Перевод статьи из журнала Maksla №1 (01.01.1962). Vladimirs Kantors. О выставке «Стекло» в Москве
Около ста лет назад владимирский купец Мальцев, владелец Гусевского стекольного завода, привез из-за границы образцы рисунков для украшения стеклянных изделий. Это произошло в то время, когда гражданский вкус внедрялся в России в чрезвычайно больших масштабах. Красивым считалось то, что было дорого. Тогда алмазная огранка начала свой триумфальный путь как символ красоты и ценности художественного стекла. Несмотря на материал стекла и чистую фактуру, оно было безжалостно вырезано замысловатым геометрическим орнаментом и покрыто толстой граненой сеткой. Таким образом, стекло потеряло одно из своих самых превосходных свойств – прозрачность. Бесконечный блеск и мерцание граней нарушали и форму самого предмета. Огранка бриллианта удорожает изделие, принося компании большую прибыль, но большой художественной ценности оно не имеет.
В конце тридцатых годов нашего столетия выдающийся советский скульптор Вера Мухина с группой художников-энтузиастов и инженеров начала борьбу за создание нового, современного стекла.
В послевоенные годы многие талантливые художники продолжили путь, начатый Мухиной, обогатив свои поиски изучением опыта всемирно известных чешских мастеров. В этом плане большое значение имела интересная выставка «Чехословацкое стекло», которая экспонировалась в Москве несколько лет назад. Однако творчество советских мастеров всегда было основано на настойчивом поиске собственного пути развития и разнообразного выражения своего творчества в соответствии с нашими эстетическими представлениями.
Сегодня мы уже можем сделать определенные выводы о достигнутых успехах. Посетив выставку советского художественного стекла, недавно организованную в Москве, мы смогли убедиться, что у нас уже есть своя школа художественного стекла, которая может гордиться даже еще одним таким открытием, которого не удалось добиться знаменитым зарубежным мастерам стекла.
Экспозиция началась с народного искусства ленинградца Б. Ерёмина и М. Павловского из Львова. Это не совпадение. Советские художники очень внимательно изучают народные традиции художественной обработки стекла, сложившиеся независимо от буржуазно-мещанских вкусов в стекольной промышленности. В произведениях Б. Еремина и М. Павловского, как и во всем народном творчестве чувствуется, может быть, несколько наивное, но вполне привлекательное отношение к окружающей среде. Особенно это заметно в скульптуре в крупных образованиях из гутта-стекла.
Ленинградский художник Б. Смирнов был одним из соратников В. Мухиной в борьбе за новаторские поиски в области художественной обработки стекла. Сейчас он художественный руководитель Ленинградского стекольного завода и доцент Высшего художественного училища имени В. Мухиной. Б. Смирнов считается создателем целой школы советских стекольщиков. Будучи человеком очень эрудированным, наделенным широкими творческими интересами, он работает как с гутным стеклом и хрусталем, так и с цветным стеклом, используя травление, гравировку и, очень незаметно и умело, как огранку бриллиантов. Однако основных успехов Б. Смирнов достигает в решении сложных сюжетно-тематических композиций. Представленная на выставке ваза необычной формы «Музыка Баха» имеет очень удачное декоративное оформление. Оригинальная сюита состоит из трех ваз «Стеклодувы». Но художник создает не только уникальные произведения, он много работает, изготавливая образцы для массового производства. Среди них уже приобрел широкую популярность винный сервиз «Крепыш». На этой выставке Б. Смирнов демонстрирует современный сервиз для завтраков. Сдержанный декор подчеркивает простоту форм.
На выставке также представлены ученики и многие последователи Б. Смирнова. Б. Бычков, главный художник Гусевского хрустального завода, изготавливает преимущественно хрустальные изделия, а Е. Батанова работает в области цветного и толстого стекла. М. Матушевская ищет новые пути в применении алмазной грани, а также в росписи стекла керамическими красками. Особый интерес представляют работы московской художницы Г. Антоновой и художницы С. Бескинской фабрики «Красный Май» Калининской области. Г. Антонова успешно создает новые формы предметов, используя и ярко подчеркивая специфические свойства стекла. Ее работы привлекают внимание гармонией очень простых и красивых геометрических форм. Экономно используя орнамент, художница концентрирует свое внимание на более полном раскрытии декоративных свойств стекла.
Цветное стекло люди изготавливают на протяжении многих веков, используя для его производства очень дорогие и редкие материалы. Например, для изготовления красного и рубинового стекла требуется золото. Также для других цветов зачастую требуются не менее дефицитные и дорогие материалы. Несколько лет назад в Советском Союзе впервые в мире было создано так называемое сульфидно-цинковое стекло. Особенность этого чудесного стекла в том, что из одной и той же массы стекла можно получить довольно широкую гамму цветов, начиная от молочно-белого, матового опалового цвета и заканчивая ярко-красными и даже фиолетовыми тонами. Очень дешевая и передовая технология массового производства этого стекла была освоена на заводе «Красный Май».
Художница С. Бескинская посвятила свое творчество созданию изделий из сульфидного стекла. Она выбирает современные простые формы, которые лучше всего соответствуют характеру этого стекла. Мягкие цветовые переходы, созданные фантазией художника, чрезвычайно красивы и неповторимы. Они неповторимы в прямом смысле слова, ведь каким бы простым и массовым ни было производство сульфидного стекла, невозможно получить два предмета, полностью похожих по тону. Поэтому каждое изделие обладает неповторимым шармом оригинала.
Помимо учеников Б. Смирнова, в нашей стране действует целая плеяда последователей выдающегося эстонского художника М. Роосмы, которых на выставке представляют Л. Юрген и Х. Пыльд. Литовский художник-витражист С. Ушинскис демонстрирует на выставке интересные попытки металлизации стекла. Работы А. Зельдича из Киева и Э. Мери из Киева яркие, красочные, звучат как украинское народное творчество.
Возможно, не все, что предоставила эта интересная выставка, будет запущено в производство, но нет сомнения, что уровень художественных массовых предметов во многом зависит от обширных, серьезных творческих поисков.