Казантип в Крыму – это одновременно и географическое название и нарицательное слово, которое у многих ассоциируется с одноименным легендарным фестивалем.
Фестиваль Казантип, который стал одним из самых знаковых мероприятий в мире электронной музыки, был основан в 1998 году на побережье Черного моря. С момента своего зарождения он прошел через множество трансформаций, отражая как изменения в музыкальных трендах, так и социально-политическую ситуацию в стране. Этот фестиваль стал не просто музыкальным событием, но целым культурным явлением, которое сформировало уникальную атмосферу свободы, самовыражения и креативности. Автор, руководитель и идейный вдохновитель проекта — Никита Маршунок. Фестиваль неоднократно обвинялся в пропаганде нездорового образа жизни и вредных привычек, получал название «наркофестиваль с философией разврата» и вызывал возмущение общественности. Во время проведения фестиваля, на его территории неоднократно фиксировались распространение наркотических веществ и другие преступления. Первоначально Казантип начинался как небольшая тусовка, собравшаяся вокруг идеи свободного самовыражения и погружения в мир электронной музыки. В первые годы существования фестиваль проходил в формате "свободной креативной зоны", что позволяло участникам не только наслаждаться музыкой, но и принимать участие в различных арт-акциях, выставках и мастер-классах. К 2000-м годам Казантип уже стал популярным событием, и, помимо местного контингента, на него стали съезжаться любители музыки со всего мира. Этот рост популярности стал возможен благодаря уникальной атмосфере и широкому спектру музыкальных жанров, представленных на фестивале.
Главная идея Казантипа основывается на концепции "ритма жизни". Это не просто музыкальный фестиваль — это пространство свободы, где каждый может выразить себя. Фестиваль предлагал участникам не только развлечение, но и культурное обогащение. Здесь также проходили лекции на темы искусства, философии, психологии и многих других областей, что создавало уникальную мультикультурную среду.
Философия Казантипа также включала элементы "творческой революции". Участники могли свободно создавать, экспериментировать и делиться своими мыслями и идеями. Это давало возможность многим молодым артистам продемонстрировать свой талант широкой аудитории, включая диджеев, музыкантов и художников. Фестиваль стал основой для формирования субкультуры вокруг электронной музыки на постсоветском пространстве. Там формировалось разнообразное сообщество людей, объединённых общей страстью к музыке и искусству. Это не только тусовка, за время проведения фестиваля образовалось целое сообщество, где участники стали друг для друга близкими друзьями, имея возможность увидеться только раз в год.
Арт-программа Казантипа также занимала особое место в общей картине фестиваля. Участники могли встретить уличных художников, граффити-мастеров, театральные коллективы и танцевальные группы. Арт-объекты, установленные на территории фестиваля, создавали уникальную атмосферу и вдохновляли участников на взаимодействие с окружающим пространством. Со временем фестиваль стал платформой для новых идей и экспериментов в искусстве, давая возможность артистам показать свои работы в живую, а также взаимодействовать с посетителями. Это и создавало ощущение единства и взаимопонимания между исполнителями и аудиторией.
Первая тусовка, ставшая прародителем Казантипа, была организована под названием "Реактор", и проходила на территории Крымской АЭС возле мыса Казантип на Азовском Море. В 98 и 99 годах, фестиваль проводился на том же месте, уже под постепенно получающим популярность названием. Вход тогда был бесплатным. Главным лозунгом Казантипа, тогда был «Фестиваль моря, солнца, музыки и секса», а бурный анонс во всех популярных СМИ поспособствовал расширению масштабов последующих фестивалей.
В 2000 году, фестиваль стал коммерческим, и для входа на территорию требовалась виза! Так назывались билеты! Все декорации после прошедших фестивалей были уничтожены, и организаторам пришлось искать новое место для проведения мероприятия. Таким местом стало село Веселое, недалеко от Судака!
В связи с монетизацией проекта, его название необходимо было брендировать, но по причине смены локации использовать прежнее название было уже нельзя, однако Никита Маршунок нашел выход и из этой ситуации, прописав наименование фестиваля через латинскую букву Z. Так монограмма Z укоренилась в наименовании фестиваля и прочих его атрибутах. Спонсором фестиваля стала американская компания «Procter & Gamble», которая выбрала КаZантип местом для продвижения своего шампуня Head & Shoulders, нацеленного на молодёжную аудиторию и выделила на проведение фестиваля $100 000. Для проведения фестиваля на побережье бухты была с нуля возведена одна большая сцена под навесом в виде космического корабля. В результате успешно проведенного фестиваля Никита Маршунок от правительства Крыма получил государственную награду «За популяризацию Крыма как центра международного молодёжного туризма». Вместе с тем мероприятие подверглось критике как со стороны посетителей, так и со стороны властей и прессы. Из-за неудачной географической локации мероприятия, фестиваль оказался в зоне постоянного перемещения воздушных течений, сопровождавшихся большими массами пыли, по причине чего страдало оборудование, а посетители иногда вынуждены были ходить в масках. Кроме того, по причине большого количества нетрадиционной для «Казантипа» аудитории с низким социальным статусом и деструктивным поведением.
На мероприятии были зафиксированы множественные случаи краж, причинения телесных повреждений, факты незаконного оборота наркотических средств, а также факт вандализма на памятнике археологии в бухте Веселой и разорение участниками рейва близлежащих виноградников. Также с мероприятия в больницу была доставлена 19-летняя жительница Одессы в состоянии сильного наркотического опьянения, которая под его воздействием выбросилась из окна 3 этажа больницы и скончалась от полученных травм.
Смотреть мой видеосюжет: RUTUBE | Дзен | Youtube Поддержать финансово
В период с 2001 по 2013 год фестиваль «КаZантип» проводился ежегодно в селе Поповка под Евпаторией. С коммерческой точки зрения, каждый последующий фестиваль был проведен с большим размахом, на фестивалях выступали самые известные диджеи и музыканты как постсоветского пространства так и всего мира. Среди них Booka Shade, Lady Waks, Sander van Doorn, James Zabiela, Groove Armada и другие. Это был рассвет фестиваля, помимо атмосферы и звезд мировой индустрии на фестивале устраивались конкурсы, где выбирали то гимн республики, то был конкурс костюмов-роботов. Кроме того на фестивале были замечены в качестве отдыхающих и звезды российской эстрады, такие как Гоша Куценко, Александр Ревва, Игорь Верник и другие.
КаZантип 2013» — фактически последний успешно проведенный фестиваль в Поповке с 31 июля по 14 августа 2013 года. Рекламный слоган фестиваля «Have a nice trip to Kazantip». Фестиваль неоднократно отмечен как самый коммерчески успешный фестиваль, что связывается с успешной PR-компанией, пиком его популярности и, как следствие, максимального количества посетителей.
«КаZантип 2014» — единственный фестиваль, проведенный в городе Анаклия в Грузии с 20 по 30 августа 2014 года. Власти Крыма воспрепятствовали проведению фестиваля 2014 года силами ФСКН в связи с изменением законодательства! Не последнюю роль в «переезде» фестиваля в Грузию сыграл глава администрации туризма Грузии Гиорги Сигуа, который в попытке поднять уровень туристического потока, сам предложил площадку для проведения мероприятия с соответствующей технической поддержкой со стороны властей, за что впоследствии был уволен. Проведенный в Анаклии фестиваль вызвал неоднозначную реакцию как со стороны грузинской общественности, так и со стороны постоянных участников фестиваля. По количеству посетителей фестиваль в Анаклии оказался самым провальным за последние годы проведения, вместо заявленных 50-60 тысяч посетителей за весь период проведения, мероприятие посетили всего около 5 тысяч человек. Фактически фестиваль стал последним мероприятием под брендом «KaZantip».
После опыта проведения «КаZантипа» в Грузии руководство проекта в поисках новой площадки для проведения фестиваля остановило свой выбор на острове Кох Пуос (Koh Puos) в Камбодже однако за две недели до начала мероприятия местные власти ответили организаторам отказом в разрешении проведения фестиваля.
Весной 2015 была предпринята попытка вернуть фестиваль в Крым и начата длительная процедура сбора разрешительных документов на проведение мероприятия. Также было принято решение, что фестиваль будет проходить под брендом «Befooz» о чём было согласовано с местными властями. Однако прокурор опротестовала это решение и был вынесен запрет на проведение фестиваля «Бифуз» с формулировкой «ввиду наличия неустранённых нарушений».
Смотреть мой видеосюжет: RUTUBE | Дзен | Youtube Поддержать финансово
Несмотря на то, что инфраструктура фестиваля была готова к проведению мероприятия, приглашены музыканты и проданы «визы», в день официального открытия, были заблокированы все входы на территорию фестиваля, которая помимо этого была также отключена от источников электро- и водоснабжения. Около 16 тысяч туристов, приехавших на фестиваль вопреки запрету так и не дождались его открытия. А в марте 2016 года было заявлено об окончательном запрете на проведение на территории полуострова «фестиваля про-наркотических молодёжных субкультур».
Население Поповки болезненно восприняло уход фестиваля, так как «КаZантип» на протяжении нескольких лет являлся для них средством получения значительной коммерческой прибыли, включая сдачу жилья, организацию точек общепита и сопутствующей инфраструктуры.
С 2017—2020, в период новогодних праздников, на острове Фукуок во Вьетнаме проходил фестиваль под названием Epizode, который в некоторых СМИ представили как преемника нашумевшего «КаZантипа».
На фестивале неоднократно фиксировались факты незаконного оборота наркотических средств и незаконного оборота оружия, а также случаи массовых избиений.
В 2003 году уже поднимался вопрос о запрете фестиваля из-за его «влияния на распространения наркотических средств». В 2010 и 2011 году на фестивале было зафиксировано порядка 40 случаев незаконного оборота наркотиков. МВД не однократно требовало приостановить деятельность фестиваля, поскольку «проведение указанного фестиваля использовалось наркодилерами для организованного распространения „тяжелых“ и „синтетических“ наркотических средств, что содействовало совершению тяжких и особо тяжких преступлений».
Казантип на протяжении более двух десятков лет олицетворял не только нарушение законов, распространение наркотиков, проституцию. В первую очередь, это был фестиваль о культуре, свободе и креативности в мире электронной музыки. Несмотря на возникшие трудности и изменения в формате, он оставил глубокий след не только в сердцах тысяч участников, но и стал настоящим феноменом мирового масштаба. После фестиваля в Поповке осталась определённая инфраструктура. Многие из построек, палаток и сцен остались в разной степени сохранности и стали частью местного ландшафта. Некоторые из них используются для других мероприятий. Казантип, на протяжении многих лет очень способствовал формированию имиджа Поповки как места для отдыха и мероприятий. Поселок по-прежнему привлекает людей, желающих испытать атмосферу фестиваля.
Смотреть мой видеосюжет: RUTUBE | Дзен | Youtube Поддержать финансово
Поддержать проект по номеру карты: 2200 7010 9527 3071 Т-Банк (Юрий К)