Найти в Дзене

Оценка обоснованности передачи СИЗО в ведение ФСБ

26 февраля в Госдуму внесен проект поправок в отдельные законодательные акты РФ, которым предлагается передать в ФСБ России следственные изоляторы центрального подчинения ФСИН России. Как к этому относиться?

Историческая справка. Сегодня перечень мест содержания под стражей приводится в ст. 7 ФЗ 103. Мы видим, что здесь указаны СИЗО УИС и два вида ИВС - ОВД и Програн войск ОФСБ. Это - основные места содержания под стражей. Ниже следуют помещения, которые в исключительных случаях могут использоваться. Сейчас не о них. Как видим, здесь только один вид СИЗО, но он почему-то конкретизируется - СИЗО УИС. Но других нет. Вот эта добавка в виде конкретизации «УИС» и является рудиментом, который остался с 2006 года, когда из закона исчез другой вид СИЗО - СИЗО ФСБ. Указанный пункт с указанием на СИЗО ФСБ исключен Федеральным законом в апреле 2006 года №50ФЗ. Поэтому сейчас в СМИ говорят о возрождении СИЗО ФСБ, которые существовали именно до 2006 года. Однако, СИЗО были изъяты из ФСБ раньше. В 2006 году произошло только законодательное оформление такого изъятия. А основания и особенно причины очень важны для оценки предложения депутатов о возврате СИЗО в ведение ФСБ. Оказывается, СИЗО ФСБ реорганизованы в соответствии с Указом Президента РФ №796 от 12 июля 2005 года В соответствии с этим указом СИЗО ФСБ не просто были переданы в уголовно-исполнительную систему, а создали под них отдельную структуру. Система подразделений ФСИН устроена так, что действующие СИЗО подчиняются территориальному органу управления. Например, Ростовский СИЗО1 официально называется СИЗО ГУФСИН РФ по Ростовской области.При реорганизации СИЗО ФСБ в Центральном аппарате ФСИН было создано Управление СИЗО центрального подчинения, которому переподчинили бывшие СИЗО ФСБ. Они так и называются - СИЗО центрального подчинения или СИЗО ФСИН России Таких СИЗО в России сейчас 6. Что интересно, под номером один - не существует.

ФКУ СИЗО № 2 ФСИН России - Москва, ул. Лефортовский вал ФКУ СИЗО № 3 ФСИН России Санкт-Петербург, ул. Шпалерная ФКУ СИЗО № 4 ФСИН России. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая ФКУ СИЗО № 5 ФСИН России. г. Краснодар, ул. Красноармейская ФКУ СИЗО № 6 ФСИН России г. Владикавказ, ул. Мордовцева ФКУ СИЗО №7 ФСИН России г. Челябинск, ул. Коммуны

Вот именно в таком положении находились СИЗО до предложения о возвращении. Да, речь идет именно о возвращении. Хотя об этом нет ни слова в предлагаемых изменениях, но в пояснительной записке

Как к этому относиться. Любое изменение должно быть обоснованным. Особенно, когда речь идет о возвращении стаус кво. В этой связи имеют огромное значение цель или причины, вызвавшие изъятие СИЗО из ведения ФСБ - они должны утратить свою актуальность. Но и этого недостаточно - надо обосновать, что при возврате СИЗО в ведение ФСБ станет лучше. При этом, обращу внимание, должны быть соблюдены оба условия.Давайте посмотрим, чем объясняют такое решение инициаторы такого возврата.

«С началом специальной военной операции существенно увеличилось количество подозреваемых и обвиняемых в государственной измене, сотрудничестве на конфиденциальной основе с иностранным государством, международной либо иностранной организацией и шпионаже, подавляющее большинство которых содержится в следственных изоляторах. Стабильно высоким остается число подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений террористической и экстремистской направленности, содержащихся под стражей. К указанным лицам в условиях специальной военной операции проявляется повышенный интерес со стороны представителей иностранных государств и организаций, что требует принятия дополнительных мер по защите государственной тайны.»

Начнем с того, что все существующие СИЗО ЦП находятся в непосредственной близости от УФСБ. Я не смог проверить только Московский СИЗО. СПБ - в соседнем здании, остальные четыре - в одном здании с УФСБ. Кроме того, в них и так содержатся указанный контингент там, где есть такие СИЗО. Там, где их нет, а это большинство регионов, то они и так не будут в них содержаться. В лучшем случае их будут этапировать в один из 6 регионов, где есть такие СИЗО. Но и сегодня ничего не мешает этапировать их в такие СИЗО. Кроме того, надо помнить о весьма ограниченных лимитах таких следственных изоляторов. Например, в СИЗО 4 ФСИН в Ростове лимит наполнения около 50 человек. Что касается необходимости обеспечивать государственную тайну... Так допуск к секретности имеют не только сотрудники ФСБ. У меня, например, был допуск формы 2, когда я работал в региональном СИЗО. Тем более у сотрудников СИЗО центрального подчинения. Тем более, что правильно организованная работа следственного изолятора должна быть нацелена на обеспечения надежной внутрикамерной изоляции, если есть риск связи с другими лицами при попустительстве сотрудников ФСИН. Скорее всего тут речь идет о бОльшем доверии к сотрудникам ФСБ. Но тогда такое недоверие к сотрудникам ФСИН надо обосновать. Например, привести число выявленных фактов установления сотрудниками СИЗО ЦП неслужебных связей с обвиняемыми. Но не только. Тогда надо еще обосновать, что сотрудники ФСБ в этом отношении вообще безупречны. Но это, к сожалению, не так. В качестве примера приведу хотя бы тюменскую банду из сотрудников ФСБ или осужденных сотрудников ЦА ФСБ за создание и участие в преступном сообществе С другой стороны, если есть сомнения в возможности коррупции среди сотрудников СИЗО ЦП, то надо работать над устранением причин и условий, выялением и пресечением таких фактов, а не передачей их из одного сомнительного ведомства в другое, якобы безупречное. По такой логике не передают же управление регионами или больницами под управление ФСБ. Но самое интересное - это причины выведения в 2005 году СИЗО из ведения ФСБ. В пояснительной записке по этому поводу тоже написано: «

В связи с вступлением в 1996 году в Совет Европы Российская Федерация взяла на себя обязательство передать управление всеми пенитенциарными учреждениями и надзор за исполнением наказаний в компетенцию Министерства юстиции Российской Федерации. Для реализации данного обязательства следственные изоляторы органов безопасности в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 июля 2005 г. № 796 «О дополнительных гарантиях обеспечения охраны прав, свобод и законных интересов лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» были переданы в уголовно-исполнительную систему. В 2022 году Российская Федерация прекратила членство в Совете Европы и в настоящее время не связана с ним какими-либо обязательствами.»

Справедливости ради надо заметить, что выведение мест содержания заключенных из-под подчинения того же органа, что и ведет следствие - это не обязательство перед Советом Европы. Об этом написано в упомянутом Указе президента:

«В целях создания дополнительных гарантий обеспечения охраны прав, свобод и законных интересов лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, учитывая рекомендации Парламентской ассамблеи Совета Европы и впредь до принятия соответствующего федерального закона, постановляю:...»

Во-первых, четко написано, что это - РЕКОМЕНДАЦИЯ СЕ. Во-вторых, в этом указе, подписанном В.В. Путиным, четко прописана цель такого переподчинения - создания дополнительных гарантий обеспечения охраны прав, свобод и законных интересов лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. И эта цель - она не связана с членством или прекращением членства в Совете Европы. Иначе получается, что дополнительные гарантии обеспечения прав и законных интересов нужны не Российской Федерации, а Совету Европы.

Конечно, разведение по разным ведомствам не обеспечивает абсолютной независимости (тем более, что и сейчас начальник СИЗО ЦП... тесно взаимодействует с ФСБ), но повышает эти гарантии. Например, всегда в случае окончания срока содержания под стражей начальники СИЗо сегодня в первую очередь думают не об интересах следствия, а о своей безопасности. И поэтому возможная просьба следователя «придержать» обвиняемого, пока он не оформит продление стражи немыслима. Передача же под единое управление может вызвать конфликт интересов. Таким образом, передача СИЗО ЦП обратно в ФСБ, во-первых, постыдно нивелирует благородные цели изъятия их из ФСБ указом президента, во-вторых, не обосновано повышением эффективности, в-третьих, может привести к конфликту интересов этого ведомства, которое и следствие проводит, и содержит обвиняемых.