«9 языком своим они поразят самих себя; все, видящие их, удалятся [от них]. (Пс.63:9)»
Вот интересная статья попалась в одной группе, апологетов византийского православия из РПЦ МП. Автор данной статьи Александр Кушу похоже не слишком напрягая свой разум и свою совесть решил покритиковать момент смерти у всех, кого он отнёс к «протестантам». Он даже заметил что некоторые моменты обсуждаемой им темы были «трагикомичны»:
«Однако за фасадом идеализации скрываются человеческие судьбы, полные противоречий, болезней, личных кризисов и даже трагикомических случайностей. Смерть многих религиозных лидеров, вопреки ожиданиям, не всегда становилась кульминацией их духовного подвига — порой она обнажала уязвимость, фанатизм или парадоксы их учений.»
И что же такого «комического» он увидел? Читаем ниже:
«Этот материал фокусируется на основателях протестантизма, реставрационистских движений, адвентизма и пятидесятничества, чьи жизни завершились «негероически»: от болезней, пороков, нелепых случайностей или скандалов. Здесь вы не найдёте классических мучеников, сожжённых на кострах Инквизиции, — вместо этого перед вами предстанут те, чьи кончины стали отражением их учений, личных слабостей или конфликтов с обществом. Почему Чарльз Расселл, основатель Свидетелей Иеговы, умер из-за отказа от медицины? Как алкоголизм и попытка побега в женском платье связаны с гибелью Джозефа Смита, пророка мормонов? И почему пятидесятнический лидер Чарльз Пархам, провозглашавший «крещение Духом», закончил жизнь в забвении из-за пьянства?»
И что же такого он нам показал?
«I. Классические протестантские лидеры
- Мартин Лютер (1483–1546)
Движение: Лютеранство.
Причина смерти: Хронические болезни (камни в почках, сердечная недостаточность). По второй версии, он повесился.
Контекст: Последние годы страдал от подагры и депрессии.
Источники: Брехт, М. Martin Luther: His Road to Reformation(1981).
Шиллинг, Х. Martin Luther: Rebel in an Age of Upheaval(2017).
- Жан Кальвин (1509–1564)
Движение: Кальвинизм.
Причина смерти: Туберкулёз и инфекции.
Контекст: Умер в постели, истощённый годами борьбы с мигренями.
Источники: Гордон, Б. Calvin (2009). Паркер, Т. John Calvin: A Biography (2006).
- Джон Уэсли (1703–1791)
Движение: Методизм.
Причина смерти: Воспаление лёгких в 87 лет.
Контекст: Подорвал здоровье 40-летними проповедническими путешествиями.
Источники: - Хейлм, Р. John Wesley: A Biography (2003).»
======================================================
У меня возникает простой вопрос:
-Он это серьёзно? Что он нашёл «трагикомичного» в том что люди умирали по старости и по болезни? Тем более «версия» с самоубийством Мартина Лютера, это вообще из разряда «одна бабка сказала» и не достойна вообще к рассмотрению.
В ситуации с маргинальными движениями я ничего говорить не буду, кроме того что замечание о том что один умер в поезде, а другой убит, никак не говорит о трагикомичности ситуации.
Про смерть первых адвентистов, тоже примечательно:
«III. Адвентисты
- Уильям Миллер (1782–1849)
Движение: Адвентизм.
Причина смерти: Инсульт.
Контекст: После провала предсказания конца света в 1844 году («Великое разочарование») потерял влияние.
Источники: Ньюпорт, К. Apocalypse and Millennium (2000).
- Эллен Уайт (1827–1915)
Движение: Церковь адвентистов седьмого дня.
Причина смерти: Последствия инсульта.
Контекст: Последние годы провела в инвалидном кресле.
Источники: Намбер, Р. Prophetess of Health (1992).»
-------------------—
Заметьте, оба умерли по болезни, да к тому же и в почтенном возрасте.
Уильям Миллер (1782–1849) умер в 67 лет. По современным нам меркам, это конечно ещё ранний возраст, но в те времена, люди и до 50 не всегда доживали.
Эллен Уайт (1827–1915) умерла в 88 лет. Тут я вообще в шоке от выводов автора данной статейки. Бабушка умерла в таком почтенном возрасте, что и сегодня не всякий доживает.
Далее в его заметках о пятидесятниках я вообще вижу смесь выдумок, сплетен и «желтухи».
«IV. Пятидесятники
- Чарльз Пархам (1873–1929)
Движение: Пятидесятничество.
Причина смерти: Алкоголизм и сердечная недостаточность.
Контекст: После скандала с обвинениями в гомосексуализме потерял поддержку.
Источники: Синьор, Р. The Origins of the Pentecostal Movement (2010).
- Эми Семпл Макферсон (1890–1944)
Движение: Международная Церковь Четырёхстороннего Евангелия.
Причина смерти: Передозировка снотворного (официально — сердечный приступ).
Контекст: Утонула в скандалах (фальшивое похищение, роман с секретарём).
Источники: Саттон, М. Aimee Semple McPherson and the Resurrection of Christian America (2007).»
Как видим, оба человека умерли от проблем с сердцем. Интересно, а Александр Кушу вообще в курсе что болезнь сердца считается одной из самых распространённых болезней или ему лишь бы на памятью умерших людей поглумиться?
================================================================
А давайте теперь посмотрим на смерти ключевых фигур в византийском православии?
1.Фла́вий Вале́рий Авре́лий Константи́н, Константи́н I, Константи́н Вели́кий (лат. Flavius Valerius Aurelius Constantinus; 27 февраля 272, Наисс, Мёзия — 22 мая 337, Никомедия)- Константин почитается некоторыми христианскими церквями как святой в лике равноапостольных (Святой Равноапостольный царь Константин)[8]. В то же время Римско-католическая церковь долго не включала его имя в список своих святых[9][10], но после Брестской унии имя Константина вошло в список святых Католической церкви, он почитается в настоящее время как святой в лике равноапостольных, память 21 мая или 3 июня[11] в храмах, использующих восточный обряд[12].
Сам Константин принял крещение только на смертном одре.
Казнь Криспа и Фаусты
В начале лета 326 года сын Константина Крисп (Флавий Юлий Крисп) был схвачен и казнён по приказу своего отца-императора, вместе с ним Константин казнил и своего племянника, юношу Лициниана. Причины этого достоверно не известны. Вероятно, это произошло из-за наветов мачехи Криспа Фаусты, пытавшейся расчистить дорогу к трону своим сыновьям: она обвинила Криспа в том, что он пытался её изнасиловать, и подкупила нескольких сенаторов, чтобы они подтвердили это. Но уже через месяц после казни сына Константин, видимо, раскрыв обман жены, велел запереть её в бане, где она задохнулась от жара. Как сообщает Евтропий, Константин казнил многих своих друзей в это время[19].
По мнению византийского хрониста Зосима, именно казнь Криспа и Фаусты послужила причиной перехода Константина в христианство[23](см. выше ➤).
Видимо осознавая скорую кончину Константин тайно приготовил себе место для погребения в Храме Святых Апостолов. Но после пасхи 337 года он почувствовал себя хуже и отправился в Еленополис пользоваться ваннами. Вначале он лечился в банях Никомедии, затем прибег к горячим источникам Дрепана, после чего поселился на своей столичной вилле Анкирона, куда призвал нескольких арианских епископов, включая Евсевия Никомедийского, для принятия крещения. Собрав епископов, он признался, что мечтал принять крещение в водах Иордана, но по воле Божьей принимает его здесь[15]. Но, почувствовав себя хуже, Константин велел перевезти себя в Никомедию, где его крестил Евсевий Никомедийский 22 мая 337 года. После смерти Константин Великий был похоронен в Храме Святых Апостолов.
======================================
Согласно доступной информации из интернета, мы видим что Константин Великий убил свою семь, после чего, похоже из-за преследующих его кошмаров и угрызения совести, он принял крещение от еретиков-ариан, после чего умер по сути еретиком отвергающим Божество Господа и Бога нашего Иисуса Христа.
============================================
Так же известно что умер он не просто «по старости», а от достаточно опасных и мучительных болезней.
«Константин Великий умер 22 мая 337 года н.э. недалеко от Никомидии, Вифиния (современный Измит, Турция). Предполагается, что причиной его смерти было заболевание, возможно, проказа или туберкулез.»
Однако что мы видим похожего в Книге Священного Писания:
«19 И разгневался Озия, - а в руке у него кадильница для каждения; и когда разгневался он на священников, проказа явилась на челе его, пред лицем священников, в доме Господнем, у алтаря кадильного.
20 И взглянул на него Азария первосвященник и все священники; и вот у него проказа на челе его. И понуждали его выйти оттуда, да и сам он спешил удалиться, так как поразил его Господь.
21 И был царь Озия прокаженным до дня смерти своей, и жил в отдельном доме и отлучен был от дома Господня. А Иоафам, сын его, начальствовал над домом царским и управлял народом земли.
22 Прочие деяния Озии, первые и последние, описал Исаия, сын Амоса, пророк.
23 И почил Озия с отцами своими, и похоронили его с отцами его на поле царских гробниц, ибо говорили: он прокаженный. И воцарился Иоафам, сын его, вместо него.
(2Пар.26:19-23)»
А ведь Константин так же как царь Озия, решил восстать выше священников в Церкви, за что похоже и был наказан Господом.
2.Ио́сиф Во́лоцкий (в миру — Ива́н (Иоа́нн) Са́нин; 14 ноября 1439[1] — 9 сентября 1515) — святой Русской православной церкви, почитается в лике преподобных, память совершается 9 (22) сентября и 18 (31) октября.
Известен тем что жестоко преследовал тех, кого он считал «еретиками» и призывал к гонениям на них власть имущих.
«Обличитель ереси жидовствующих, Иосиф Волоцкий призывал светские власти преследовать и казнить отступников от православия и тех еретиков, кто «прельщает» православных еретическими учениями:
Если неверные еретики не прельщают никого из православных, то не следует делать им зла и ненавидеть, когда же увидим, что неверные и еретики хотят прельстить православных, тогда подобает не только ненавидеть их или осуждать, но и проклинать, и наносить им раны, освящая тем свою руку...
Таким образом, совершенно ясно и понятно воистину всем людям, что и святителям, и священникам, и инокам, и простым людям — всем христианам подобает осуждать и проклинать еретиков и отступников, а царям, князьям и мирским судьям подобает посылать их в заточение и предавать лютым казням[8].»
«Требования казней еретиков и обогащения церкви встретили сильное противодействие среди ряда светских и духовных лиц. Монах и церковный писатель Вассиан Косой (князь Василий Патрикеев) в «Слове ответном» и «Слове о еретиках» критиковал иосифлян с позиции милосердия и нестяжательства, апеллируя к заповедям евангельской любви и бедности, а самого Иосифа именовал «учителем беззакония», «законопреступником» и «антихристом»[9]. Заволжские старцы, отвергавшие монастырское землевладение и не разделявшие многие идеи иосифлян, на соборе 1503 года сделали заявление о том, что церкви неприлично владеть землями, а в «Ответе кирилловских старцев» возражали Иосифу Волоцкому относительно предания еретиков смерти: «нераскаявшихся и непокорных еретиков предписано держать в заключении, а покаявшихся и проклявших своё заблуждение еретиков Божья церковь принимает в распростёртые объятия»[10]. При этом они ссылались на заповедь «Не судите, да не судимы будете» и на рассказы о прощении Иисусом грешников.»
Согласно данным из интернета, смерть Иосифа Волоцкого так же была не простой:
«Иосиф Волоцкий умер 9 сентября 1515 года по новому стилю (22 по старому). 3
В последние годы жизни преподобный тяжело болел: почти потерял зрение, мучился головными болями. Ощущая скорый уход из жизни, он передал управление монастырём своему сподвижнику Даниилу, а сам принял великую схиму, проводил дни в молитве, причастии и других таинствах. Даже когда преподобный слёг, ученики приносили его в храм, и там, на ложе, он присутствовал на службе. 3
Согласно заключению медицинской экспертизы мощей Иосифа, произведённой в 2002 году, причиной смерти стало тяжёлое онкологическое заболевание, которое привело к нарушению зрения и эндокринно-обменным расстройствам. 1 »
Как видим, он тоже умер не в просто так.
3.Патриа́рх Ни́кон (мирское имя Ники́та Ми́нин (Минов)[2]; 7 [17] мая 1605[3], село Вельдеманово — 17 [27] августа 1681, Тропинская слобода, Ярославль) — московский патриарх, имевший полный официальный титул «Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя России и всеа северныя страны и помориа и многих государств Патриарх» с 25 июля (4 августа) 1652 года по 12 (22) декабря 1666 года. Имел титул «Великого Государя».
Церковные реформы патриарха Никона, которые он начал в 1650-х годах, были направлены на изменение существовавшей тогда в Русской Церкви обрядовой традиции в целях её унификации с современной греческой. Они вызвали раскол Русской церкви, что привело к возникновению старообрядчества. В 1666 году он был извержен из патриаршества и стал простым монахом[4], хотя его реформы были продолжены.
Опала и низвержение из священства
В 1660 году на созванном в Москве Соборе было постановлено лишить Никона архиерейства и даже священства; однако суд не состоялся, так как дело было решено передать на суд восточных патриархов, по совету архимандрита Полоцкого Богоявленского монастыря Игнатия Иевлевича[22].
В феврале 1666 года по грамотам царя в Москву съехались все русские архиереи и видные представители духовенства, 2 ноября в столицу прибыли патриархи Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский[12][16].
Идеологическая база и документы Соборов 1666—1667 годов, важнейшим предметом рассмотрения которых было окончательное обсуждение неприемлемых для сторонников «старой веры» «никонианских» богослужебных реформ, разрабатывались учёным монахом «латинского» толка Симеоном Полоцким, Паисием Лигаридом и архимандритом Афонского Иверского монастыря Дионисием, проживавшим в Москве с 1655 по 1669 год.
12 (22) декабря 1666 года состоялось третье, заключительное по делу Никона, заседание Собора в Благовещенской церкви Чудова монастыря.
В грамоте, подписанной всеми архиереями Русской поместной церкви Большого Московского собора, а также иерархами (патриархами, митрополитами, архиепископами, епископами) греческих поместных церквей от 12 декабря, указаны преступления, из-за которых Никон извержен из патриаршества и священства судом поместного собора Русской церкви[23]:
- Он досадил великому государю, вторгаясь в дела не подлежащие патриаршему сану и власти;
- Своевольно отрекся от патриаршества и бросил паству, однако не отказался «действовать архиерейская»;
- Основывал монастыри с незаконными именами: Новый Иерусалим, Голгофа, Вифлеем, Иордан, «глумяся и ругаяся над божественными вещами»;
- Величал себя патриархом Нового Иерусалима, разбойнически похищал имущества для своих монастырей;
- Не допускал поставления нового патриарха в Москве, отлучал архиереев без всякого следствия и суда, глумился над двумя архиереями, называя одного Анной, а другого Каиафой, а двух бояр – одного Иродом, а другого Пилатом;
- Явился на собор не смиренно, поносил здесь патриархов и греческие правила; в своих письмах к патриархам называл царя латиномудрствующим и его мучителем; также синклит и всю российскую церковь впадающей в латинские догматы»;
- Не архиерейскую употреблял кротость, но мучительски наказывал священных лиц.
За эти преступления Никон был извержен из священства: не только патриаршего достоинства, но из епископского сана и стал простым монахом.
Монах Никон после соборного суда и извержения был сослан в Ферапонтов Белозерский монастырь; после смерти Алексея Михайловича был переведён под более строгий надзор в Кирилло-Белозерский монастырь.
Смерть и посмертная судьба
После смерти царя Алексея Михайловича престол перешёл к его сыну Фёдору Алексеевичу, который сочувствовал Никону. Есть сведения, что новый царь обдумывал предложенный Симеоном Полоцким план по созданию на территории Российского царства четырёх патриархий[24][25] и папского престола, предназначавшегося для Никона. В 1681 году тому, уже тяжело больному, было разрешено вернуться в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, на пути к которому он скончался 17 августа в Николо-Тропинском приходе напротив Ярославля, в устье реки Которосли[26].
Царь Фёдор Алексеевич настоял на отпевании Никона как патриарха, несмотря на протесты патриарха Московского Иоакима, который отказался отпевать и поминать Никона как патриарха на основании того, что решение поместного собора Русской церкви — Большого Московского собора и соборного суда (бывшего на этом поместном соборе), извергшего Никона из священства за предъявленные ему обвинения, считал справедливым и правильным.
26 августа 1681 года Никон был погребён, согласно его завещанию, в южном приделе (Усекновения главы Иоанна Предтечи) собора Воскресенского Новоиерусалимского монастыря[27]. Фёдор Алексеевич читал кафизмы и Апостол и пел всё последование погребения вместе со своими певчими[28], со слезами целовал его десницу[29].
В 1682 году Фёдор Алексеевич исходатайствовал у восточных патриархов разрешительные грамоты. В них повелевалось причислить Никона к лику патриархов и поминать в таком звании открыто. Грамота патриарха Константинопольского Иакова от 5 мая 1682 года указывала[28]:
Преподобныя памяти, возлюбленный брат наш, господин Никон, бывший патриарх Московский и всея Руссии, вместо воздаяния и мздовоздаяния, показания ради долгаго преподобничества и терпения, имеет прощение и разрешение от приключившагося ему соборного извержения, и да будет прощен в нынешнем веце и в будущем от Отца и Сына и Св. Духа, Святыя и Живоначальныя Троицы; восприяв же духовный хитон архиерейства, да приимет, яко патриарх, всегда церковное поминовение, поминаем с прочими патриархами Московскими во священных диптихах, и по всяким именованным временам священных церковных проследованиях безсумненно да сочетается въяве в сочисление прочих патриархов Московских, патриархом же; являемо и именуемо и поминаемое ни един да несопротивится, подлинно тако да будет! Тем же во оправдание издадеся сие прощение его.
Грамоты патриархов — Александрийского Парфения, Антиохийского Неофита и преемника его Кирилла и Иерусалимского Досифея были совершенно такого же содержания[28].
Религиовед Вильям Шмидт отмечал, что после смерти Никона русские православные люди выходили встречать, славить и оплакивать своего Патриарха. Ещё не дожидаясь формального восстановления Никона в патриаршем достоинстве, народ припадал к нему как к святителю-исповеднику и страстотерпцу. Тогда обнаружилось, что русский народ любит и чтит патриарха Никона, верит в его праведность. Кафолическая церковь охотно и с радостью разрешала Никона, восстанавливая его в патриаршем достоинстве и причисляя к лику первопрестольных Святейших Московских Патриархов. У гробницы святейшего патриарха Никона в Воскресенском монастыре с конца XVII века по начало XXI века происходили многие чудесные исцеления[30].
В синодальный период под влиянием цензуры документы, касающееся заседаний Большого Московского собора — суда над Никоном (соборное определение о преступлениях Никона и соборная грамота о извержении из священства Никона), не печатали в составе официально издававшихся документов «Деяния Великого Московского Собора 1666-67 года»[31].
В 2013 году гробница патриарха Никона была вскрыта археологами, но был обнаружен только пустой саркофаг — гробница ранее подверглась разграблению[32].
=====================================
В отношении смерти патриарха Никона, который был реформатором византийской церкви в России, который по сути уничтожил всю старую, византийскую церковь Древней Руси, мы видим что умер он не в покое, не в своей постели, да и после его смерти, его толком хоронить не могли, так как действующий патриарх не желал служить панихиду по Никону.
Ну а когда археологи вскрыли его могилу, то вообще оказалось что она разграблена и нет покоя горе-патриарху даже после его смерти.
Итог. Подобных и иных примеров так называемых «неблаговидных смертей» как о них высказался автор статьи о смертях в среде христиан- протестантов и иных верующих, Александр Кушу, можно найти ещё, но вот возникает вопрос:
- А надо ли? Судья Праведный Бог, а не люди и только Он Единый вправе решать кто достоин благословения после смерти, а кто нет. Надеюсь Александр исправится и не будет писать больше подобные глупости.
«1 Итак, какое преимущество [быть] Иудеем, или какая польза от обрезания?
2 Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче [в том], что им вверено слово Божие.
3 Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?
4 Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем.
5 Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? (говорю по человеческому [рассуждению]).
6 Никак. Ибо [иначе] как Богу судить мир?
7 Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника?
8 И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых.
9 Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом,
10 как написано: нет праведного ни одного;
11 нет разумевающего; никто не ищет Бога;
12 все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного.
13 Гортань их - открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их.
14 Уста их полны злословия и горечи.
15 Ноги их быстры на пролитие крови;
16 разрушение и пагуба на путях их;
17 они не знают пути мира.
18 Нет страха Божия перед глазами их.
19 Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом,
20 потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех.
21 Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки,
22 правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия,
23 потому что все согрешили и лишены славы Божией,
24 получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе,
25 которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде,
26 во [время] долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да [явится] Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса.
27 Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? [законом] дел? Нет, но законом веры.
28 Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона.
29 Неужели Бог [есть Бог] Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников,
30 потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру.
31 Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем.
(Рим.3:1-31)»
-----------------------------------------------------------------------------------------
Перечитайте данное место Священного Писания ВНИМАТЕЛЬНО.
Если желаете ознакомиться с оригиналом, который написал Александр Кушу, то можете пройти по ссылке:
https://telegra.ph/Kak-umirali-osnovateli-protestantizma-02-05