Найти в Дзене
Святые американцы

Как искаженное восприятие формирует нашу реальность

Современное мировоззрение, формируемое массовой культурой и СМИ, сильно отличается от объективной картины мира. Личный опыт играет лишь незначительную роль в восприятии происходящего, в то время как информационные потоки, по сути, создают искусственную реальность. Это происходит по принципу "выпячивания необычного", который работает как в медиа, так и в культурном дискурсе. Механизм искажения прослеживается на примере журналистики. В советский период приоритет отдавали "нормальным" историям: посевным работам, выполнению планов. Однако западные стандарты, пришедшие в 90-е годы, поставили во главу угла эксклюзивные, необычные события. Заголовок "Собака укусила человека" не так привлекателен, как "Человек укусил собаку". Это искаженное представление о важности – оно же лежит в основе массового восприятия. Примером такого искажения является отношение к новостям о катастрофах. Авиакатастрофы, вызывающие страх и сочувствие, освещаются гораздо шире, чем, например, многочисленные дорожно-транс

Современное мировоззрение, формируемое массовой культурой и СМИ, сильно отличается от объективной картины мира. Личный опыт играет лишь незначительную роль в восприятии происходящего, в то время как информационные потоки, по сути, создают искусственную реальность. Это происходит по принципу "выпячивания необычного", который работает как в медиа, так и в культурном дискурсе.

Механизм искажения прослеживается на примере журналистики. В советский период приоритет отдавали "нормальным" историям: посевным работам, выполнению планов. Однако западные стандарты, пришедшие в 90-е годы, поставили во главу угла эксклюзивные, необычные события. Заголовок "Собака укусила человека" не так привлекателен, как "Человек укусил собаку". Это искаженное представление о важности – оно же лежит в основе массового восприятия.

Примером такого искажения является отношение к новостям о катастрофах. Авиакатастрофы, вызывающие страх и сочувствие, освещаются гораздо шире, чем, например, многочисленные дорожно-транспортные происшествия. Хотя вторые несут гораздо более значимый риск для большей части населения. Этот дисбаланс создает искусственный страх и тревогу, не соответствующую реальной опасности.

Терроризм – ещё один пример манипуляции СМИ. Публичное освещение терактов – это прямое удовлетворение потребности террористов в привлечении внимания, в усилении своего влияния. СМИ фактически становятся союзниками террористических групп.

Этот принцип "выпячивания необычного" не ограничивается новостями. Современная культура возводит в культ неординарных личностей, часто эксцентричных. Героями становятся не обычные люди – трудоголики, предприниматели или общественные деятели – а фрики, вызывающие внимание своей "нестандартностью": смены пола, ориентации и прочие особенности. Это, по сути, культ "необычности" как самоцели.

Такая тенденция, в свою очередь, формирует неадекватное восприятие нормального и аномального. Оно искажает понимание ценностей, которые раньше считались естественными и правильными. В этом контексте идея о ценности повседневности и обыденности приобретает особую актуальность. Появление "нормальности" как ценности в будущем, предсказываемое некоторыми футурологами, в некотором смысле уже становится реальностью. И этот сдвиг порождает странную тревогу, ощущение диссонанса с окружающим миром.

В итоге, мы живём в мире, где необычное и экстремальное превозносится, а обычное, нормальное и ценное выпадает из поля зрения. Эта тенденция искажает наше восприятие реальности, подменяя её фантомной, искусственно созданной, инвертированной картиной.

А в какой реальности вам хотелось бы жить больше? Выражайте своё мнение в комментариях и подписывайтесь на канал.