Это должен был быть хороший летний вечер: четверо подростков, палатка, живописное озеро, костер... Майла Бьёрклунд и Аня Туликки Мяки готовились к этому дню с особой тщательностью. Они завили волосы, втайне воспользовались мамиными духами, слегка подкрасились. На отдых их собирались вести их парни, надо быть при параде. Сеппо Антеро Бойсман и Нильс Густафссон заранее выбрали хорошенькое местечко на озере Бодом неподалеку от города Эспоо. Там часто останавливались туристы, рядом располагалось несколько стоянок для кемпинга и жилых домов. В общем, не безлюдно, так что беспокоится не о чем.
Да, не о чем, разве что о недавнем убийстве двух велосипедисток, убийца которых так и не был найден...
Разорванная палатка
5 июня 1960 года, примерно в 11 утра, мужчина по имени Ристо Сирен рыбачил на своей лодке недалеко от кемпинга. Издали он увидел конструкцию из тряпок, которая еле заметно развивалась на ветру. Когда он подплыл ближе, то понял, что это чья-то изорванная палатка. Погода прошлым вечером и ночью была теплая, спокойная, порывов ветра не наблюдалось, а значит шторм повредить палатку не мог. Сирен взялся рукой за край ткани, чтобы заглянуть внутрь, и замер от шока.
Внутри, в луже крови, лежали четверо молодых людей. Они выглядели так, словно их истерзало какое-то дикое животное – человек такого сделать просто не мог. Один из молодых людей еле заметно пошевелился, подавая признаки жизни. С трудом подавив оцепенение, рыбак помчался в ближайший населенный пункт, чтобы вызвать полицию и скорую помощь.
Приехавшие на вызов службы установили, что все молодые люди были заколоты ножом, при чем удары наносились хаотично и яростно. У Густафссона, единственного выжившего в этой бойне, обнаружили ножевое ранение в голову, в область виска. Нападавший бил ножом с такой силой, что пробил ему череп (!) и из носа парня текла спинномозговая жидкость. Судмедэксперты сделали вывод, что сильнее всех пострадала Ирмели. Ее нашли со спущенными до колен штанами, а ее тело было похоже на решето, потому что убийца продолжал наносить удары даже после ее смерти.
Полиция предположила, что нападение было совершено между четырьмя и шестью часами утра, пока все внутри палатки спали. Преступник разрезал ткань и залез внутрь. У погибших пропали личные вещи, но настолько рандомные и неочевидные, что о мотиве ограбления не могло быть и речи. Например, у Густафссона забрали ключи от мотоцикла и ботинки, но сам молоцикл стоял на месте. Ключи от машины Бойсмана не тронули. Позже некоторые элементы одежды молодых людей найдут чуть меньше чем в километре от палатки, а некоторые вещи так и не будут найдены.
Первые свидетели и ошибки следствия
Неподалёку от места убийства, ранним утром 5 июня, рыбачил мальчик. Он заявил, что видел высокого мужчину с длинными белыми волосами. Так же полиции удалось найти еще двух мальчиков, которые наблюдали за птицами в том районе. Они тоже сообщили о мужчине лет тридцати, с белыми волосами и в темной куртке. Несмотря на то, что у полиции уже имелись два схожих свидетельских показания, они не стали особо фокусироваться на этом, потому что первый мальчишка оказался близоруким. Его показания вообще к делу не приобщили.
Серьезный урон расследованию был нанесен тем, что полиция не оцепила район, где было совершенно убийство. Огромное количество улик, следов и доказательств были затоптаны зеваками, которые хлынули к озеру Бодом пощекотать нервы.
Гипноз и фоторобот
Первые три недели медики не сообщали Густафссону о том, что с ним случилось. Причиной было то, что молодой человек поступил в больницу в крайне тяжёлом состоянии, как физическом, так и моральном. Когда полиции дали разрешение на допрос, парень почти ничего не вспомнил. Власти решили прибегнуть к малоизученной на тот момент методике гипноза.
Первый сеанс принес мало плодов, а вот на последующий Густафссон стал выдавать небольшие разрозненные детали. Он говорил о красных глазах, которые смотрели на него через дыру в палатке, потом о высоком человеке, одетом во все черное, который наносил удар за ударом большим ножом.
В конце концов, после нескольких сеансов, сверхъестественный флер с фигуры нападавшего был снят, и Густафссон смог даже составить словесное описание лица убийцы. На основании его слов был составлен фоторобот, который даже перекликался со свидетельскими показаниями мальчишек. Это был светловолосый мужчина, с крупными чертами лица, широкими губами и большими глазами. Удивительно, но совсем скоро, на фотографиях с похорон погибших ребят, опубликованных в газете, люди заметили человека, который до безумия похож на фоторобот. Но все попытки найти и идентифицировать этого человека оказались тщетны.
Подозреваемы №1. Пенти Соининен.
Первый человек, на которого легли подозрения полиции, был жестокий преступник по имени Пентти Сойнинен. Этот четырнадцатилетний мальчишка отбывал наказание в колонии для несовершеннолетних, которая находилась недалеко от озера Бодом. За пару дней до убийства он сбежал из мест заключения и прятался где-то в лесах. Полиция не смогла найти никаких доказательств его причастности. Да и разве мог бы парень его возраста одолеть четверых подростков, которые старше его?
Странно, но Пентти повесился в день девятой годовщины убийства, 6 июня 1969 года, а незадолго до этого, он признался своему сокамернику, что причастен к преступлению.
Подозреваемый №2. Карл Вальдемар Гиллстром
Карла можно назвать местным сумасшедшим дедом. Он славился своим взрывным характером, держал в страхе соседей, а еще любил пакостить туристам, которые останавливались возле озера Бодом на кемпинг. Он жил неподалеку, а потому читал озеро своим.
Во время попойки Гиллстром признался соседу, что это он убил тех подростков ночью 5 июня. Сосед отмахнулся от него, сославшись на пьяный бред, но утром все же отправился в полицию, чтобы донести на Карла. Жена взбалмошного старика предоставила мужу алиби. Она сказала, что в ту ночь он оставался в постели до самого утра, и полиция удовлетворилась этим ответом.
Позже соседи признаются, что видели Кала идущим тем ранним утром от озера Бодом, но из страха перед ним не стали говорить. А жена и вовсе расскажет, что предоставила своему мужу алиби под угрозой расправы над ней. Сам Гиллстром еще не раз будет возвращаться к рассказу о том, что именно он убийца, даже расскажет своему приятелю, что выкинул тот самый нож в свой колодец на заднем дворе. Не смотря на то, что слухи об этом дошли и до полиции, а оружие преступления так нигде и не было найдено, власти не стали проверять колодец и самого Карла повторно.
В 1969 году Гиллстром пришел к своему другу Бёрнье и спросил, что ему делать, если он все же виноват в убийстве? Бёрье ответил:
"Ты должен утонуть, потому что остаток свой жизни ты будешь гнить в тюрьме".
Через несколько часов Гиллстром отправился на озеро Бодом, где покончил с собой, утонув.
Вообще какой-то очень загадочный 1969 год, богатый на признания.
Подозреваемый №3. Ханс Оссманн
Если кому-то показалось, что все ясно, и виновен сумасшедший дед, то вот вам еще история.
Ханс Оссман был немцем и действительно воевал на стороне Германии, но сам о себе он рассказывал, что в какой-то момент попал в плен к советским солдатам, был завербован в КГБ и стал шпионом. В Финляндию он переехал якобы скрываясь от преследования, да так там и осел. Что известно достоверно, так это то, что Оссманн сидел на различного рода наркотических веществах.
6 июня 1960 года Оссманн попал в хельсинскую больницу в остром бредовом состоянии. Его одежда была испачкана бурыми пятнами, сам Ханс выглядел жутко неопрятно, словно обвалялся в грязи. Он попросил у медперсонала растворитель, чтобы протереть одежду от пятен краски, в которой он испачкался, когда красил забор. Впоследствии медсестры будут говорить, что пятна на одежде Оссманна выглядели как кровь. Они даже были готовы свидетельствовать об этом под присягой, но полиция, в очередной раз, забьет на это.
Интересно, что тем самым утром, в день убийства, мальчики видели высокого длинноволосого человека, а у Оссманна в тот период времени как раз были длинные белые волосы, которые он выбрил под ноль незадолго до того как попал в больницу.
В любом случае, его причастность так и не была доказана, однако есть одно большое НО.
Это была серия?
В Финляндии есть несколько громких нераскрытых дел, которые полиция так и не связала между собой. Многие любители настоящих преступлений строят свои предположения, что это одна кровавая серия убийств, совершенная одним человеком.
До того как Оссманна стали подозревать в убийстве на озере Бодом, он уже намекал на свою причастность в деле об убийстве 17-летней финской девушки Кюлликки Саари в 1953 году.
17 мая 1953 года Кюлликки Саари села на свой велосипед и отправилась к зданию школы, чтобы успеть на занятия в театральном кружке. Путь ее пролегал по лесной дороге, но девушка не боялась ездить там одна, так как все вокруг было ей знакомо. Когда вечером она не вернулась домой, родители забили тревогу и начались масштабные поиски.
Через пару месяцев после исчезновения Кюлликки две женщины пошли на болото за ягодами и наткнулись на торчащий из воды велосипед. С него были сняты шины, чтобы он не всплывал на поверхность, что является довольно важной деталью. Куда позже, осенью, недалеко от места обнаружения велосипеда, местный житель заметил ботинок. Полиция принялась обследовать это место, и под слоем торфа обнаружила тело Кюллики, которое было прикреплено ко дну острозаточенной веткой дерева. Эксперты установили, что человек, который затачивал его был левшой.
Было установлено, что она погибла от множественный ударов по голове тупым предметом. Убийца так не был найден.
18 июля 1959 года 23-летняя Рита Пеккенен и ее подруга, 21-летняя Эйн Ниссонен, отправились в двухнедельное велопутешествие, из которого они так и не вернулись. Родители Риты забили тревогу 3 августа, когда пунктуальная и ответственная девушка не вышла на работу. На протяжении всего маршрута девушки посылали родным открытки, поэтому полицейские смогли отследить их передвижение.
Удалось выяснить, что последний раз девушек видели на ночлеге у берегов озера Вааранселка. Полиция и военные стали осматривать окрестности и заметили у берега небольшую ель, которая росла в отдалении от других деревьев. Оказалось, что дерево воткнуто в землю, а его конец заточен ножом, по предположениям, его затачивал так же левша. В этом месте стали копать и обнаружили тела Риты и Эйн.
Установлено, что Рита погибла от множественных ударов по голове, а Эйн скончалось он ножевых ранений. Немногим позже водолазы обнаружили их велосипеды. Шины убийца снял.
Вот уже более шестидесяти лет финские родители пугают своих детей, что если они будут себя плохо вести, то призрак убийцы с озера Бодом заберет их с собой. Все эти истории обросли кучей мифов и легенд, а настоящий виновник так и не был найден.
Большинство людей, причастных к убийствам, уже скончались и унесли разгадку этих преступлений с собой в могилу.