Автор Сергей Солодовник
Уже официально заявлена встреча между президентами Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана на 31 марта.
И пройдёт она в Худжанде, бывшем Ленинабаде, без участия близких и дальних соседей. Не будет ни Казахстана с Туркменией, ни Китая с Россией. Даже Турцию – не пригласили.
Кто-то входит в ОДКБ, кто-то в ЕАЭС, все – члены ШОС. Но это всё – неважно. На фоне того, что эти три страны делят между собой Ферганскую долину.
А это – и житница региона, и одновременно – пороховая бочка.
По каким вопросам надо окончательно и бесповоротно договориться на троих, прежде чем допускать в тесный круг прочих игроков?
Первая тема. Окончательно закрепить размежевание, переселения людей, обмен территориями. И сделать это со взаимными и перекрёстными гарантиями.
Вторая тема. Чем ближе договорённость о восстановлении отношений России со Штатами, тем актуальнее становятся проекты транзитных путей в Евразии. И по широте Восток – Запад, и по меридиану Север – Юг.
Третья тема. Очередной передел власти в Афганистане (весьма вероятный внутри движения Талибан) совпадает со временем с планируемым транзитом власти в Таджикистане.
Взаимные гарантии от внешней для Ферганы – и внутренней нестабильности есть жизненный интерес для всех участников.
Как минимум, стороны могут прийти к согласованным действиям по давлению на экстремистские организации, невзирая на государственные границы. И совместно отлавливать бродячих проповедников с запасами долларов и пластида.
Вне зависимости от паспортного гражданства.
Тем более. что внутри каждой из стран режим против экстремистов начал ужесточаться за 2024 год. Несмотря на возмущения и возбуждения со стороны Европы.
Ферганская долина – слишком уязвима, чтобы выполнять евро-озабоченности в буквальном виде.
Автор в Телеграм