошло к лучшему! Около часа хозяин неба дал на себя полюбоваться. Обед был неспешным и крайне настороженным. Беркут постоянно озирался по сторонам и время от времени прикрывал крыльями пищу – мало ли какие конкуренты? После еды он немного посидел на пне и оттолкнувшись мощными когтями, как пушинка растворился в малахитовой тишине леса.

-6

Адреналин пульсировал - встреча состоялась! Я надеялся, что он ещё вернётся, а возможно прилетят и его собраться – белохвостые орланы, но на приваду так никто больше и не вышел. Только пара лосей прошли по дальней кромке поляны, пожевали молодые ветки елей и исчезли. Теперь оставался ещё один не самый приятный отрезок – досидеть вахту дотемна и около семи вечера покинуть засидку. Суммарно пришлось сидеть 13 часов… чтобы не утомлять читателя достаточно одинаковыми подробностями других аналогичных ожиданий, скажу, что я ходил в скрадок 3 дня т.е. суммарно просидел около 40 часов. Тяжело ли это? Скажу честно – да, весьма. Бездействие, неподвижность и нагрузка на позвоночник, конечно, не могут радовать, но это выбор добровольный, и я знал на что иду. Сразу отвечу на возможный вопрос по поводу холода – у нас был небольшой обогреватель на аккумуляторе, который периодически включался, само сложное было просидеть утром, чтобы легкое свечение не создавало теней, но после променада по пересеченной местности организм легко справлялся с этой задачей.

-7

Первые десять-пятнадцать метров после завершения фото-вахты были самыми трудными. Казалось, что ноги разучились ходить, но потом каждый новый шаг становился абсолютным наслаждением. Дойдя до места высадки моих коллег забрала вездеходная машина, а я предпочёл пройти до дома пешком через сумеречный лес. На небе засиял серп месяца, рассыпалось серебро звёзд и лимонно-неоновый свет разлился над невероятно живописным лесом. Какое же счастье и радость находиться здесь! Вековые ели, пушистый снег, мороз и хрустящая лунная дорога, так напоминающая рассыпчатый сочный крекер. И не было ничего лучшего, чем пройти несколько километров после столь тяжелого и немного нудного сидения в засидке. И нет ничего лучше ещё одного дня единения с природой.

-8

До новых встреч, друзья! Всегда жду Ваши комментарии - и буду очень рад, если подпишетесь на мой канал!

С Вами был фотограф природы Михаил Ездаков