Зимняя эксплуатация автомобиля сопровождается увеличенной нагрузкой на его составные части и механизмы. Двигатель — один из компонентов, испытывающий наибольшую нагрузку в холодное время года. С наступлением морозов среди автовладельцев активно обсуждается вопрос о необходимости прогрева двигателя. Мы ознакомились с мнением наших пользователей по этому вопросу и также получили комментарии от экспертов в данной области.
Рабочая температура двигателя: значение и влияние
Рабочая температура двигателя автомобиля - это температурный режим, при котором двигатель функционирует эффективно в стандартных условиях в течение определенного периода времени. Для современных дизельных двигателей оптимальной считается температура 85-90 градусов Цельсия, для бензиновых - 90-100 (в некоторых моторах она может достигать 110 градусов).
При температурах ниже этой отметки снижается КПД двигателя и увеличивается износ деталей, поскольку большинство технических жидкостей не функционируют оптимально.
В первую очередь это касается моторного масла, характеристики которого подобраны для эффективной работы при рабочей температуре двигателя. После холодного запуска маслу требуется время для достижения оптимальных характеристик, проникновения во все полости и отверстия и выполнения своей основной функции - смазывания трущихся деталей.
Низкая температура также негативно влияет на гидравлические характеристики моторного масла, то есть на его способность удерживать масляную плёнку на деталях при отрицательных температурах. Эта плёнка необходима для холодного запуска двигателя после длительной остановки. Чем ниже качество масла, тем быстрее эта плёнка разрушается, что приводит к так называемому "сухому запуску" и увеличению износа деталей.
Неправильно подобранная вязкость моторного масла также негативно сказывается на ресурсе двигателя: чем масло гуще, тем сложнее будет запуск двигателя.
Низкая температура двигателя также приводит к неэффективной работе отопителя салона, поскольку в большинстве автомобилей воздух для салона нагревается с помощью охлаждающей жидкости (ОЖ). При работающем без нагрузки двигателе ее температура медленно повышается. По той же причине невозможна эффективная работа систем, отвечающих за экологичность выхлопных газов: пока не прогреются двигатель и ОЖ, система рециркуляции выхлопных газов (EGR) и катализатор будут функционировать неэффективно.
Наконец, сразу после холодного запуска современные двигатели самостоятельно устанавливают повышенные "прогревочные" обороты, которые могут достигать 1500-2000 в минуту. В это время в цилиндры поступает обогащённая топливная смесь, что увеличивает расход топлива.
Важно отметить, что длительная езда на обогащённой смеси приводит к закоксовыванию контактирующих с ней деталей (свечи, поршни, поршневые кольца, клапаны, цилиндры и др.), а также портит катализатор из-за образования нагара и сажи. Поэтому специалисты не рекомендуют начинать движение сразу после запуска двигателя на обогащенной смеси.
Что нам советуют автопроизводители?
Согласно руководствам по эксплуатации современных автомобилей, предварительный прогрев двигателя не требуется, поскольку встроенные электронные системы автоматически регулируют подачу топлива и другие параметры работы двигателя с учётом текущих условий.
Это связано, в первую очередь, с усилением экологических норм и законодательства некоторых стран. Например, во многих европейских городах запрещена стоянка с работающим двигателем, а в Австрии за нарушение данного правила предусмотрен штраф в размере 5000 евро (более 350 тысяч рублей).
В России действует аналогичный закон, ограничивающий время прогрева двигателя до пяти минут. Штраф за его нарушение составляет 1500 рублей (3000 рублей для Москвы). Несмотря на это, многие водители продолжают игнорировать данное правило.
Что говорят нам эксперты?
Для обеспечения оптимальной работы двигателя в холодное время года рекомендуется соблюдать определенные правила прогрева.
В первую очередь необходимо дождаться снижения оборотов двигателя с прогревочных до холостых. После этого можно начинать движение плавно, не превышая 2000 об/мин для бензиновых двигателей и 1500 об/мин для дизельных.
При сильном морозе (20-30 градусов и ниже) целесообразно прогревать двигатель дольше, до тех пор, пока температура охлаждающей жидкости не достигнет 50-60 градусов.
Однако продолжительный простой на холостом ходу неэффективен, поскольку прогреваются только отдельные компоненты двигателя. Для равномерного прогрева всех систем автомобиля, включая трансмиссию, подвеску и резиновые элементы, необходимы плавные движения без резких ускорений.
Важно отметить, что описанные рекомендации в основном относятся к бензиновым двигателям. Дизельные же агрегаты в холодное время года на холостом ходу прогреть практически невозможно. Для них существуют автономные подогреватели, работающие от электросети, аккумулятора или иных источников питания. Оптимальный вариант прогрева дизельного двигателя – движение.
Нужно ли греть двигатель летом?
В летний период эксплуатационные жидкости автомобиля приобретают температуру окружающего воздуха, вследствие чего прогрев двигателя теряет свою актуальность. Однако не рекомендуется немедленно приступать к движению после запуска мотора. Необходимо дождаться стабилизации оборотов на холостом ходу и лишь затем начинать движение.