Найти в Дзене

"Александр Егорович Варламов

" Музыке нужна душа, а у русского она есть, доказательство - наши родные песни. Скажите, есть ли хоть одна из них , которая бы не выливалась из души, не была бы ее отзвуком? Это слова А. Е. Варламова. Как они точны. И в них отмечена , может быть , самая главная черта русской музыки - богатство мелодики. Эта черта отличает и творчество этого замечательного мастера русского романса. А. Варламов родился в Москве 15 ноября 1801 года в семье скромного титулярного советника . Музыкальные способности мальчика проявились очень рано, и по совету друзей отец в девять лет определил его в Петербургскую придворную певческую капеллу. Репродукция картины Петербургской придворной певческой капеллы 1895г. Пост директора этого хорового коллектива в то время занимал талантливый композитор Дмитрий Степанович Бортнянский. Портрет российского композитора, дирижера и певца украинского происхождения Дмитрия Степановича Борт

" Музыке нужна душа, а у русского она есть, доказательство - наши родные песни. Скажите, есть ли хоть одна из них , которая бы не выливалась из души, не была бы ее отзвуком?

Это слова А. Е. Варламова. Как они точны. И в них отмечена , может быть , самая главная черта русской музыки - богатство мелодики. Эта черта отличает и творчество этого замечательного мастера русского романса.

А. Варламов родился в Москве 15 ноября 1801 года в семье скромного титулярного советника . Музыкальные способности мальчика проявились очень рано, и по совету друзей отец в девять лет определил его в Петербургскую придворную певческую капеллу.

-2

Репродукция картины Петербургской придворной певческой капеллы 1895г.

Пост директора этого хорового коллектива в то время занимал талантливый композитор Дмитрий Степанович Бортнянский.

-3

Портрет российского композитора, дирижера и певца украинского происхождения Дмитрия Степановича

Бортнянского.

Он обратил внимание на юного певчего и его дарование. Вскоре Александр Варламов стал солистом капеллы. Кстати , в годы обучения он обнаружил не только замечательные вокальные данные, но и педагогические способности. Поэтому в 18 лет его отправили на службу за границу , в Брюссель, ко двору великой княгини Анны Павловны. Он стал учителем певчих в русской посольской церкви в Гааге. Конечно, годы, проведенные за границей , оказали на молодого музыканта благотворное влияние. Он познакомился с итальянской и французской оперой, особенно интересовался вокальным искусством иностранных певцов. Здесь он впервые выступил как певец и гитарист, и очень понравился публике. В 1823 году Варламов вернулся на родину. Первые годы он провел в Петербурге. Он давал уроки пения, выступал в качестве певца и дирижера, активно занимался концертной деятельностью. К этому времени относится его знакомство с М..И. Глинкой., которое , возможно , и определило его выбор для себя композиторского поприща.

-4

Портрет русского композитора

М.И.Глинки.

Но тогда, в Петербурге , он почти не сочинял. В 1832 году Варламов получает место помощника капельмейстера московских театров и переезжает в столицу

-5

Репродукция картины " Москва

прошлого века.

Для будущего композитора эта должность открывала большие перспективы, он был тесно связан с театром, сблизился с замечательными актерами Мочаловым, Щепкиным и многими другими представителями московской интеллегенции . Знаком был Варламов и А. С. Пушкиным. Здесь же в Москве русский музыкант познакомился с выступавшим с концертами венгерским композиторои и замечательным пианистом ф. Листом, который симпатизировал ему.

-6

Портрет Ференца Листа - венгерского композитора , пианиста виртуоза, педагога и дирижера.

Но самое главное , эта работа стимулировала его композиторское творчество, ведь по долгу службы он должен был еще и сочинять музыку к спектаклям. Чаще всего это были комедии и водевили. Поэтому именно в Москве достигла рассвета его вокально - исполнительская деятельность, а также раскрылся его романсово - песенный талант. Многие его романсы распространялись среди любителей задолго до того , как издавались. Свой вокальный и педагогический опыт Александр Егорович подытожил а большом труде - " Полная школа пения". Это.была первая русская книга по методике преподавания вокала.

-7

Первая русская книга по методике преподавания вокала.

Но возрастающая слава Варламова стала беспокоить его начальника А. Верстовского, который мечтал закрепить за собой звание первого композитора России. Он стал постепенно оттеснять Варламова на второй план, а в 1843 году композитор вообще был уволен из театра. Здоровье его пошатнулось, материальное положение было очень тяжелым. Мечтал вернуться в Певческую капеллу на должность учителя пения и в 1845 году Варламов переехал в Петербург. Но и здесь надежлы его не оправдались. Путь в театр тоже был закрыт Варламову приходилось зарабатывать частными уроками , выступать в концертах, издавать свои романсы. Кумир московской публики , здесь в чопорном и холодном Петербурге, он был не более чем учтиво принят. Борьба с нуждой подорвала здоровье музыканта, и 15 октября 1848 года он умер. Музыку его ожидало почти столетнее забвение.
Песни и романсы Варламов сочинял всю свою творческую жизнь. К сожаленью, рукописи их почти не сохранились, и мы не можем точно установить даты их создания.