Найти в Дзене
Анатолий Иванько

Роль разведки в ходе Ялтинской конференции

На Ялтинскую конференцию, Ф. Рузвельт и У. Черчилль явились просителями, имея в виду, что только Советский Союз способен выправить тяжелое положение, сложившееся на фронтах западных союзников. Например, первое и единственное наступление Вермахта против англо-американских войск в Арденнах в 1944-45г.г., нанесло им такое поражение, что генерал Джодж Паттон записал в дневнике: « мы еще можем и проиграть эту войну». По просьбе союзников о помощи Сталин начал завершающее наступление 1945 года раньше намеченного срока. По этой причине они вынуждены были согласиться с местом, выбранным Сталиным для конференции, а Сталину нужно было руководить победоносным наступлением советских войск. Именно данное обстоятельство и владело мыслями англо-американских «союзников» во время переговоров, приехавших на встречу с самым влиятельным и авторитетным политиком в мире, каким был на тот момент И. В. С талин. Но мысли бродили в головах союзников отнюдь не о мире , а о послевоенным доминировании их стран на

На Ялтинскую конференцию, Ф. Рузвельт и У. Черчилль явились просителями, имея в виду, что только Советский Союз способен выправить тяжелое положение, сложившееся на фронтах западных союзников. Например, первое и единственное наступление Вермахта против англо-американских войск в Арденнах в 1944-45г.г., нанесло им такое поражение, что генерал Джодж Паттон записал в дневнике: « мы еще можем и проиграть эту войну». По просьбе союзников о помощи Сталин начал завершающее наступление 1945 года раньше намеченного срока. По этой причине они вынуждены были согласиться с местом, выбранным Сталиным для конференции, а Сталину нужно было руководить победоносным наступлением советских войск.

Именно данное обстоятельство и владело мыслями англо-американских «союзников» во время переговоров, приехавших на встречу с самым влиятельным и авторитетным политиком в мире, каким был на тот момент И. В. С талин.

Но мысли бродили в головах союзников отнюдь не о мире , а о послевоенным доминировании их стран на континентах и диктате более слабым странам своей воли, и именно это они хотели получить в результате переговоров со Сталиным. Именно благодаря международному авторитету Сталина и СССР как главного могильщика мирового фашизма в Ялте были заложены предпосылки для превращения России в супердержаву. США и Британия пошли на это по причине беспримерных побед и силы Красной армии, надеясь также на помощь Москвы в скорейшем завершении войны с Японией. Ведь немецкие атомные бомбы, применённые американцами под видом своих против Хиросимы и Нагасаки, они ещё не получили, а нести колоссальные человеческие потери при захвате Японских островов не хотели.

Следует особо отметить роль Сталина как при подготовке конференции, так и в ходе ее работы.

С момента появления Рузвельта и Черчилля в Ялте Сталин почти полностью овладевает психологической ситуацией. Никогда больше — ни до Крымской конференции, ни после нее — его политическое искусство не достигало такой вершины. Впрочем, оно внушительно подкреплялось штыками советских армий, находившихся в Европе. Другими словами, на конференции хозяином был Сталин.

Такое положение дел на конференции не могло не раздражать лидеров США и Америки, хотя они внешне не высказывали этого, однако подшутить над «дядюшкой ДЖО» решили. И в один из дней , за завтраком Черчилль рассказал о своем вещем сне о том, что его назначили премьер министром всего человечества. Рузвельт , в свою очередь, добавил, что его вещий сон был о том, что его назначили президентом всего человечества. Сталин всегда находил подходящие к месту слова и заявил обоим гостям, что его вещий сон был о том, что он не утвердил ни того , ни другого на такие высокие посты. В целом, Сталину удалось добиться почти всех поставленных целей. Конечно, генсек был умным и проницательным политиком, но огромную роль в успехе советской дипломатии сыграли военные и разведчики.

Еще до начала конференции нашей зарубежной сетью агентов, особенно «Кембриджской пятеркой» Сталину были предоставлены «памятки» для Рузвельта и Черчилля как надо вести себя со Сталиным в ходе переговоров.

Сталин изучил эти документы и вел соответственную линию в ходе дебатов.

Идея провести встречу в верхах в Ялте изначально была рискованной. В Крыму, освобожденном от гитлеровцев в мае 1944 года, оставалась немецкая агентура. Более того, линия фронта к февралю 1945-го проходила на таком расстоянии от Ялты, что город мог в любой момент подвергнуться массированному налету вражеских бомбардировщиков.

Кроме этого , узнав о совещании Гитлер сразу же загорелся идеей уничтожить всю тройку. Это дело он поручил диверсанту №1 Рейха Отто Скорцени.назвав операцию «Длинный прыжок» который , изучив обстановку вокруг конференции и меры , принятые принимающей советской стороной , отказался от операции, заявив Гитлеру, что она обречена на провал.

Вся разведывательная, контрразведывательная деятельность в ходе конференции была поручена Сталиным Лаврентию Павловичу Берии, который , как и всегда, выполнил ее с честью. Важной частью всей контрразведывательной работы в ходе подготовки конференции стала идея провести ложные мероприятия в Одессе, где ,якобы, должна проходить конференция. Все подготовительные мероприятия проходили на глазах у одесситов, белили фасады домов, даже ремонтировали дороги. Вся агентура румын, немцев и турков в Одессе сбилась с ног, пытаясь разгадать этот замысел

Прежде всего нашей контрразведкой была выявлена группа Абвера из шести человек, в том числе радиста –переводчика. Это позволило организовать ведение радио игры с немцами с целью недопущения налетов их авиации на южный берег Крыма,. По запросам немцев о погоде в Крыму сообщалась ложная метеосводка о плохих погодных условиях, хотя весь период работы конференции в Крыму стояла прекрасная солнечная погода, которая хорошо действовала на Рузвельта и которую впоследствии назвали «рузвельтовской».

Из числа многочисленной свиты лидеров США и Англии в количестве около тысячи человек были выявлены 352 кадровых разведчиков ЦРУ и МИ-6, за которыми неусыпно следили 800 офицеров советской внешней разведки, со знанием иностранных языков из числа советских зарубежных представительств.

Об уровне подготовки советских офицеров –разведчиков говорит случай с президентом Рузвельтом.

Во время затяжного левого поворота ручки не выдержали и Рузвельт начал вываливаться из автомобиля. Личные охранники, которые сидели позади президента, даже не шелохнулись. Единственный кто среагировал, был обычный советский водитель Гаража Особого Назначения (ГОН) Фёдор Алексеевич Ходаков. Он ухватил Рузвельта и силой втянул его обратно в машину одновременно управляя автомобилем. Рузвельт тогда сказал «ты спас президента США весь американский народ и лично я будут тебе должны до конца жизни».Лишь Жена, тогда уже покойного, Рузвельта попросила личной встречи с Ходаковым. Она выказала ему благодарность за спасение мужа, но дальше слов ничего не пошло. Ходаков прожил 92 года так и не получил заслуженного внимания и благодарностей за спасение Президента США. Со слов внука дед всегда говорил «а могли бы и сразу наказать». Всё-таки спас он не Сталина, а Рузвельта

Еще одной блестящей операцией наших разведчиков являлся подарок советских пионеров, отдыхающих в Артеке американскому послу Каллагану в виде картины с американским белым орлом( государственным символом Америки), выполненной из ценных пород древесины со вставленным в нее «жучком», которая послу очень понравилась. Любое слово, произнесенное в посольстве США в тот же день становилось известно Сталину, Молотову и Берии и другим доверенным членам «команды» Сталина. Только в 1952 году американцы обнаружили в Орле подслушивающее устройство. Семь лет СССР получало информацию от США из первых уст.

Усилия нашей разведки не прошли даром, о чем свидетельствует весь ход конференции, без срывов и демаршей со стороны противника из стана союзников.