Николай Егорович Маковский (1841-1886) родился в 1841 году в Москве, в талантливой семье Е. И. Маковского. Он, как и другие дети Егора Ивановича — Константин, Владимир и Александра, от природы был одарён художественными способностями.
Но не в пример своим братьям и сестре, которые с юных лет увлекались живописью, Н. Маковский решил попробовать свои силы в архитектуре. Ero отдают в Дворцовое архитектурное училище. В 1859 году будущий художник переезжает в Петербург и поступает в Академию художеств на архитектурное отделение. В 1865 году за проект каменной сельской церкви он получает Малую серебряную медаль, а через год после сдачи словесных экзаменов оканчивает Академию со званием свободного художника по архитектуре и занимает место помощника архитектора в Министерстве императорского двора.
Однако природное призвание к живописи вскоре взяло верх. Н. Маковский бросает архитектуру и начинает упорно заниматься живописью.
В 1872 году Н. Маковский подаёт в Совет Академии художеств заявление с просьбой о предоставлении ему права выставить в Академии картину «Вид церкви села Дьякова в Коломенском близ Москвы» и присуждении за неё звания живописца. 12 мая этого же года он получает звание классного художника по живописи.
В 1874 году художник едет в Египет. Мысль о посещении этой страны была подсказана ему братом Константином, который к этому времени был уже там. Рассказы старшего брата о жизни Египта и его красочные произведения не могли не взволновать начинавшего творческий путь художника
Из своего путешествия он привез много акварельных и живописных работ, в том числе альбом с видами Константинополя и его окрестностей.
В 1875 году Н. Маковский выставляет на выставке Товарищества передвижных художественных выставок несколько произведений, выполненных в Египте: «Каирская женщина на осле», «Улица в Каире», «Погонщик», «Араб на верблюде», «Улица в Каире» и другие. С этого времени Н. Маковский становится экспонентом выставок Товарищества, а с 1878 года его членом.
Работа над произведениями, связанными с жизнью Египта, становится одной из ведущих в творчестве Н. Маковского. Вплоть до самой смерти он с любовью обрабатывает вывезенный им оттуда материал, продолжая и развивая то лучшее, что им было намечено первоначально. Более всего художник работает над видами Каира. Это, как правило, небольшие картины и акварели, изображающие улицы города с различными жанровыми сценками. Тут и многочисленные лавки, базары, и едущие на ослах и верблюдах, неторопливые пешеходы.
В картине «Улица в Каире» (1876) изображена типичная для Каира улица с мечетью, минаретом и пологом, прикрывающим улицу от солнца. Слева вдоль фасада мечети, вплотную одна за другой расположились небольшие открытые лавочки с откидными навесами. На широких прилавках — масса различной по форме и ёмкости посуды. Жизнь идёт своим обычным, размеренным чередом. Продавцы, которых намного больше, чем покупателей, спокойно восседают на специальных возвышениях, устланных яркими циновками. Один из них читает. Второй, сняв туфли и поджав под себя ноги, наигрывает на каком-то музыкальном инструменте. Третий усадил рядом с собой на циновку прохожего и беседует с ним; возможно, это один из немногих, редких покупателей. Мимо неторопливой походкой идёт разносчик воды, за спиной у него большой сосуд. В конце улицы ряд лавочек заканчивается многолюдным базаром. Вся эта сцена залита светом, солнцем, везде скользят лёгкие, прозрачные тени,
Богатство форм восточной архитектуры, многочисленные лавочки, звучные, пёстрые детали в одеждах, циновках и других предметах, обилие света и воздуха создают правдивую картину из жизни Каира.
Но Н. Маковский не ограничивается созданием только этой серии. Его глубоко волнуют виды старых городов с их богатейшей национальной архитектурой.
Начав ещё в годы учёбы работать над пейзажами Москвы, он продолжает заниматься этим и позже. В выборе мотивов и в их трактовке ещё более проявились познания художника в области архитектуры. Его внимание привлекают прежде всего древние памятники Кремля, самобытные уголки старой Москвы, подмосковные деревни с белокаменными џерквами.
Н.Маковский стремится донести до зрителя архитектурный вид Москвы и присущую ей колористическую красоту.
Художник выполнил также несколько произведений, посвящённых Нижнему Новгороду и его окрестностям. Особенно хорошо ему удалось передать в этих пейзажах общий архитектурный вид города и дальние планы с протекающей в бесконечном пространстве Волгой.
Наиболее ранний из этих пейзажей — «Вид на Волге близ Нижнего Новгорода» — появился на выставке Товарищества в 1878 году и сразу же получил положительный отзыв в печати. В. В. Стасов в своей статье, посвящённой выставке, анализируя произведения Н. Маковского, отмечал:
"...дальние планы написаны прелестно, изучены очень тщательно и по приятности впечатления имеют, мне кажется, нечто общее с дальними планами г. Саврасова..."
В 1881 году Н. Маковский совершает путешествие по России. Большую часть времени он проводит на Украине. Результатом этой поездки явилось создание целой группы произведений, которые занимают особое место в его творчестве в 80-е годы.
Н. Маковский отказывается от излюбленных им видовых архитектурных пейзажей и начинает проявлять особый интере к массовым народным сценам. Он неоднократно обращается в этот период к изображению украинских ярмарок, базаров.
Среди работ художника появляются и отдельные сцены труда, и пейзажи. Всё это предвещало наступление нового этапа в творчестве художника. Однако талант Николая Маковского не смог полностью раскрыться. Серьёзно заболев, он в 1886 году уехал лечиться за границу, где пробыл около трёх месяцев. По возвращении в Петербург художник в 1886 году умер.
🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне интересно знать ваше мнение.