Найти в Дзене
Русская и мировая живопись

Николай Егорович Маковский — замечательный русский живописец

Николай Егорович Маковский (1841-1886) родился в 1841 году в Москве, в талантливой семье Е. И. Маковского. Он, как и другие дети Егора Ивановича — Константин, Владимир и Александра, от природы был одарён художественными  способностями. 

Николай Егорович Маковский
Николай Егорович Маковский

Николай Маковский акварель работы                   Е. И. Маковского, отца художника. Окол. 1850
Николай Маковский акварель работы Е. И. Маковского, отца художника. Окол. 1850

Но не в пример своим братьям и сестре, которые с юных лет увлекались живописью, Н. Маковский решил попробовать свои силы в архитектуре. Ero отдают в Дворцовое архитектурное училище. В 1859 году будущий художник переезжает в Петербург и поступает в Академию художеств на архитектурное отделение. В 1865 году за проект каменной сельской церкви он получает Малую  серебряную медаль, а через год после сдачи словесных экзаменов оканчивает Академию со званием свободного художника по архитектуре и занимает место помощника архитектора в Министерстве императорского двора.

Н.Е.Маковский: Вид Спасской башни Московского Кремля, 1867 Бумага, акварель, гуашь, белила, тушь, перо
Н.Е.Маковский: Вид Спасской башни Московского Кремля, 1867 Бумага, акварель, гуашь, белила, тушь, перо

Однако природное призвание к живописи вскоре взяло верх. Н. Маковский бросает архитектуру и начинает упорно заниматься живописью.

Николай Егорович Маковский: «Деревенский пейзаж», 1870 год, холст, масло, 60 x 45 см., Харьковский художественный музей.
Николай Егорович Маковский: «Деревенский пейзаж», 1870 год, холст, масло, 60 x 45 см., Харьковский художественный музей.

Николай Егорович Маковский: "Отдых на жатве". 1871 Холст, масло. 69 x 97 см Одесский художественный музей
Николай Егорович Маковский: "Отдых на жатве". 1871 Холст, масло. 69 x 97 см Одесский художественный музей

Маковский Николай Егорович: "Вид церкви села Дьякова в Коломенском, близ Москвы"Холст на картоне, масло. 69 x 43 смГосударственная Третьяковская галерея, Москва
Маковский Николай Егорович: "Вид церкви села Дьякова в Коломенском, близ Москвы"Холст на картоне, масло. 69 x 43 смГосударственная Третьяковская галерея, Москва

В 1872 году Н. Маковский подаёт в Совет Академии художеств заявление с просьбой о предоставлении ему права выставить в Академии картину «Вид церкви села Дьякова в Коломенском близ Москвы» и присуждении за неё звания живописца. 12 мая этого же года он получает звание классного художника по живописи.

Н.Е.Маковский: " Церковь Похвалы Богородицы в Башмакове. г.Москва. Вид на церковь в сторону Кремля ", 1873 бумага, акварель
Н.Е.Маковский: " Церковь Похвалы Богородицы в Башмакове. г.Москва. Вид на церковь в сторону Кремля ", 1873 бумага, акварель

В 1874 году художник едет в Египет. Мысль о посещении этой страны была подсказана ему братом Константином, который к этому времени был уже там. Рассказы старшего брата о жизни Египта и его красочные произведения не могли не взволновать начинавшего творческий путь художника

Из своего путешествия он привез много акварельных и живописных работ, в том числе альбом с видами Константинополя и его окрестностей.

Николай Егорович Маковский: "Араб верхом на верблюде", Бумага наклеена на картон, масло Новосибирский художественный музей
Николай Егорович Маковский: "Араб верхом на верблюде", Бумага наклеена на картон, масло Новосибирский художественный музей

Николай Егорович Маковский: Каир. 1876Холст, масло. 36 x 71 см. Национальная галерея республики Коми, Сыктывкар
Николай Егорович Маковский: Каир. 1876Холст, масло. 36 x 71 см. Национальная галерея республики Коми, Сыктывкар

В 1875 году Н. Маковский выставляет на выставке Товарищества передвижных художественных выставок несколько произведений, выполненных в Египте: «Каирская женщина на осле», «Улица в Каире», «Погонщик», «Араб на верблюде», «Улица в Каире» и другие. С этого времени Н. Маковский становится экспонентом выставок Товарищества, а с 1878 года его членом.

Николай Егорович Маковский; "Улица в Каире". 1876 Холст, масло. 94 x 72 см Частное собрание
Николай Егорович Маковский; "Улица в Каире". 1876 Холст, масло. 94 x 72 см Частное собрание

Николай Егорович Маковский: Каир. 1879Холст, масло. 33 x 28 см Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары
Николай Егорович Маковский: Каир. 1879Холст, масло. 33 x 28 см Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары

Николай Егорович Маковский: «Улица в Каире», 1875 год, холст, масло, Ярославский художественный музей.
Николай Егорович Маковский: «Улица в Каире», 1875 год, холст, масло, Ярославский художественный музей.

Работа над произведениями, связанными с жизнью Египта, становится одной из ведущих в творчестве Н. Маковского. Вплоть до самой смерти он с любовью обрабатывает вывезенный им оттуда материал, продолжая и развивая то лучшее, что им было намечено первоначально. Более всего художник работает над видами Каира. Это, как правило, небольшие картины и акварели, изображающие улицы города с различными жанровыми сценками. Тут и многочисленные лавки, базары, и едущие на ослах и верблюдах, неторопливые пешеходы.

Н.Е.Маковский 1841-1886. У пирамид, 1881
Н.Е.Маковский 1841-1886. У пирамид, 1881

Николай Егорович Маковский: "Улица в Каире", 1876, Русский музей
Николай Егорович Маковский: "Улица в Каире", 1876, Русский музей

В картине «Улица в Каире» (1876) изображена типичная для Каира улица с мечетью, минаретом и пологом, прикрывающим улицу от солнца. Слева вдоль фасада мечети, вплотную одна за другой расположились небольшие открытые лавочки с откидными навесами. На широких прилавках — масса различной по форме и ёмкости посуды. Жизнь идёт своим обычным, размеренным чередом. Продавцы, которых намного больше, чем покупателей, спокойно восседают на специальных возвышениях, устланных яркими циновками. Один из них читает. Второй, сняв туфли и поджав под себя ноги, наигрывает на каком-то музыкальном инструменте. Третий усадил рядом с собой на циновку прохожего и беседует с ним; возможно, это один из немногих, редких покупателей. Мимо неторопливой походкой идёт разносчик воды, за спиной у него большой сосуд. В конце улицы ряд лавочек заканчивается многолюдным базаром. Вся эта сцена залита светом, солнцем, везде скользят лёгкие, прозрачные тени,

Богатство форм восточной архитектуры, многочисленные лавочки, звучные, пёстрые детали в одеждах, циновках и других предметах, обилие света и воздуха создают правдивую картину из жизни Каира.

Н.Е.Маковский: "Замоскворечье". 1873 Холст, масло. 54 x 103 см. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник
Н.Е.Маковский: "Замоскворечье". 1873 Холст, масло. 54 x 103 см. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

Но Н. Маковский не ограничивается созданием только этой серии. Его глубоко волнуют виды старых городов с их богатейшей национальной архитектурой.

Начав ещё в годы учёбы работать над пейзажами Москвы, он продолжает заниматься этим и позже. В выборе мотивов и в их трактовке ещё более проявились познания художника в области архитектуры. Его внимание привлекают прежде всего древние памятники Кремля, самобытные уголки старой Москвы, подмосковные деревни с белокаменными џерквами.

Николай Егорович Маковский; "У Крутицкого терема в Москве", Холст на картоне, масло. 40 x 31 см Государственная Третьяковская галерея, Москва
Николай Егорович Маковский; "У Крутицкого терема в Москве", Холст на картоне, масло. 40 x 31 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

Н.Маковский стремится донести до зрителя архитектурный вид Москвы и присущую ей колористическую красоту.

Художник выполнил также несколько произведений, посвящённых Нижнему Новгороду и его окрестностям. Особенно хорошо ему удалось передать в этих пейзажах общий архитектурный вид города и дальние планы с протекающей в бесконечном пространстве Волгой.

Николай Егорович Маковский: «Мельница» окол. 1870—1880 Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Николай Егорович Маковский: «Мельница» окол. 1870—1880 Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Николай Егорович Маковский: "Вид на Волге близ Нижнего Новгорода". 1878. Холст, масло. 69 x 59 см
Николай Егорович Маковский: "Вид на Волге близ Нижнего Новгорода". 1878. Холст, масло. 69 x 59 см

Наиболее ранний из этих пейзажей — «Вид на Волге близ Нижнего Новгорода» — появился на выставке Товарищества в 1878 году и сразу же получил положительный отзыв в печати. В. В. Стасов в своей статье, посвящённой выставке, анализируя произведения Н. Маковского, отмечал:

"...дальние планы написаны прелестно, изучены очень тщательно и по приятности впечатления имеют, мне кажется, нечто общее с дальними планами г. Саврасова..."
Николай Егорович Маковский: "Пасека:. 1882 Холст, масло. 71 x 52 см Харьковский художественный музей
Николай Егорович Маковский: "Пасека:. 1882 Холст, масло. 71 x 52 см Харьковский художественный музей

Николай Егорович Маковский: «Малороссия», 1882 год, холст, масло, частное собрание.
Николай Егорович Маковский: «Малороссия», 1882 год, холст, масло, частное собрание.

Николай Егорович Маковский: «На пашне. Украина», 1882 год, холст, масло, Третьяковская галерея, Москва.
Николай Егорович Маковский: «На пашне. Украина», 1882 год, холст, масло, Третьяковская галерея, Москва.

В 1881 году Н. Маковский совершает путешествие по России. Большую часть времени он проводит на Украине. Результатом этой поездки явилось создание целой группы произведений, которые занимают особое место в его творчестве в 80-е годы.

Николай Егорович Маковский: "Вид города". 1884 Холст, масло. 79 x 60 см, Томский областной художественный музей
Николай Егорович Маковский: "Вид города". 1884 Холст, масло. 79 x 60 см, Томский областной художественный музей

Николай Егорович Маковский: «Речной пейзаж с облаками на небе», 1880-е годы, холст, масло, частное собрание.
Николай Егорович Маковский: «Речной пейзаж с облаками на небе», 1880-е годы, холст, масло, частное собрание.

Н. Маковский отказывается от излюбленных им видовых архитектурных пейзажей и начинает проявлять особый интере к массовым народным сценам. Он неоднократно обращается в этот период к изображению украинских ярмарок, базаров.

Николай Егорович Маковский: «Кормление индюшек», 1886
Николай Егорович Маковский: «Кормление индюшек», 1886

Среди работ художника появляются и отдельные сцены труда, и пейзажи. Всё это предвещало наступление нового этапа в творчестве художника. Однако талант Николая Маковского не смог полностью раскрыться. Серьёзно заболев, он в 1886 году уехал лечиться за границу, где пробыл около трёх месяцев. По возвращении в Петербург художник в 1886 году умер.

🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне интересно знать ваше мнение.